У нас в гостях был епископ Орский и Гайский Ириней.
Владыка поделился своими впечатлениями об Орске, о том, как возникла и развивалась Орская епархия под его руководством, и почему для него важно не только служить, но и преподавать, а также поддерживать различные спортивные инициативы.
А. Пичугин
– Здравствуйте, дорогие слушатели. «Светлый вечер» на светлом радио. В этой студии приветствуем вас мы, Алла Митрофанова...
А. Митрофанова
– Алексей Пичугин.
А. Пичугин
– И сегодня вместе с вами и с нами в этой студии епископ Орский и Гайский Ириней. Владыка, добрый вечер.
Епископ Ириней
– Добрый вечер.
А. Пичугин
– Давайте сначала определимся с тем, где находится Орская епархия.
Епископ Ириней
– Орская епархия входит в состав Оренбургской митрополии. Это Урал –знаменитый горный регион и степь.
А. Митрофанова
– Гора самоцветов.
А. Пичугин
– Но у вас степи, насколько я понимаю.
Епископ Ириней
– Я вам скажу: на территории Орской епархии есть горы, есть лес, есть степь.
А. Пичугин
– То есть все, прямо вот все.
Епископ Ириней
– Да. По этой причине, если кто не видел и горы, и степь, и лес – милости просим.
А. Митрофанова
– Чтобы все было вместе.
Епископ Ириней
– Все было вместе.
А. Митрофанова
– Вот в рамках одного путешествия на 200 километров картинка меняется.
Епископ Ириней
– Орская епархия – это расстояние от пункта А до пункта Б – 400, поэтому да, можно будет увидеть. И, кстати, я помню, когда -то водил группы по Израилю, по Египту. И в Израиле удивился: вот местные люди – умные, хорошие, и умеют приглашать, предлагать любым паломникам, туристам: приезжайте к нам, увидите, предположительно здесь ходил, здесь был, и прочее, прочее. По этой причине говорю: кто не бы на Урале, кто не посетил Орскую епархию, могут приехать, увидеть и то, и то, и то. А кроме того посмотреть, как выглядит Верблюд-гора – представляете, из камня верблюд, не дело рук человеческих.
А. Митрофанова
– А как вы оказались в тех местах, Владыка, вы же родом-то не из Орска, вы вообще учились в РГГУ – Российском государственном гуманитарном университете, окончили его с красным дипломом. Каким образом жизнь привела вас в ту точку, где вы сейчас?
Епископ Ириней
– Как говорится, пути Господни неисповедимы, Господь каждого ставит в том месте, где он принесет больше радости, счастья и пользы окружающим людям. Я учился в семинарии, учился в академии, был направлен в Молдавию, где, в принципе, родился. Преподавал в Кишиневской семинарии – основное богословие, философию и другие предметы, в Тираспольском университете преподавал. Ну а после ставился вопрос о моем переводе, назначении быть представителем Молдавии в России. И, в частности, я служил в Новоспасском монастыре, там я старался и был во главе воскресной школы, во главе православного театра «Живая вода». Ну а после, позже было принято решение Патриарха отправить меня в Оренбургскую область, стать Орским епископом.
А. Пичугин
– Когда разделилась одна большая Оренбургская епархия.
Епископ Ириней
– Простите, никоих разделений нет в Церкви. В Церкви образовались...
А. Митрофанова
– Разукрупнение.
Епископ Ириней
– Нет, в Церкви были образованы новые епархии. И, в частности, Орская епархия была образована в 2011 году, в декабре я туда поехал. И с того момента я нахожусь в Орске и стараюсь оправдывать доверие Патриарха и, конечно, угодить Богу. Ведь каждый человек ответит.
А. Пичугин
– А вы помните ваши первые впечатления об Орске? Вы же там, я так понимаю, никогда до того не были.
Епископ Ириней
– Никогда не был, приехал из... Холод, страшно холодно было.
А. Пичугин
– При том чудесном климате, который в Молдавии...
А. Митрофанова
– Вы зимой туда приехали?
Епископ Ириней
– Я приехал 4 декабря.
А. Пичугин
– А там степи, все продувает, наверное.
А. Митрофанова
– Еще вся зима впереди. Ладно бы, февраль там или март.
Епископ Ириней
– Знаете, каждый год, когда наступает вот-вот зима, я говорю: Господи, помоги мне каким-то образом, ну до весны...
А. Митрофанова
– А дальше сами?
Епископ Ириней
– Продержаться. А дальше Господь, если смиловался надо мной в зимний период, неужели Он забудет, когда наступает весна, лето.
