Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Вопросы неофита

«Смыслы Успенского поста». Священник Михаил Словцов

«Смыслы Успенского поста». Священник Михаил Словцов


У нас в гостях был клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов.

Разговор шел о смыслах и значении Успенского поста и почему его считают вторым по строгости после Великого, а также о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Вместе с нашим гостем мы размышляли о том, для чего христианину нужен пост и как можно провести это время с духовной пользой.

Ведущий: Александр Ананьев


Александр Ананьев:

— Ну что ж, добрый вечер, дорогие друзья. Обычно «добрый вечер» я говорю радостнее, светлее что ли, потому что и «Светлая студия» «Светлого радио» на «Светлой» Андреевской набережной и собеседники всегда светлые. Но сегодня я говорю это несколько сумеречно. А все потому, что сегодня первый день поста. Причем, как я выяснил, едва ли не такого же строгого, как и Великий пост. Сегодня 14 августа, начало Успенского поста. Конечно же, в этот день можно и нужно поговорить о смысле того, что будет происходить в течение многих дней впереди. Для этого разговора я пригласил священника, который мне очень дорог. В силу возраста, он очень молод, для священника непривычно молод, но то, как он размышляет и то, как он видим это и чувствует, мне, неофиту, очень близко. Это очень здорово. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов. Добрый вечер, отец Михаил. Здравствуйте.

Священник Михаил Словцов:

— Добрый вечер, Александр.

Александр Ананьев:

— Неофитский вопрос. В первый день поста надо ли говорить: отец Михаил, поздравляю вас с первым днем поста?

Священник Михаил Словцов:

— Можно. Главное, без издевки.

Александр Ананьев:

— Нет, без издевки абсолютно, никаких издевок, но пост же это время испытаний, лишений, трудностей. Никто же не будет говорить: о, ты взял ипотеку и будешь теперь восемь лет ее выплачивать? Я тебя поздравляю.

Священник Михаил Словцов:

— Тридцать.

Александр Ананьев:

— Тридцать, да. Никто же не будет с этим поздравлять. Хотя с ипотекой, наверное...

Священник Михаил Словцов:

— Поздравляют.

Александр Ананьев:

— Поздравляют тоже? Ну, хорошо, это не тот пример. Все равно, если у человека впереди трудности и испытания, никому же не придет в голову его поздравлять? Давайте начнем с вопроса философского, но важного. Почему пост — это то, с чем надо поздравлять?

Священник Михаил Словцов:

— Наверное, потому что пост — это время, в которое человек может преобразиться, он может измениться и стать немножко лучше.

Александр Ананьев:

— Мы не можем преобразиться в любое другое время?

Священник Михаил Словцов:

— Можем, но как-то не до этого. Если честно посмотрим на себя, то обычно люди... Если посмотреть, Великий пост — это пост который держат, стараются соблюдать намного больше людей, чем все остальные посты. У нас есть разные градации верующих: есть постоянные прихожане, которые стараются все посты соблюдать, среду и пятницу держат, постоянный костяк; есть очень много людей, которые только Великий держат. Они раз в год берут на себя такой подвиг и, слава Богу. Что интересно, разговаривая после поста, когда уже Пасха прошла, когда все немножко расслабились, люди говорят: что-то я расслабился и откатился назад немножко. Пост помогает нам сосредоточиться, марш-бросок совершить, сделать над собой усилие к тому, чтобы измениться.

Александр Ананьев:

— Давайте откровенно, вот недавно был марш-бросок в Петров пост. И раз и уже Успенский пост.

Священник Михаил Словцов:

— Петров пост это очень сложно, это самый сложный пост. Я по своему опыту скажу, что это самый сложный пост в году. Он вроде бы не строгий, можно рыбу есть и изобилие овощей, фруктов, на рынках появляется все-все-все. В плане пищи. Но из-за того, что недавно был Великий, не успели еще...

Александр Ананьев:

— Вот. А ведь самая-то большая проблема это даже не то, что недавно был Великий. А самая большая проблема, что все едут на машине с открытыми окнами за город, на дачу, там шашлыки. Все соседи, эти «нехорошие» в кавычках люди замариновали баранину, говядину, кто-то курочку замариновал, пахнет жареным луком и счастьем. А ты такой сидишь, жуешь укроп и говоришь: какой я молодец!

Священник Михаил Словцов:

— «Не ядущий не осуждай ядущего!»

Александр Ананьев:

— Не-не-не, я не осуждаю, я страдаю с удовольствием. И еще отец Михаил приходит и говорит: Александр, я вас поздравляю, Ты сидишь такой на веранде...

Священник Михаил Словцов:

— У вас есть возможность бороться с чревоугодием. Вы получили прекрасную возможность бороться со чревоугодием.

Александр Ананьев:

— Вы сейчас по больному ударили, прямо по больному ударили, отец Михаил.

Священник Михаил Словцов:

— Потому что если мы посмотрим на творения отцов пустынников, то три основные страсти, борьбой с которыми начинается духовная жизнь. Первое это чревоугодие, второе сребролюбие, третье это блуд. Это три страсти, которые связаны с телом.

Александр Ананьев:

— Я бы блуд на место повыше поставил, после чревоугодия.

Священник Михаил Словцов:

— Первое с чем надо бороться?

Александр Ананьев:

— В Патерике, по-моему, так и указано было, сначала чревоугодие, потом блуд, потом сребролюбие как следствие.

