
Жизнь любого человека однажды подходит к своему концу. Но православные христиане воспринимают смерть не как безнадежную трагедию, а как переход из мира временного в мир вечный. Смерть становится продолжением жизни, её логическим развитием. Если человек жил с верой в Бога, то и после кончины он будет с Богом. Если же он избегал Господа, то Творец не будет настаивать, нарушать свободу и позволит умершему существовать без Своего участия. Пусть это и влечёт за собой самые неприятные последствия. Согласно православному вероучению Церковь призвана молиться за своих членов — как живых, так и умерших. И Церковь имеет возможность ходатайствовать перед Богом за людей, ушедших в мир иной, чтобы там, за порогом смерти, они обрели мир и радость в Царствии Небесном. Среди заупокойных молитвословий широкую известность имеет песнопение, названное по первым словам — «Со святыми упокой». О содержании его рассказывает священник Антоний Борисов:
Молитвословие «Со святыми упокой» поётся на каждом заупокойном богослужении — отпевание ли это, панихида, или богослужение родительской субботы — день особого поминовения умерших православных христиан. Песнопение «Со святыми упокой» выражает суть христианского учения о смерти и возможности Церкви молиться об умершем человеке. Так выглядит церковнославянский текст молитвословия:
«Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная».
А так выглядит перевод молитвословия на современный русский язык:
«Со святыми упокой, Христос, душу раба Твоего (или: рабы Твоей), там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная».
Словами песнопения Церковь просит Бога простить умершему все его ошибки, допущенные при жизни. Такая просьба обусловлена верой в то, что Господу подвластно всё. В том числе может Он освятить человеческую личность, изгладить ошибки умершего — сделать усопшего достойным пребывания в Царствии Небесном.
Молитвословие «Со святыми упокой» поётся примерно в середине богослужения, посвященного молитве по умершему и является его смысловой вершиной. Во время пения «Со святыми упокой» священник совершает каждение. Этим действием он показывает, что искренняя молитва возносится к Богу подобно тому, как кадильный дым устремляется вверх. Послушаем песнопение «Со святыми упокой» в исполнении объединённого хора Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии.
Икона Божией Матери «Воспитание»

Икона Божией Матери «Воспитание» пришла в Россию из Византии в восемнадцатом веке. Это образ, написанный по типу Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает Путеводительница. Пресвятая Богородица левой рукой удерживает на коленях Божественного Сына, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
От других икон, выполненных в традиции Одигитрия, «Воспитание» отличается одеянием Иисуса. Божественный Отрок изображён без хитона, в наброшенном на обнажённые плечи гиматии. Это прямоугольный кусок ткани, в евангельские времена его носили как верхнюю одежду. На иконе «Воспитание» гиматий предстаёт прообразом плащаницы, которой обернули Тело Спасителя после снятия с Креста. Так иконописец подчеркнул, что Иисусу, сидящему на коленях у Матери, предстоит принять мученическую смерть ради Спасения человечества. А название образа — «Воспитание», призывает помнить, что Подвиг Христа — это величайший пример для юных сердец.
Один из самых известных списков иконы с восемнадцатого века хранился в Москве, в Казанском соборе на Красной площади. В день празднования образа «Воспитание», 18 марта, здесь ежегодно совершалось торжественное богослужение, посвящённое иконе. Сотни родителей соборно просили у Небесной Заступницы помощи в воспитании своих чад. И каждый от всего сердца возносил у иконы слова молитвы: «Вручаю дитя моё всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству».
В 1917 году к власти в России пришли безбожники. Казанский собор на Красной площади снесли. Икона «Воспитание» бесследно исчезла. А вот родительская боль за детей, горячее желание вырастить их добрыми, честными, отзывчивыми никуда не делись. И когда в конце двадцатого столетия настала пора возрождения православной веры, списки древнего образа появились во многих храмах. Есть икона «Воспитание» и в Казанском соборе, восстановленном на Красной площади в 1993 году.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Владимирская Заоникиевская икона Божией Матери