А. Митрофанова
– Да, зима это действительно бывает непросто. Особенно...
Епископ Ириней
– Но, знаете, молитвы верующих людей очень согревают. Кстати, помните книгу «Отец Арсений»? И, в частности, вот этого священника отправили в карцер, это тюрьма, в тюрьме, туда же направили парня Алексея. И те не понимают, когда открыли дверь утром – они живут, они дышат, они живы. Ну старец сказал этому парнишке: молитва согревает, давай помолимся. По этой причине я живу – молитва верующих спасает меня. Низкий поклон им.
А. Митрофанова
– Это я понимаю, о чем вы говорите, я только, видите как, сама молитвенница очень слабая...
Епископ Ириней
– Да это Орск я имею в виду, не Москва...
А. Митрофанова
– Я когда в Москве стою на остановке, никакая молитва не спасает от холода. Поэтому да, здесь, видимо, молитва и молитва.
А. Пичугин
– А может быть, там климат лучше, чем в Москве.
А. Митрофанова
– А, ну конечно.
А. Пичугин
– Ну что ж, конечно, ты же не была никогда.
Епископ Ириней
– Слушайте, что значит: может быть. Сомневаться не стоит – первое. Второе – надо ехать.
А. Пичугин
– Надо ехать.
А. Митрофанова
– Ехать и смотреть. Тем более пока мы с вами общались до начала нашей программы, Владыка, то что вы рассказали, меня совершенно потрясло: в Орске по инициативе епархии появились конная школа, школа айкидо, целый ряд дополнительных занятий для школьников и студентов, которые могли бы ну называться развивающими такими, да, курсами. Есть исторические реконструкции, сценарии для которых пишете вы сами, будучи историком. Есть дополнительные стипендии для студентов-медиков, выдаваемые от епархии, для тех, кто хорошо учится и при этом активно вовлечен еще и в социальную работу. То есть там так кипит жизнь, что у меня вот эти вот полчаса, пока мы с вами разговаривали, сложилось впечатление, что Орск это центр жизни.
А. Пичугин
– Вообще он входит в десятку крупнейших городов России.
Епископ Ириней
– По площади.
А. Митрофанова
– По площади, не по численности, это разные вещи. По численности, Владыка, вы сказали, порядка 250, да.
А. Пичугин
– 300 тысяч.
Епископ Ириней
– Меньше, меньше, где-то 220, ну максимум 250, но их нету. Понимаете, я рад что вы перечислили и скажу: низкий поклон тем священникам, которые трудились до меня в этом месте. Многие начинания были положены ими, а я просто приехал и продолжил или предложил что-то новое, и священники поддержали, так как это было выгодно всем. И я даже удивлен, и потрясен, и рад, что Москва смотрит на Орск и пытается равняться.
А. Пичугин
– Когда вы приехали в Орск в 2011 году, ну я понимаю, что это относительно недавно, церковная жизнь...
Епископ Ириней
– Ну восемь лет, брат, восемь лет – это история тоже.
А. Пичугин
– Это, конечно, история, безусловно. Но я бы хотел спросить именно о том, что было вот за те годы, прошедшие с перестройки, с 91-го года, как церковная жизнь в Орске возрождалась. Наверное, можно разделить на два этапа: до того, как возникала епархия под вашим руководством, когда Орск входил в состав Оренбургской епархии, и уже при вас. Вот как эти два этапа церковная жизнь в этой части Оренбургской области возрождалась?
Епископ Ириней
– Любой человек, который приезжает на новое место, должен обратить внимание на тех людей, которые трудились до него. И если сегодня есть храмы, есть люди, то не благодаря тому, что ты приехал, а благодаря тому, что до тебя трудились. Обратить внимание, помочь, благодарить в первую очередь ты должен. Если люди заметят, что ты не унижаешь, не обижаешь, не приписываешь себе те или иные заслуги, работа будет продолжена, люди будут рады, что приехал помощник, священники будут рады тому, что есть человек, который ценит. Важно приехать в любой храм, куда угодно, если ты заметил, что появилась новая икона, лампадка – порадуйся с людьми, со священником – они трудились. И когда замечают окружающие такой подход, они просто не могут не благодарить. И в данном случае я еще раз скажу: спасибо, низкий поклон священникам, людям, которые трудились до меня на территории Орской епархии. Что касается образования и последующее время, то, помню, однажды была встреча с Патриархом и многие архиереи рассказывали, чем они занимаются. Дошла очередь до меня, и я произнес следующие слова. Зная о том, что я еду туда, где никогда не был, то мне надо взять читать какой-то курс, который помог бы мне осуществить те или иные задачи поставленные. Мой путь прошли апостолы, миссионеры, они ехали, не зная куда, но зная, почему. Они проповедовали слово Божие, основали церкви, обращали людей. Этот путь предстоял и мне. Я взял читать в нашей Оренбургской семинарии духовной курс миссиологии. Я занимался миссионерством до этого не один год, преподавал, выезжал. Но взял этот курс, чтобы знать, чем занимались, с чем сталкивались апостолы и их последователи на тех или иных местах. И кроме того...