Священник Михаил Словцов:

— У разных отцов, у Евагрия, например, он говорит, что чревоугодие, сребролюбие, блуд, потому что первые две производят третью, способствуют развитию третьей. А у Иоанна Кассиана Римлянина, по-моему, наоборот. Я могу ошибаться, потому что у разных отцов эта градация немножко отличается, но в целом это страсти, которые связаны с нашим телом, не только с душой, с ними, как оказывается, сложнее всего бороться. А, не преодолев их, особого успеха во всем остальном, в гордости, в гневе, в тщеславии, зависти и тому подобном, то есть в духовных грехах и страстях, не сделаешь.

Александр Ананьев:

— Допустим, к вам в замечательный храм Сергия Радонежского на Ходынском поле, невероятно красивый, даже не храм это — комплекс, где есть все, что нужно для жизни, начиная с восхитительной трапезы с камином, заканчивая собственной маленькой телестудией, очень люблю я там у вас бывать. И вот, допустим, в этот храм прихожу я и говорю: отец Михаил, дорогой, а благословите меня не поститься Успенским постом. Многие относятся к нему так, есть и есть. Великий пост — безусловно. Рождественский пост — ну, конечно, мы готовимся к празднику. Успенский — не до этого, у нас отпуск, у нас путевки куплены, нельзя же поехать в отпуск, и не... Что вы ответите мне? Или не мне, а любому другому?

Священник Михаил Словцов:

— Гипотетическому прихожанину.

Александр Ананьев:

— Гипотетическому прихожанину, да. Там всего-то 14 дней.

Священник Михаил Словцов:

— Две недели.

Александр Ананьев:

— Ну, зачем?

Священник Михаил Словцов:

— Если человек приходит с таким вопросом, то это, скорей всего, свидетельство его, как правильно сказать, чтобы не обидеть?

Александр Ананьев:

— Глупости, слабости?

Священник Михаил Словцов:

— Нет, несовершенства. Внутренней духовной несвободы и несовершенства.

Александр Ананьев:

— Мы все не совершенны.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Но здесь именно вопрос, когда человек сам для себя не может решить, буду я поститься или нет. Соблюдение поста, помимо того, что это общецерковное установление, типикон предписывает определенные постные периоды в годичном цикле жизни... И в то же время решение о том, как я буду поститься, насколько строго я буду поститься, буду ли я соблюдать все, как предписано в Типиконе, сухоядение без масла, как Великим постом, или я позволю себе какое-то послабление. Священник не может упразднить пост. Я не могу благословить человека не поститься.

Александр Ананьев:

— Не можете?

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Ну, вот нет. Как твоя совесть. Ты постишься, ты же для Господа постишься?

Александр Ананьев:

— Для себя.

Священник Михаил Словцов:

— Смысл?

Александр Ананьев:

— Смысл? Чтобы освободить место для Господа.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, я про другое, вы не совсем правильно меня поняли. Постишься для Господа в том смысле, что ты перед Богом постишься.

Александр Ананьев:

— Это, безусловно.

Священник Михаил Словцов:

— И Ему наш пост не нужен.

Александр Ананьев:

— Не нужен, он нужен мне.

Священник Михаил Словцов:

— Это определенное духовное упражнение, которое нужно для того, чтобы моя душа окрепла, победила свои недостатки, несовершенства, страсти в какой-то степени. Но мы все это делаем перед Богом. И Бог, только Бог будет судить, насколько достойно ты прошел поприще того или иного поста.

Александр Ананьев:

— Почему я задал этот вопрос, хотя он звучит действительно довольно странно.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, он не странно звучит. Здесь вопрос в том, что приходит человек и говорит: можно я не буду поститься, потому что мне не хочется.

Александр Ананьев:

— Да. У меня есть ощущение, что если тебе не хочется, это не имеет смысла. Пост имеет значение...

Священник Михаил Словцов:

— Мне вообще ничего не хочется. Утром вставать с кровати не хочется. Я сегодня утром проснулся...

Александр Ананьев:

— Я вам не верю.

Священник Михаил Словцов:

— Я сегодня утром проснулся, а мне литургию служить. Мне так еще полчасика поспать хочется, я не выспался, разбитый весь, заставить себя встать с кровати так тяжело, но я встал и пошел, потому что надо служить литургию. Я понимаю, что придут люди, что нужно идти и молиться, это вообще искушение обыкновенное. И моя безалаберность, надо было раньше лечь спать, не в 12 ночи, а в 11 надо было лечь спать, и тогда бы утром я проснулся бодренький, свеженький и выспавшийся. Точно так же с постом. Человеку просто над собой не всегда хочется делать усилие. Ему хочется жить в комфорте, ему хочется пить кофе с молоком, а не просто черный, потому что черный не вкусный. Это все производится страстями, которые есть в нас и с которыми надо бороться. Поэтому когда человек приходит и говорит: я не хочу поститься, потому что мне не хочется, лень, я устал от этого. Сделай над собой хоть немножко усилие, хоть какую-то меру поста на себя возьми и попостись хоть немножко, победи в себе эту самость твою, самолюбие свое.

Александр Ананьев:

— Добавлю еще немножко перца в наше приготовляемое в студии блюдо. Но ведь невольник не богомольник. Если человек не испытывает потребности, если человек не испытывает радости, если человек не испытывает желания, ты можешь его десять раз заставить что-то не есть, но вызовешь только раздражение, усталость и гнев. ... Это бесценная была тишина.