История Заоникиевской иконы Божией Матери связана с именем преподобного Иосифа, подвизавшегося в монашестве в шестнадцатом веке. До пострига он был крестьянином, жил в деревне Лучниково в четырнадцати километрах от Вологды. В миру подвижника звали Илларион Амбросиев.
Он страдал болезнью глаз и горячо молился об исцелении. Когда крестьянин полностью ослеп, ему явились святые римские врачи-бессребреники Косма и Дамиан. Они повелели отправляться в долину за ближайшим Оникиевским лесом и отыскать там образ Богородицы. Непросто было это сделать слепому! Он преодолевал расстояние с молитвой, с помощью посоха определяя дорогу. И внезапно был поражён ярким светом! Зрение вернулось к крестьянину, и первое, что он увидел, — список Владимирской иконы Божией Матери.
С любовью и благодарностью Илларион воспринял святыню. На месте её обретения он установил поклонный крест. И все свои средства потратил на строительство часовни для хранения чудотворного образа. Об иконе, найденной Илларионом, узнали сначала жители деревни Лучниково, а затем и других окрестных селений. К святыне потянулись богомольцы. По молитвам перед ней происходили исцеления. Образ Божией Матери, хранимый в часовне за Оникиевским лесом, в народе получил название Заоникиевский.
Епископ Вологодский и Великопермский Антоний благословил учредить на месте явления святыни монастырь. Вслед за иконой обитель стали называть Заоникиевской. Илларион принял здесь постриг с именем Иосиф. По смирению он отказался возглавить общину, оставаясь простым иноком.
Заоникиевская икона много веков оставалась главной святыней обители. Дважды в год с ней обходили крестными ходами соседние сёла. Молитвенные шествия прекратились после революции 1917 года. Безбожники закрыли монастырь. Заоникиевский образ был утрачен. Есть версия, что сейчас святыня пребывает в частной коллекции в Италии. Монастырь в деревне Лучниково вновь стал действующим в 2018 году. Его насельники надеются, что когда-нибудь смогут помолиться перед древним Заоникиевским образом Божией Матери, который положил начало монастырской летописи.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Виленский образ Божией Матери

Виленский образ Божией Матери относится к иконописному типу Одигитрия, что переводится с греческого языка как Путеводительница. Пречистая Дева на изображении одной рукой поддерживает Богомладенца, а другой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. По Преданию, икону написал апостол Лука при жизни Пресвятой Богородицы. Святыня хранилась в Иерусалиме, а в начале четвёртого века стала частью сокровищницы византийских императоров в Константинополе. В 1472 году греческая царевна Софья Палеолог, выйдя замуж за русского князя Ивана Третьего, привезла икону в Москву.
У супругов родилась дочь Елена. Она унаследовала древнюю Одигитрию и взяла её с собой в Вильно — современный Вильнюс, став женой великого литовского князя Александра. Когда же Елена скончалась в 1513 году, икону поместили над её захоронением в соборе Успения Пречистой Богородицы. Древняя Одигитрия больше четырёх веков пребывала в Вильно и получила название Виленская. Святыня покидала город лишь во время Северной войны в начале восемнадцатого века. Икону тогда увезли подальше от фронта, в Успенский монастырь села Жировичи, сейчас это территория Белоруссии.
По возращению в Вильно образ Божией Матери поместили в драгоценный киот под сводами собора Святой Троицы. В 1706 году этот храм пережил опустошительный пожар. Огонь истребил всё убранство церкви, но не коснулся чудотворного Виленского образа. В 1851 году святыня стала частью иконостаса Троицкого собора. Она находилась слева от Царских врат алтаря. Оклад иконы украшали многочисленные драгоценности. Это были приношения верующих, которым Богородица помогла по молитвам перед Виленским образом.
Во время Первой мировой войны в 1915 году Вильно вновь оказался в зоне боевых действий. Город в то время относился к Российской империи, и священноначалие Русской православной церкви позаботилось об эвакуации Виленской иконы. Святыню вывезли в Московский Донской монастырь. После революции 1917 года эту обитель разорили безбожники. С тех пор нет никаких сведений, где находится Виленский образ Божией Матери. Сохранился лишь точный дореволюционный список иконы, который также почитается чудотворным. Помолиться перед ним можно в Вильнюсе, в православном монастыре Святого Духа.
Все выпуски программы Небесная Заступница