А. Митрофанова
– Вы же...
Епископ Ириней
– Простите, сестричка. Зная, что лучшие умы восточного Оренбуржья, как раз Орской епархии в нашем Орском институте, поставил задачу: устроиться преподавать. Нашел общий язык, контакт с ректором, низкий поклон Геннадию Анатольевичу, который взял, дал возможность сначала просто читать лекции иногда, а дальше я устроился на постоянной основе, читаю и даже, скажу, и зарплату получаю.
А. Митрофанова
– Вот это интересный момент.
Епископ Ириней
– И Патриарх был рад моему ответу, что первое – взял этот путь бывать поближе, апостольский, миссионерский, и второе – быть с теми, кто думает, а это люди, которые в будущем будут решать судьбу в том числе и страны, я имею в виду, выпускники Орского института.
А. Митрофанова
– В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня епископ Орский и Гайский Ириней. Владыка рассказывает нам о своей епархии. И вот этот интереснейший момент, что духовное лицо занимается преподаванием в светском учебном заведении не Закона Божиего, а истории...
А. Пичугин
– Вполне светского предмета.
А. Митрофанова
– Да, вполне светского предмета, истории Европы нового времени. И мне бы хотелось на этом аспекте остановиться, Владыка, потому что камень преткновения во многих спорах сегодня вот это сотрудничество Церкви и государства на почве образования. Знаете вы наверняка про все эти споры, что попам в школах не место...
А. Пичугин
– Ну, мне кажется, здесь нет камня преткновения, потому как предмет светский. У нас достаточно много священнослужителей в России, которые преподают светские дисциплины в разных вузах, будучи...
А. Митрофанова
– А не все об этом знают.
А. Пичугин
– Да, они зачастую не представляются студентам как священнослужители.
А. Митрофанова
– Притом преподают они там не как священник, который будет сейчас учить слову Божиему, а как профессионал своего дела, имеющий светское образование и читающий курс лекций или проводящий занятия в как раз своем научном направлении. Как у вас выстраиваются в Орске отношения со студентами и преподавателями? Там-то, я думаю, вряд ли кто-то не в курсе, что вы епископ.
Епископ Ириней
– Я преподаю, и в расписании стоит: епископ Ириней, – фамилия и инициалы. Ну я прихожу как епископ.
А. Пичугин
– А как они к вам обращаются?
Епископ Ириней
– Владыка.
А. Пичугин
– Да?
Епископ Ириней
– Ну если не хотят обращаться таким образом, ну я не должен им запрещать этого делать.
А. Митрофанова
– А по имени отчеству – нет?
Епископ Ириней
– Если они хотят обращаться: отец, – тоже рад.
А. Пичугин
– А по имени отчеству?
Епископ Ириней
– Нет, сразу поставил себя, и все, в принципе, нормально. Потому что по документам, ну они видят расписание, и когда приходят, и когда я прихожу тоже в аудиторию: да, ко мне обращайтесь таким образом, если хотите, пожалуйста. Ну печально, если где-то есть недопонимание, противостояние между представителями Церкви и светским сообществом. Я пошел в институт и не просто сказал: дайте, я буду у вас читать. И предлагаю многим взять на вооружение опыт Орской епархии. Назначил двум студентам архиерейскую стипендию: каждый месяц по три тысячи. В нашем Орском гуманитарном технологическом институте или пединститут, известен раньше он был. И лучшие студенты, а их определяют преподаватели на педсовете – учеба, общественная работа и поведение – выбирают лучших. Первое полугодие два студента. Второе полугодие два студента.
А. Митрофанова
– Разные, меняются.
Епископ Ириней
– Конечно. Могут быть одни и те же, но ты должен тогда поддержать планку, потому что рядом стремятся другие.
А. Митрофанова
– И вы к их стипендиям добавили по три тысячи рублей.
Епископ Ириней
– Да, от нас.
А. Митрофанова
– От епархии.