Священник Михаил Словцов:

— Мы постимся для чего? Для того чтобы бороться со своим раздражением? Для того чтобы превозмогать себя. Вообще все хорошее, что в нас есть, чаще всего достается нам через определенные страдания, через боль. Мы рождаемся через боль. Правда, не мы ее испытываем, хотя ребенок, наверное, тоже что-то испытывает, какое-то неприятное ощущение, когда появляется на свет. Но и мать испытывает боль, и потом эта боль обращается в радость, как в Писании сказано.

Александр Ананьев:

— Другими словами, если человек приходит к вам, хватает вас за подрясник и говорит: отче, я так хочу поститься, — вы ему скажете: ну, тебе тогда и не обязательно. А если человек придет, скажет: я не хочу — вы скажете, а вот тебе нужно, тебе особенно нужно.

Священник Михаил Словцов:

— Нет. Иногда через силу нужно человеку.

Александр Ананьев:

— Это параллель такая.

Священник Михаил Словцов:

— Это же все очень индивидуально. Бывают люди, я сталкиваюсь с таким, когда люди по своей похоти не хотят поститься. И тут надо немножко...

Александр Ананьев:

— Дело не в похоти. Обычные люди действительно выделяют два поста в году, которые для них крайне важны. А Петров и Успенский, как-то не опционально, и уже, раз, на работе в столовой курочку, котлетку, молочка в кофе добавил. «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов терпеливо и мудро сносит вопросы неофита и дает глубокие мудрые ответы. Сегодня, конечно же, в первый день Успенского поста мы говорим о нем. Почему мы готовимся, не говорю празднуем, хотя, наверное, это слово тоже было бы уместно, почему мы готовимся к дню Успения Пресвятой Богородицы. Это единственный пост, который посвящен смерти, а не рождению или дню памяти.

Священник Михаил Словцов:

— А мы вообще в Церкви празднуем дни рождения, кроме Христа и Богородицы?

Александр Ананьев:

— Празднуем, конечно, день рождения Христа и Богородицы. Прекрасные праздники.

Священник Михаил Словцов:

— Ну да. Кроме Рождества Богородицы и Рождества Христова мы еще чьи-то рождения празднуем?

Александр Ананьев:

— Ваш, дорогого отца настоятеля.

Священник Михаил Словцов:

— Это не церковный праздник. Я говорю именно про внутрицерковный, который богослужебно...

Александр Ананьев:

— Богослужебно нет.

Священник Михаил Словцов:

— А мы чаще всего празднуем память святых в какой день? В день их смерти. Мы празднуем это. Например, преподобный Сергий Радонежский наш, два дня памяти, один день памяти это день его блаженной кончины, а второй день памяти это обретение мощей. Если мы посмотрим, когда мы празднуем дни памяти святых, то это день их блаженной кончины либо это день обретения мощей, перенесения мощей, и что-то с этим связанное, с каким-то чудом большим. Почему? Для современного человека это достаточно сложно понять.

Александр Ананьев:

— Сложно.

Священник Михаил Словцов:

— Потому что мы цензурируем смерть.

Александр Ананьев:

— Что значит цензурируем смерть, поясните.

Священник Михаил Словцов:

— В современном мире как? Умер человек.

Александр Ананьев:

— Это беда.

Священник Михаил Словцов:

— Беда. Умер человек, бабулечка, например. Приезжают ее дети, внуки, и практически сразу бабулечку увозят в морг, и там она до третьего дня находится. Там ее омывают, там специально обученные люди готовят ее к погребению, кладут в гроб. И в следующий раз, когда усопшего родственника люди видят...

Александр Ананьев:

— Уже на отпевании.

Священник Михаил Словцов:

— На отпевании. Если еще отпевание есть. А, к сожалению, в современном мире людям даже... можно мы отвезем тело не в морг, а в крематорий, к сожалению, это сейчас распространено, или на кладбище.

Александр Ананьев:

— Чтобы лишний раз не увидеть смерть.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Потому что понимание смерти в современном мире у современного человека — это ужасно. Смерть это страх.

Александр Ананьев:

— Смерть это ужасно, Господь не придумал смерть, смерть Господу отвратительна.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Но Воскресением Христа все поменялось. Если мы почитаем про Успение Божьей Матери, мы знаем ...

Александр Ананьев:

— Я не совсем понимаю. Отец Михаил, простите, я вас перебил. Но Сам Христос плачет, когда Его друг умирает, плачет от горя, как человек.

Священник Михаил Словцов:

— Да, потому что для Бога смерть не...

Александр Ананьев:

— Он же не радуется, не празднует.

Священник Михаил Словцов:

— Да, для Бога смерть это не то, что было в планах на человека.

Александр Ананьев:

— Мы не рождены для смерти, да.

Священник Михаил Словцов:

— Для Бога плана, что человек будет умирать, не было. Но так случилось, и Бог в любом случае скорбит, что друг Его умер. И всякая смерть для Него это противоестественно, относительно задумки Бога о человеке.

Александр Ананьев:

— Больно для Него и очень больно для остальных.

Священник Михаил Словцов:

— Соответственно, когда Христос Воскрес, для христиан, как апостол Павел пишет: «Смерть для меня приобретение». Смерть стала приобретением. Если мы вернемся к Успению Пресвятой Богородицы, то... мы вообще об этом празднике знаем из сочинения, которое называется...

Александр Ананьев:

— Из апокрифа.