Епископ Ириней
– От наших священнослужителей, потому что это все общее наше. А коль получают стипендию, то я приходил просто встречаться, и так мы попали в учебное заведение, как желаемые гости. Дальше мы продолжили, другие учебные заведения взяли. И на сегодняшний день 16 студентов получают архиерейскую стипендию, от двух до пяти тысяч в месяц. Нас ждут. Мы приезжаем первое время вручаем сертификат о получении – первое полугодие, второе. Если я могу приехать – приезжаю, если нет – приезжает священник, вручает, передает вот эти деньги. Иногда стипендию они получают в храме, при людях – все знают, все видят. Иногда священники или я приезжаем в учебные заведения, выступаем, отвечаем на вопросы и вручаем – двери открыты. Поэтому, братия и сестры, просите ваших священнослужителей, архипастырей, пускай открывают двери учебные заведений таким образом, предлагая студентам лучшим, которые будут решать судьбу завтра-послезавтра, это тоже надо учитывать, стипендию, и вас будут любить и ждать.
А. Митрофанова
– Да, хороший ход, конечно, вы предлагаете. И не знаю, насколько он универсален и подойдет ли в каждой епархии, но у вас сработало. И видите, вы оказались внутри университета, но это ведь только первый шаг, а дальше важно выстраивать отношения на каждом занятии.
Епископ Ириней
– На каждом занятии.
А. Митрофанова
– Студенты народ зубастый. И прекрасно, что это так, слава Богу, я бы сказала, потому что не дают расслабиться, и держишься все время в тонусе, для того чтобы с ними быть в контакте. Это же очень требовательный народ, очень, как сказать, сканирующий. Так же, как и школьники, и студенты тоже.
Епископ Ириней
– Реагируют на все.
А. Митрофанова
– Абсолютно. Да, конечно, и желание порой бывает у них поставить препода в тупик, – как это, да, называется: «препод». И как на это на все реагируете вы, мне было бы интересно узнать, поделитесь опытом.
Епископ Ириней
– Я рад, что студенты подходят, на моих занятиях не спорить со мной невозможно. Иногда строю урок так, что обязательно кого-то задену...
А. Митрофанова
– Провоцируете?
Епископ Ириней
– Ну вы знаете...
А. Пичугин
– Выбираете жертву?
Епископ Ириней
– Нет. Выбираю темы, которые заставляют людей думать: почему он так утверждает?
А. Митрофанова
– А вот какие темы, например, расскажите
А. Пичугин
– Еще раз напомним: вы преподаете историю Европы нового времени.
Епископ Ириней
– Да. Историю Европы и Америки.
А. Пичугин
– Европы и Америки нового времени. А новое время – также слушателям надо напомнить, что это вторая половина XVI века и до начала XX, до Первой мировой войны, вот этот период.
Епископ Ириней
– Да. Кроме того, у меня вот этот курс, можно сказать, социология – Церковь государство, общество. И там тоже мы разные темы. И, например, тема суррогатного материнства.
А. Митрофанова
– Это в рамках социологии.
Епископ Ириней
– Да. Или, например, эвтаназия, отношение к смертной казни.
А. Пичугин
– Ну это все дискуссионные темы, ведь у разных людей разные взгляды.
Епископ Ириней
– Знаете, что, значит, я должен как преподаватель заставить людей думать, по этой причине говорю, что хорошо, смотрите, только подумайте: в прошлом году выпустили на свободу человека, который дважды был осужден за убийство – первый раз, второй раз. Приехал, кстати, Москву, а родом из Татарстана, и в Москве пропал, никто не знал, где он и чем занимается. Итак, смотрите: человека определили пожизненно сидеть, он сегодня на свободе. Как вы думаете, какие законы есть сегодня, почему они меняются, каким образом человек оказался? И сразу думают: так, слушайте, а тебе не опасно будет? И, хочешь не хочешь, кто-то начинает думать.
А. Митрофанова
– А вы не рассказываете, в результате каких событий он на свободе действительно оказался, будучи пожизненно осужден?
Епископ Ириней
– Мы, конечно, все рассматриваем, и об этом тоже говорю, на каком основании.
А. Митрофанова
– То есть вы подаете информацию так, чтобы включались мозги.
Епископ Ириней
– Конечно. Хочешь, не хочешь, думать: так, слушайте, случилось, интересно. Дай-ка я послушаю, дай-ка я подумаю. Или упомянули же тему суррогатное материнство. А кстати, знаете, кто первый, можно сказать, отец суррогатных детей в России? А сколько стоит, кстати, если где-то кто-то готов вынашивать, родить ребенка, сколько может заработать? И тут, когда говорится о знаменитых людях, о деньгах, сразу открывает глаза, начинает думать и все. Или тема –толерантность. Или о религиях: под видом религии, призывая служить Богу, были многие шарлатаны, которые, с одной стороны, говорили о Боге, с другой стороны, говорили: принесите мне ваши деньги.