Священник Михаил Словцов:

— Это не апокриф, это сочинение 5-го века, оно называется «Сказание святого апостола Иоанна Богослова об Успении Божьей Матери» или как-то так плюс/минус. Если слушателям интересно, они могут загуглить и почитать это все. Оно надписано именем Иоанна Богослова для придания большей авторитетности этому сочинению. В этом тексте мы видим отношение христиан к смерти и отношение Божьей Матери к смерти. Там есть такой удивительный момент, когда апостолы на облаках к дому Богородицы были принесены, они узнали о том, что Пресвятая Богородица на следующий день отойдет ко Господу, стали обливаться слезами, плакать и сожалеть. О чем? Там написано: о своем сиротстве. О том, что они останутся без Пречистой Девы Марии здесь. И Она им говорит: не скорбите, не омрачайте этого праздника своими слезами, а лучше радуйтесь со Мной, что Я иду к Своему Сыну возлюбленному. Это понимание смерти было естественным для первых христиан и вообще для христиан. Мы даже отпеваем в белых одеждах. Белые одежды это не символ траура. Смерть для христианина это не конец, это не ужас, это встреча с Богом и переход в вечность. Именно поэтому мы празднуем смерть Пресвятой Богородицы, что мы радуемся, что Она, некогда страдавшая, болезнующая сердцем о смерти Своего Сына, плач Богородицы, канон есть потрясающий, который в Великую Пятницу читается, возвращается к Нему, Она предает Свою душу в Его Пречистые руки. Для Нее это радость, и мы радуемся этой радостью. Вот примерно так. Когда мы понимаем смерть в таком ключе, как достижения цели, встречи со Христом, тогда смерть не оказывается ужас-ужас и не видеть бы ее. И родственники почему чаще всего плачут, страдают и рыдают? Мы недавно отпевали нашего знакомого, друга. Очень много пришло людей, которые с ним работали, и все говорили на протяжении трех часов. Он такой директор был, о котором три часа люди говорили, и говорили очень хорошее и всевозможные истории, вещи рассказывали о нем. Я в конце, мне нужно было уходить, встал и говорю: мы все говорим о том, как нам будет плохо без него. Нам будет плохо без него. И чаще всего страдания и скорбь, которую в связи со смертью человек испытывает, он ее испытывает потому, что не знает, как же мы дальше без тебя будем.

Александр Ананьев:

— Я открыл сейчас текст вот этого повествования, «Сказание об Успении Пресвятой Владычице нашей Богородице». Тут очень пронзительно, я не читал это повествование, но написано потрясающе. «Когда же Иоанн услышал, что Она говорит „Изыду из тела“, то положил лицо на колени и зарыдал, говоря: о, Господи, почему мы терпим ныне другую скорбь? Почему бы лучше я не исшел из тела, чтобы Ты обо мне позаботилась и погребла, о, Госпоже мира?» Красиво очень.

Священник Михаил Словцов:

— Вообще все сочинение очень красивое.

Александр Ананьев:

— Собственно, все то, что мы переживаем постоянно снова и снова. Возвращаемся к Успенскому посту. То, что мы готовимся Успенским постом к Успению Пресвятой Богородицы, делает его в моем понимании каким-то особенным, более печальным, что ли, более светлым, что ли. Он требует какого-то иного отношения. По крайней мере, у меня есть внутреннее ощущение. Спрошу я вас. Как-то это отражается на самом посте, на нашем к нему отношении? Или же нет, он ничем не отличается по своему внутреннему устройству, состоянию и эмоциям от Петрова поста и любой другой среды и пятницы? Как мне кажется, правильный ответ: о, Александр, конечно же, он совершенно другой и по настроению, и по ритмике, и по своему драматизму. Хотя, наверное, было бы правильно ответить: Александр, не придумывайте лишнего, это просто пост.

Священник Михаил Словцов:

— Пост всегда пост. Великий пост отличается.

Александр Ананьев:

— Великий, да.

Священник Михаил Словцов:

— Потому что отличаются богослужения кардинально.

Александр Ананьев:

— Там своя драматургия.

Священник Михаил Словцов:

— Он богослужением кардинально отличается. Все-таки пост это же не только пища и питие, но это и богослужение.

Александр Ананьев:

— Ох, мы с вами через минуту полезной информации поговорим о пище и питие. Я бы с вами радостно согласился и пошел бы дальше пить кофе без молока, если бы не то, что именно Успенским постом у нас ореховый Спас, яблочный Спас, и какой еще?

Священник Михаил Словцов:

— Медовый.

Александр Ананьев:

— И медовый Спас. Кстати, он, по-моему, сегодня даже.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Мне нравятся все названия со Спасами.

Александр Ананьев:

— Мне безумно нравится, это очень по-народному, очень радостно, и потом в храме какая красота.

Священник Михаил Словцов:

— Все мед приносят.

Александр Ананьев:

— У меня есть знакомый пчеловод. Какие прекрасные вещи он делает с этим медом! Это лучший из десертов — мед в сотах, который он мне иногда приносит в подарок. Это чудо какое-то. Вот и скажите мне, что этот пост не про еду?

Священник Михаил Словцов:

— Про еду мы поговорим. Я закончу мысль о том, что богослужения в Успенский пост, особенно в современной практике, не отличается от других дней года, оно такое же.

Александр Ананьев:

— Хорошо, скорби в сердце должно быть больше?

Священник Михаил Словцов:

— Пост не может быть радостным?

Александр Ананьев:

— Нет, сосиски нельзя, молоко нельзя, какая радость? Грешен я, отец Михаил, грешен. Давайте минуту полезной информации. Мне надо привести в порядок смятенные чувства мои. А через минуту мы вернемся к разговору. Не переключайтесь, друзья. Поздравляем вас с первым днем Успенского поста безо всякой иронии, правда. Хорошее время начинается.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Я Александр Ананьев задаю их ныне клирику храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священнику Михаилу Словцову, которого выводят из его душевного равновесия все эти яблочные, медовые, ореховые Спасы, и, наверное, вернемся к ним.

Священник Михаил Словцов:

— Вы, конечно, утрировали про выводят из душевного равновесия.

Александр Ананьев:

— Утрировать это вообще мое второе имя. Меня так супруга обедать зовет: эй, утрировать, пошли есть постный ужин. Действительно, этот пост в православной традиции ужасно вкусный. И понятно почему, это время урожая. Урожай яблок, урожай орехов, урожай картошки, всего остального — это же золотое время. Время отпусков опять же. Когда мы в отпуск уходим? Ну, конечно, в августе, самое прекрасное время. И на море уже прекрасно, и на даче прекрасно, и вообще все хорошо, и можно вдыхать. И тут на тебе, пожалуйста, пост.

Священник Михаил Словцов:

— Уж эти православные.

Александр Ананьев:

— Почему? Люди, люди, живые люди, которые хотят жить. И тут я чувствую какой-то диссонанс, несоответствие этой красоты мира и необходимости сдерживания себя, причем, тихой скорби в сердце по поводу грядущего Успения Богородицы. Трудно заставить себя радоваться, потому что Пресвятая Дева Мария уходит. Что со всем этим делать?

Священник Михаил Словцов:

— Не понимаю, зачем вы скорбите?

Александр Ананьев:

— Еще раз, это единственный пост, посвященный смерти. Я знаю, смерти нет, но все равно, когда уходит дорогой человек... Всегда, когда трудно, я в молитве обращаюсь к Богородице, в первую очередь. Она утешит, Она обнимет, Она покроет, Она защитит, Она близко, рядом, и Она любит так, как...

Священник Михаил Словцов:

— Я просто не понимаю, почему нужно скорбеть, если Пресвятая Богородица, когда придавала Свой дух Своему Сыну... Если почитаете это произведение, советую для общего развития нашим слушателям.

Александр Ананьев:

— Да и вообще хороший вечер для того, чтобы почитать сегодня «Сказание об Успении Пресвятой Богородицы». Оно же небольшое?

Священник Михаил Словцов:

— Небольшое, я думаю, полчаса времени займет. Там нет и намека на какой-то страх, на какое-то смятение, на какую-то грусть, печаль от грядущей смерти у Пресвятой Богородицы. И вопрос, почему мы должны испытывать такие чувства. Понятно, почему апостолы обливались слезами, сожалели. Потому что они были современниками, они лицом к лицу и не один год с Пресвятой Богородицей служили в деле проповеди Христовой. Она была для них дорога не в той же степени, как для нас, я бы так сказал. И для нас Она дорога, мы Ее почитаем и молимся Ей, но для них — я думаю, слушатели понимают, о чем я пытаюсь сказать — это немножко другой уровень отношений. И понятно, почему они скорбели. Но нам сейчас, мне кажется, следует радоваться той радостью, которой радовалась Пресвятая Богородица от того, что Она переходит к Своему Сыну, что Она уснула, само слово «успение» — это сон, глубокий, спокойный. Если успение в плане смерти, то это безболезненная, спокойная, совершенно мирная кончина.

Александр Ананьев:

— По-моему, я задавал как-то этот вопрос, но однозначного ответа не получил. Кажущееся этимологическое сходство между словами «успение» и глаголом «успевать, успеть» и существительным «успех» только кажется странным, причем здесь успение и успех. А задуматься, если мы говорим не о смерти, а об успении и о том, что нужно успеть, о том, как добиться успеха в жизни, то есть не умереть, а именно прожить успение, становится понятно, каким должно быть отношение к смерти у христианина. Согласитесь, это интересная мысль, по крайней мере.

Священник Михаил Словцов:

— Да.

Александр Ананьев:

— Мы не филологи, чтобы давать однозначную оценку, что, да, мол, глагол «успеть» происходит от успения. Но что-то в этом есть.

Священник Михаил Словцов:

— Но что-то есть. Надо, конечно, у филологов консультацию запросить.

Александр Ананьев:

— Непременно запросим, в следующий раз обязательно. Заканчивая часть нашего разговора, посвященную вот этому произведению, хочу 14-ю главу, буквально в двух предложениях, уж очень хорошо написано. «Апостолы же унесли честное тело Преславной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, положили в новом гробе. Пребывали же во гробе они единодушно в течение трех дней. После же трех дней, отверзши гроб, чтобы поклониться честной Скинии Прехвальной, мы нашли только покрывала, ибо Она была перенесена воплотившимся от Нея Христом Богом в вечное наследие». Прекрасно. Продолжаем разговор. Это «Вопросы неофита». И вопрос вот какой. Я сегодня прочитал, готовясь к нашему разговору, что по строгости это второй пост. И вот это мне вообще непонятно. Я был уверен, что он как минимум третий, после Рождественского, потому что Рождественский гораздо более значимый в нашем сознании. А тут, поди ж ты, самый строгий. В самое щедрое данное природой и Богом время.

Священник Михаил Словцов:

-Я не понимаю, вы так говорите про щедрое данное Богом время, как будто у вас курица созрела.

Александр Ананьев:

— У меня нет. Но в народной традиции...

Священник Михаил Словцов:

— Бычок созрел, о-па, бычка надо срывать с веточки, стейк говяжий кушать.

Александр Ананьев:

— Но вы же знаете, овощи недорогие.