А. Пичугин
– Ну видите, тут еще очень...
Епископ Ириней
– Да, и дальше, если что, мы массово все умрем в один день. Если 900 с чем-то человек были расстреляны, убиты или им дали просто выпить яд, кто захотел добровольно – хорошо, если нет – просто выстрел в затылок – это было в Штатах. Если в Швейцарии то же самое, если в наше время убивают во имя Бога, религии, то может быть, стоит подумать, почему человек доходит до этого: один призывает, становится лидером, второй попадает в зависимость. Значит, надо знать, какие пути выбирает, какой метод воздействовать на людей, чтобы следовали за ним. Дальше. А как вы думаете, какие религии стоит или поощрять, или дать преимущество перед другими, за что? И задавая вопросы, порой человек сам начинает думать. Говорим: толерантность. А в Швейцарии проводили опрос: строить минареты или нет? Большая часть говорит: нет. И тут на них обрушились: вы не толерантны, почему вы позволяете себе оскорблять кого-то. То есть не думают, что большая часть в демократической стране говорят: нет, мы не хотим. Нет, мы вас заставим каким-то образом, пытались.
А. Пичугин
– Ну Швейцария такая страна, что обычно сложно с ней кому-то спорить и в чем-то ее обвинять, у нее исторически такое положение.
Епископ Ириней
– Слушайте, вы говорите: сложно огорчать их и прочее. Давление было большое.
А. Пичугин
– Давление было, я помню, да, это известно.
Епископ Ириней
– Но молодцы, сказали: у нас есть народ, который выбрал. Пожалуйста, отстаньте от нас. Уметь сказать нет – это важно. То же самое определить, слушайте, а как мы можем определить: президент, губернатор, глава – верующий или неверующий, по какому принципу? Приходят в храм и ставят свечку и крестится? Это один путь. Следующий – какое решение принимает. Обращает ли он внимание на взгляды конфессий, которые сыграли историческую и культурную роль в этой стране, в этом городе или нет? Если да, то могу сказать: верующий человек, порядочный, умный, знающий. В противном случае скажу: простите, если вы принимаете решение против вашего народа, который находится в храме, если вы принимаете решение против государства, являетесь ли вы верующим? И не надо покрываться, обманывая кого-то или думая: я в храм пойду в нужный момент, а все остальное время заниматься, знаю чем.
А. Митрофанова
– Напомню, что в программе «Светлый вечер» на радио «Вера» сегодня епископ Орский и Гайский Ириней. Продолжим буквально через минуту. Алексей Пичугин, я Алла Митрофанова. Оставайтесь с нами.
А. Пичугин
– Возвращаемся в студию светлого радио. Напомним, что в эфире вместе с нами и с вами сегодня епископ Орский и Гайский Ириней. Мы, ваши ведущие, Алла Митрофанова, я Алексей Пичугин. Вот эта небольшая перебивка, она вас прервала, Владыка, вы рассказывали о том, как общаетесь на разные, достаточно сложные, дискуссионные темы со студентами. Я так понимаю, что не только студенты приходят.
Епископ Ириней
– Нет, вы знаете, даже в какой-то степени было неудобно перед моими коллегами. Зная, а студенты знали заранее, какая тема, они приходили ко мне, если у меня, например, по списку 13, 15–16 человек, то я смотрел, аудитория 50 или 40 человек. Но они приходили, ректор позволил, к декану, отпрашивались, приходили ко мне.
А. Митрофанова
– То есть они не шли на свои занятия, а шли к вам.
Епископ Ириней
– Шли, да.
А. Пичугин
– А много у вас времени забирает преподавание в университете?
Епископ Ириней
– У меня один день в месяц выходной.
А. Пичугин
– Всего. То есть у вас каждый день в вашем расписании, когда вы в Орске...
Епископ Ириней
– Ну я бываю в гимназии, преподаю в институте и в семинарии.
А. Митрофанова
– Нет, Леша про другое спрашивает. Он имеет в виду, какой процент вашего времени посвящен именно преподаванию.
Епископ Ириней
– Читаю, постоянно готовлюсь к урокам. Все время, постоянно.
А. Митрофанова
– Постоянно.
Епископ Ириней
– 24 часа фактически.
Епископ Ириней
– Ну нет.
А. Митрофанова
– Я понимаю, конечно, что вы спите, еще что-нибудь.
Епископ Ириней
– У нас в Орской епархии принято служить службу. И, в частности, каждый год совершаю где-то 230, около, литургий.