Священник Михаил Словцов:

— Сейчас бедные наши слушатели. В первый день поста про стейк говяжий, батюшка.

Александр Ананьев:

— Но зато какой молодой чеснок прекрасный, какие огурцы сейчас хорошие. Знаю место, где хорошие помидоры.

Священник Михаил Словцов:

— Все что поспевает, самое время есть все с грядки, если есть грядка. Если нет, с рынка.

Александр Ананьев:

— Так почему он такой строгий, отец Михаил?

Священник Михаил Словцов:

— Можно я скажу банально? Потому что так в уставе написано.

Александр Ананьев:

— Но есть же какой-то смысл в этом?

Священник Михаил Словцов:

— Честно? Я не отвечу на этот вопрос. Почему именно Церковью предписывается так строго поститься, я затрудняюсь ответить.

Александр Ананьев:

— Один из вариантов ответа может быть таким. Александр, он самый короткий.

Священник Михаил Словцов:

— Это несложно, две недели попоститься.

Александр Ананьев:

— И эта интенсивность как раз и возможна, и допустима, и не составит никакого труда прожить этот пост так интенсивно, ярко и с таким напряжением, потому что это недолго, это две недели, которые ты ощутишь как резкий взлет и это очень полезно для тебя. Может быть, в этом дело. В виду того, что он не продолжительный.

Священник Михаил Словцов:

— Может быть, то есть такой марш-бросок.

Александр Ананьев:

— Ну да, марш-бросок. В богослужебном круге это как-то отражается, в службах?

Священник Михаил Словцов:

— Если я не ошибаюсь, нет.

Александр Ананьев:

— Вот те раз?

Священник Михаил Словцов:

— Это сложно, потому что я по своей невнимательности, самонадеянности даже, не посмотрел Уставные указания. Я точно знаю, что на Петров пост могут быть службы с Аллилуйей. У нас есть два вида, когда на утрене поется либо Бог Господь, либо Аллилуйя. Аллилуйя это такая постовая служба, более строгая, отличается. Успенским постом, по-моему, такого нет, то есть устав не предписывает Аллилуйя. Но это нужно уточнить и посмотреть. В современной практике ничем не отличается.

Александр Ананьев:

— Есть что-то, что нужно сделать обязательно, помимо собственно соблюдения поста и по-прежнему регулярного причастия, допустим, посетить какое-то богослужение, где будет происходить что-то важное, миропомазание или еще что-то? Что-то, что будет происходить этим постом, на что нужно будет обязательно обратить внимание.

Священник Михаил Словцов:

— Я думаю, что обязательно этим постом нужно посетить богослужение праздника Преображения Господня. В народе его называют яблочный Спас.

Александр Ананьев:

— 19 августа, яблочный Спас который.

Священник Михаил Словцов:

— Да, яблочный Спас. Но это в первую очередь Преображение Господне, великий двунадесятый Господский праздник. Его обязательно надо посетить. Ну, и воскресные богослужения. Я думаю, для людей, которые работают, живут в ритме большого города, это вполне себе достойное проведение поста. Может быть, так как пост очень короткий, постараться за эти две недели с каким-то своим недостатком, который сильно мучает, как-то собираешься с ним побороться, пытаешься его победить, начать хотя бы путь борьбы с ним, все как-то руки не доходят, некогда, завтра, в понедельник начну. В тренажерный зал начну ходить с понедельника, и этот понедельник никак не наступает. С сегодняшнего дня, с 14 августа, давайте начнем.

Александр Ананьев:

— Все бы ничего, но все это мне очень напоминает модные ныне марафоны. Вот что меня смущает. Когда говорят: итак сейчас мы начинаем марафон, в течение двух недель мы с вами выберем, от чего мы будем избавляться, и мы от этого избавимся. Фу.

Священник Михаил Словцов:

— Почему фу?

Александр Ананьев:

— Почему фу? Потому что теряется духовный смысл поста.

Священник Михаил Словцов:

— Духовный смысл поста заключается в борьбе со страстями.

Александр Ананьев:

— Превращается в какой-то он-лайн челлендж.

Священник Михаил Словцов:

— Нет, вы челлендж сами себе ставите, вы же не перед кем-то. Это, во-первых. А во-вторых, пост для того и нужен, чтобы мы менялись. Если мы не будем ставить перед собой задачу... Поменяться во всем...

Александр Ананьев:

— Задача должна быть осязаемой. Если ты ставишь перед собой задачу похудеть на пять килограммов за время поста, пост превращается во что-то странное.

Священник Михаил Словцов:

— В диету, это вред. Нет. Давайте такой реальный челлендж. Как говорят, привычка три недели вырабатывается. Если у нас Успенский пост две недели, он коротенький достаточно, давайте выберем что-то, с чем мы можем продолжать потом... нам надо начать, обычно втягиваешься. Как со спортом, начать очень сложно, можно полгода себя заставлять начать ходить в спортивный зал на какие-то тренировки, секции и чем-то заниматься. И как только ты это усилие над собой сделал, зарядился и начал, то потом за уши не оттянешь, потребность появляется у человека в этом. Возьмем Успенский пост. Например, человек страдает страстью, в современном мире распространенной — сквернословием. Эти две недели человек усиленно следит за тем, что он говорит и что исходит из его уст, и старается совершенно-совершенно не материться.

Александр Ананьев:

— Вы новости читали, это невозможно. Шучу. Возможно.

Священник Михаил Словцов:

— Возможно. Конечно, сходство есть с марафоном. Но сейчас можно, находя аналогии в современном мире, любую идею превратить...

Александр Ананьев:

— В абсурд.

Священник Михаил Словцов:

— В абсурд, да. И тогда мы вообще ничего не сделаем, не начнем. Вот, пожалуйста, хороший... Кто страдает страстью сквернословия, пожалуйста, у вас есть две недели для того, чтобы преуспеть в борьбе с этой страстью.

Александр Ананьев:

— «Вопросы неофита» на Радио ВЕРА. Клирик храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священник Михаил Словцов объявляет марафон Преображения.

Священник Михаил Словцов:

— Бесплатный.

Александр Ананьев:

— Бесплатный. Именно сейчас у вас есть возможность, друзья, определить одну из своих страстей, свой грех, грешок или грешище, который мешает вам жить, и у вас есть две недели на то, чтобы избавиться от этого греха. Отец Михаил благословляет вас. Я берусь, например, да нет, не например, я понял, что страсть как не могу жить без сериала, который сейчас идет. Очень нравится.

Священник Михаил Словцов:

— Прекрасно. Надо реальные цели выбирать. Вы так общо сказали, например, за две недели со страстью гнева не поборешься, можно только начать.

Александр Ананьев:

— Не поборешься, а сериал можно две недели не смотреть.

Священник Михаил Словцов:

— Да, и через две недели уже не так сильно захочется, по себе знаю.

Александр Ананьев:

— Захочется очень сильно, я знаю, но, правда, я на самом интересном месте вчера остановился, вы что, там такое пошло, это как раз предпоследний сезон, там самый огонь пошел. Не буду, две недели не буду смотреть.

Священник Михаил Словцов:

— Потом посоветуете.

Александр Ананьев:

— Боюсь, что сквернословить начну, но сериал смотреть не буду. Шутка. В этот пост такое впечатление, что много праздников. Давайте перейдем на серьезную тему. Взять хотя бы сегодняшний день. Это день Животворящего Креста Господня.

Священник Михаил Словцов:

— Происхождение Честных Древ Креста Господня.

Александр Ананьев:

— Образ Спасителя и икона Владимирской Божьей Матери, Преображение Господня 19 августа. 29 августа перенесение Нерукотворного Образа Спасителя из Едессы в Константинополь. Такое впечатление, что...

Священник Михаил Словцов:

— Грустить-то когда? Такие праздники.

Александр Ананьев:

— Да, грустить, ну да. Я знаю, что ничего случайного в христианстве, в православии не бывает. Вот этот круг праздников: концентрация одних праздников, других, посты, эти посты, другие, богослужения, традиции — все не случайно. И тут вопрос. Эта концентрация праздников в один из самых строгих постов случайна или нет?

Священник Михаил Словцов:

— Я бы сказал, так исторически сложилось.

Александр Ананьев:

— То есть не надо искать в этом какой-то смысл?

Священник Михаил Словцов:

— Угу. Например, сегодняшний праздник, Происхождение Честных Древ Креста Господня. Он вообще о чем? В Константинополе в середине августа люди очень часто болели, хвори много было. Для того, чтобы помочь людям, укрепить их в борьбе с этими недугами, испросить у Бога благословение на то, чтобы поменьше люди болели, была установлена такая традиция, когда износили часть Древа от Креста Господня для поклонения людям. Люди приходили, поклонялись и испрашивали у Бога здравие. Вот. Средиземноморский климат жаркий, середина августа это пик распространения всяких болячек различных. Церковь в своей заботе о людях молитвенно совершала такое празднование. Вот и все. Просто исторически сложился праздник.

Александр Ананьев:

— У меня есть предположение, что строгость Успенского поста обусловлена, знаете, чем? Тем, что он по логике своей последний пост в году. Дальше что происходит? Дальше происходит самое продолжительное время без...

Священник Михаил Словцов:

— Без поста.

Александр Ананьев:

— ...многодневных постов вплоть до Рождественского. А Рождественский, в моей голове, это уже пост нового года. Получается, Успенский пост — мы как бы подводим итоги уходящего года. И сюда же логично вписывается то, что этот пост посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Год заканчивается, Богородица уходит. Эта идея пришла мне в голову только что, я сейчас пытаюсь ее осмыслить. А вас прошу дать оценку этой идее.

Священник Михаил Словцов:

— Я думаю, что эта идея имеет право на существование. Может быть, так.

Александр Ананьев:

— И, по сути, мы уже начинаем подводить итоги года? Собираем урожай, заканчиваем какие-то дела.

Священник Михаил Словцов:

— Нужно для наших слушателей пояснить, что церковное новолетие — 1 сентября по старому стилю, 14 сентября по новому стилю. В Византии Новый год был в сентябре.

Александр Ананьев:

— А это время между Успением Пресвятой Богородицы и Рождеством Пресвятой Богородицы тоже получается особенным. Получается, Богородица ушла и еще не родилась, и мы это время... я понимаю, что Богородица рядом, никуда не уходила. Я пытаюсь окрасить все дополнительными смыслами.

Священник Михаил Словцов:

— Вы так, как будто бы каждый год Богородица рождается заново или успевает заново.

Александр Ананьев:

— Мы каждый год проживаем Рождение Богородицы, мы каждый год проживаем Успение Богородицы.

Священник Михаил Словцов:

— Мы каждый год вспоминаем праздник, вспоминаем событие, и в моменте праздника мы его проживаем, мы как бы актуализируем его, делаем для себя актуальным в определенный день.