А. Пичугин
– Я знаю, вы очень много ездите по епархии. Ваш пресс-секретарь, наш очень хороший друг, священник Максим Бражников, который у нас на радио «Вера» неоднократно был, в журнале «Фома» работал и вообще мы много лет дружим, часто рассказывает про то, как вы ездите в какие-то очень отдаленные уголки Орской епархии, где когда-то был храм, теперь нет, где кто-то начинает приходскую жизнь, где ее никогда не было. А как вы, вот далеко не каждый архиерей, мне кажется, так много ездит по епархии, как вы.
Епископ Ириней
– Ну я не знаю, как там другие собратья наши, но знаю, что нас ждут. И бывает так: поеду, приезжаю к священнику в районный центр, останавливаюсь у него, если я приехал с водителем, он уезжает. И с ним четыре-пять дней едем по деревням. Заранее люди знают, бывает вечером служба. Если это лето и дальше смотрим какой-то фильм, бывает, на улице, бывает, где-то в помещении, обсуждаем. На следующий день я говорю: так, поеду тоже, или там, не знаю, через сколько приеду к ним, так и они готовятся.
А. Митрофанова
– Это в одной из таких деревень у вас там крещение было, около ста человек в реке сразу, в один день?
Епископ Ириней
– Ну у нас в прошлом году мы 96 крестили, в этом году с одном храме с отцом Максимом, да, мы были, где-то 70 с чем-то человек, больше.
А. Пичугин
– Да, он фотографии показывал.
Епископ Ириней
– Или там по 30 с чем-то. Или до этого где-то в другом месте 70 с чем-то всего было.
А. Митрофанова
– Это со всего села собираются люди, а у них там своего нет храма, получается, да?
Епископ Ириней
– Нет.
А. Пичугин
– И священник к ним не приезжает.
Епископ Ириней
– Ну священник редко.
А. Пичугин
– А сколько всего приходов в епархии?
Епископ Ириней
– На данный момент храмы, где совершается хоть когда-то, хоть как-то раз в месяц богослужение, чуть меньше ста.
А. Пичугин
– Чуть меньше ста, притом что епархии очень вытянута. Она с одной стороны уходит в Челябинскую область, с другой стороны там чуть выше, к Башкирии.
Епископ Ириней
– Да.
А. Пичугин
– Вниз Казахстан, это все вот одна огромная Орская епархия, плюс и все это еще в составе Оренбургской митрополии, и все это Оренбургская область, гигантская совершенно.
А. Пичугин
– У меня, кстати, корни оттуда.
А. Митрофанова
– Серьезно? Вот я не знала.
А. Пичугин
– Ну теперь это, не знаю, где-то граница Оренбургской и Самарской областей, не знаю, в какой это из них теперь, но вот где-то там.
А. Митрофанова
– А каким образом вы пришли к мысли, что надо такие экзотические или, во всяком случае, мало распространенные виды деятельности открывать у себя в епархии, как конный спорт или айкидо, что к этому подтолкнуло? Или находились люди, которые сказали: давайте я сделаю, и вы сказали: давай.
Епископ Ириней
– У нас вот что касается конной школы, есть священник, протоиерей Сергий Баранов, который...
А. Пичугин
– Очень деятельный.
Епископ Ириней
– Очень, да. Ну в Орской епархии все деятельные. Просто о некоторых знают больше, о некоторых меньше. У нас все трудятся. И как раз это, можно сказать, что его детище, он начинал, мы продолжили трудиться. А вот что касается спорта, то у нас очень много направлений. У нас проходит турнир по хоккею на приз Орской епархии, Рождественский турнир, совместно с местной командой «Южный Урал». И генеральный директор команды принял крещение, я стал крестным. И началось сотрудничество: я прихожу, бывает, в команду, мы общаемся, беседуем, иногда прихожу на матчи. Бывают моменты, когда сам я, игроки, или прихожане, или болельщики приходят, говорят: так, обязательно приходите, потому что у нас что-то не получается.
А. Митрофанова
– То есть вроде как скажите волшебные слова, и все заработает.
Епископ Ириней
– Молитва верующих иногда помогает. Но что касается веры в Бога и верить, что, если я помолился, обязательно смогу побеждать на поле, будет нечестно. Побеждает, у кого техника, дыхалка лучше, может быть, руки длинные, бег у него. Но бывают моменты, когда ты должен поддерживать. Вот здесь морально, духовно, психологически ты можешь поднимать дух, ты можешь призывать людей к общей молитве. Ведь состояние игрока передается на площадке во время матча. Если дома все нормально, и там все хорошо будет, очень зависит результат от моего внутреннего состояния. И вот если совершает кто-то молитву, он помогает игроку стать лучше, спокойнее, и сам если игрок молится, есть плюс. Очень многие теряют силу, когда начинают кричать, бороться неправедно.