Александр Ананьев:

— У меня вообще ощущение, что мы не просто вспоминаем Крестные страдания Христа, мы их проживаем снова и снова каждый год. Мы не просто вспоминаем Рождение Христа в Вифлееме, мы проживаем, вот Он рождается, вот Он родился, вот Свет этот, мы приходим к Нему поклониться. Это происходит здесь и сейчас. Вот Богородица умирает, и мы находимся у Ее гроба и проживаем снова и снова Ее уход и Ее воскресение на третий день.

Священник Михаил Словцов:

— Есть церковное предание, как раз из этого источника, что Господь первую из людей воскресил Ее и вознес на небеса.

Александр Ананьев:

— Воскресение Богородицы как-то отмечается? Почему? Ведь Воскресение Христа отмечается и это один из величайших праздников, если не самый великий — Воскресение Христово.

Священник Михаил Словцов:

— Да. Потому что Евангелие об этом прямо говорит.

Александр Ананьев:

— А воскресение Богородицы не отмечаем потому, что Евангелие об этом не говорит?

Священник Михаил Словцов:

— Нет.

Александр Ананьев:

— Вот вопрос вопросов.

Священник Михаил Словцов:

— Вот вопрос вопросов, да, почему мы не отмечаем? Потому что это предание.

Александр Ананьев:

— Но мы же в этом не сомневаемся?

Священник Михаил Словцов:

— Мы верим в это и следуем церковному преданию. Рождество Богородицы имеет колоссальное значение для спасения.

Александр Ананьев:

— Безусловно.

Священник Михаил Словцов:

— Благовещение. Все праздники, которые мы празднуем...

Александр Ананьев:

— Богородичные?

Священник Михаил Словцов:

— Да, в деле спасения всего человечества имеют колоссальное значение. И здесь вопрос, а Успение какое значение имеет для спасения? Это праздник, в который — я сейчас сам себя завожу в узкий темный коридор.

Александр Ананьев:

— Мне безумно нравится слушать ваши рассуждения. Продолжайте.

Священник Михаил Словцов:

— Успение о чем? О том, что и Матерь Божия проходит тем же путем, несмотря на то, что, мы верим, что Она безгрешна, что у Нее личных грехов не было. Несмотря на это Она переживает то же, что переживает каждый человек. Смерть, Успение. Как мне кажется, этот праздник особо отмечается Церковью в числе двунадесятых, и мы готовимся к нему, в связи с распространением почитания Пресвятой Богородицы. Если я не ошибаюсь, по-моему, в 4-м или в 5-м веке был установлен пост и почитание этого праздника. Некоторые источники говорят, что этот праздник праздновался с первых веков. Но источники, из которых можно точно узнать об этом, относятся к 4-му, 5-му веку, в период особого распространения почитания культа Пресвятой Богородицы.

Александр Ананьев:

— Успенский пост есть только в православной традиции?

Священник Михаил Словцов:

— Да. Если я не ошибаюсь. Из крупных конфессий есть протестантизм и католичество. В протестантизме постов как таковых нет. В католицизме тоже в современной практике, насколько я знаю, особо постов нет, и перед Успением у них тоже нет. Это православные блюдут традиции.

Александр Ананьев:

— Хранят традиции.

Священник Михаил Словцов:

— Хранят традиции, да, и постные практики очень распространены. По поводу древних восточных Церквей я точно не скажу, но насколько я знаю, только в православной традиции.

Александр Ананьев:

— Спасибо вам, дорогой отец Михаил. Непростой был разговор, но очень важный. По крайней мере, как мне кажется, мы сегодня расставили несколько очень важных акцентов, приняли несколько очень важных решений. Думаю, что наши слушатели, уж я точно, поняли и прочувствовали несколько очень важных моментов. У вас осталось тридцать секунд, чтобы выбрать одну из своих страстей, от которой мы с отцом Михаилом предлагаем вам избавиться.

Священник Михаил Словцов:

— Начать.

Александр Ананьев:

— Начать, да. Только не в плане того, что давайте устроим спорт какой-нибудь. Нет, нет, нет.

Священник Михаил Словцов:

— А просто выбрать то, над чем надо поработать.

Александр Ананьев:

-Да, чтобы хотя бы на одну ступеньку подняться к Богородице и ко Христу. Спасибо вам большое за этот разговор. Сегодня мы беседовали об этом наступившим посте с клириком храма преподобного Сергия Радонежского на Ходынском поле священником Михаилом Словцовым. Я Александр Ананьев. Прощаюсь с вами ровно на неделю. Поздравляю вас. Всего доброго. Пока.

Священник Михаил Словцов:

— Всего доброго.


Все выпуски программы Светлый вечер

Вера

Последние записи

9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском

Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке. О его личности, — протоиерей Артемий…

09.05.2024

9 мая. О Пасхальной радости

Сегодня 9 мая. Светлый четверг. О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.

09.05.2024

9 мая. О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу

Сегодня 9 мая. День Победы. О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу в этот день, — протоиерей Константин Харитонов.

09.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 6 зач., II, 38-43 Как христианину правильно организовать свою жизнь? Существуют ли какие-то рекомендации…

09.05.2024

«Любовь — христианский взгляд». Прот. Павел Великанов

У нас в гостях был настоятель московского храма Покрова Богородицы на Городне в Южном Чертанове протоиерей Павел Великанов. Мы говорили…

08.05.2024

«Вера и социальное служение». Наталья Москвитина

У нас в гостях была журналист, основатель фонда «Женщина за жизнь» Наталья Москвитина. Наша гостья рассказала о своем пути…

08.05.2024

This website uses cookies.