А. Пичугин
– А вот вы сейчас очень важную вещь сказали, чуть-чуть раньше, по поводу молитвы и спорта. Одно дело, когда игрок молится за себя, когда молится болельщик о чем-то, но тоже о чем-то, о себе. Но может быть, я не совсем правильно вас понял, но это то, о чем я периодически думаю, когда, знаете, устраиваются молебны за свою любимую команду, но ведь и за другую команду, которая играет, тоже можно устроить.
Епископ Ириней
– Конечно. И представьте себе, Бог смотрит на этого и на этого.
А. Пичугин
– Бог не болельщик.
Епископ Ириней
– Да, Бог смотрит: ой, кому помочь, кого поддержать. Поэтому нельзя обманывать.
А. Пичугин
– Вот в том-то и дело. Спасибо, что это сказали.
Епископ Ириней
– Да. А вот что касается помочь, поговорить, успокоить игрока, команду, помолиться, чтобы у них дома все нормально было, чтобы перелеты тоже или переезды были удачными – вот это и помогает. Вот к этому и призываю, а не к тому, что давайте мы помолимся, и наша команда победит. Нет, а техника, а как ты занимаешься? Что, тогда можно взять любых людей из храма, которые молятся нормально, поставь их на лед или просто на поле футбольное – и что, победят? Да ни за что. Поэтому нет. Молитва к Богу не о том, чтобы наши побеждали или по моим молитвам команда победила.
А. Митрофанова
– Владыка, а вам можно заниматься каком-то видом спорта.? Вообще для епископа это уместно: в хоккей играть или может быть что-то еще вы любите, или, может быть, тот же конный спорт?
Епископ Ириней
– Ой, вы знаете, в хоккей – нет, потому что я лед увидел, потрогал впервые в Орске.
А. Митрофанова
– Логично.
Епископ Ириней
– И сейчас встать мне на коньках – это что, чтобы я падал. Ой, нет, ни за что. Господи, избави мя.
А. Пичугин
– Я знаю, что в Башкирии, кажется, один из архиереев собрал хоккейную команду, сам играет, и священники играют. И они даже с профессиональными хоккеистами выступают.
А. Митрофанова
– Поди еще и с удовольствием.
А. Пичугин
– Да прекрасно, да, я видел фотографии даже видео какие-то.
А. Митрофанова
– А лошади там, скажем, или ну не знаю, насколько айкидо уместно.
Епископ Ириней
– Слушайте, борьба айкидо почему, да, для развития это важно. Понимаете, когда приехал, и мы приняли решение с нашими священниками, что обязательно хорошо бы иметь молодежный центр, и при этом центре иметь разные направления, в том числе и спорт. И взяли тренера, он занимается, преподает айкидо, а другой самбо боевое, и приходят люди. И дальше эти люди приходят и в храм, через спорт приходят к Богу. Они приходят на исповедь, я прихожу, в основном, и исповедую их.
А. Митрофанова
– А какое-то духовное содержание есть у айкидо? Это, знаете, не из головы спрашиваю, часто задаваемый вопрос.
Епископ Ириней
– Мне не достигнуть тех высот, о которых вы имеете в виду. Нет. Еще нету понятия духовности, духа в этом виде спорта. Они просто, скажем так, для себя, и это допустимо.
А. Митрофанова
– Вот, это важно, что это допустимо. Потому что, знаете как, иногда бывает, что человек...
Епископ Ириней
– Растворяться – это нет.
А. Митрофанова
– Нет, не в спорте растворяться, а верующий человек себе говорит: ну я же живу духовной жизнью, значит, все остальное у меня на периферии. Ведь есть разве какое-то духовное измерение там у хоккея, у футбола, там у чего-то еще. Может быть у шахмат есть, кстати говоря, но...
Епископ Ириней
– А кстати у шахмат, наоборот, всегда смотрели как на борьбу или просто вид спорта запрещенный.
А. Митрофанова
– В рамках Церкви?
Епископ Ириней
– Да, Церковь смотрела.
А. Митрофанова
– Шахматы? А почему?
Епископ Ириней
– Потому что был вложен дух особый. Да, и шахматы, если смотреть, и другие виды спорта, то было время, когда он запрещался.
А. Митрофанова
– Ага, ну сейчас уже нет.
Епископ Ириней
– Сейчас нет. Мы проводим турнир по шахматам, по шашкам на приз Орской епархии. И кстати, шахматам...
А. Пичугин
– А сами не играете?
Епископ Ириней
– Играю. Да, умею.
А. Митрофанова
– Вот тот самый вид спорта, которым вы занимаетесь. И я почему так об этом спрашиваю, это же очень здорово, по-моему.
Епископ Ириней
– Конечно, да.
А. Митрофанова
– Если сочетается духовная жизнь с физическим этим развитием.
Епископ Ириней
– Так у нас турнир проходит два дня по шахматам. Конечно, это ой, все ждут.
А. Митрофанова
– А возраст какой, кто у вас там играет в шахматы?
Епископ Ириней
– Ой, от школьников до там мужчина был уже 74, ну 70+ лет.
А. Митрофанова
– Наверняка, всех обыграл – в здравом уме, доброй памяти и прекрасной форме.
Епископ Ириней
– Ну вы знаете, побеждают не только по принципу больше лет. Мудрость приходит вместе со старостью, но бывает иногда, приходит и способ что-то забыть.
А. Пичугин
– Бывает, и дети хорошо играют.
А. Митрофанова
– Дети, да.
А. Пичугин
– Я уже тут сколько раз рассказывал, меня семилетний ребенок обыграл.
Епископ Ириней
– Турнир для детей. Разных категория, для взрослых, да.
А. Митрофанова
– Отдельно. Хорошо придумали. Потому что получается, смотрите, что Церковь...
Епископ Ириней
– По гиревому спорту 70 человек принимает участие в турнире.
А. Митрофанова
– По какому спорту?
Епископ Ириней
– Гиревой. Да, в том числе, кстати, и женщины.
А. Митрофанова
– Женщины.
Епископ Ириней
– Да, девчонки. Вот я хотел сказать: слабый пол, – и только думаю: какие это слабые девчонки. А они, мне надо вернуться в Орск, что они скажут: так, это вы против нас, о нас так говорили?
А. Пичугин
– Прямо у трапа будут встречать.
А. Митрофанова
– А сморите, получается, когда внутри церковной жизни так много разных направлений, ну или вокруг церковной жизни, точнее сказать, и спорт, и причем там разные – и шахматы, и кони, и там гири, и все что угодно, и айкидо, если Церковь при этом еще проводит еще какие-то интересные занятия там по реконструкции исторической для всех горожан, как я понимаю, пожалуйста, приходи, кто хочешь, от епархии выплачиваются стипендии и много чего еще происходит, фактически Церковь становится таким ну центром жизни что ли. Как это было, ну рискну сравнить, хотя это некорректное будет сравнение, вот Средневековье. Смотришь на план средневекового города, то что до нас дошло, либо те города, которые возникли в Средневековье, сохранили свои очертания до наших дней – там в центе жизни собор. Потому что там в соборе происходили богослужения – это было очень важно. Это самое красивое место – это тоже очень важно. Там же, на соборной площади зачитывались какие-то указы, там же проходила ярмарка – вся жизнь вокруг собора. И от него улицы стекались соответственно, растекались в разные стороны.
А. Пичугин
– Я бы не согласился. Прости, пожалуйста, но вся жизнь от площади, на которой это происходит. А уже потому, что тут площадь, тут и собор.
А. Митрофанова
– Ну а мне кажется, что вот как раз собор первичен. Ну не суть.
Епископ Ириней
– Вы оба правы. Ну понимаете, всегда храм строился в центре города.
А. Митрофанова
– И желательно еще на возвышении, если местность позволяла.
Епископ Ириней
– Площадь еще где-то была. Действительно после службы стекались на площадь, где и продавали, и покупали, кому надо и прочее, прочее. Это было нормальное явление.
А. Митрофанова
– Вот храм как центр жизни, понимаете.
Епископ Ириней
– Становится, да, и я рад этому явлению. Но я считаю, знаете, и у нас, в принципе, так мы поставили. Когда в наше время говорят, что должна быть воскресная школа, то под воскресной школой имея в виду не только тех людей, которые приходят и изучают богословие, нет. Они должны быть рядом с ними, эти богословские предметы, история Церкви и прочее. Кружки – приезжают многие люди ради них, приезжают со своими чадами. И после того, как они начинают заниматься, предлагаем в том числе и богословие изучать. Дальше предлагаем приходить иногда на исповедь. Даже иногда предлагаем не просто исповедь, а у нас будет беседа со священником, вы просто подойдите. Начинается беседа, которая переходит в исповедь. Если изучать только богословие, то многие не захотят, особенно дети, я знаю. Пять дней, бывает, шесть дней в течение недели занимаются, приходить и еще учить – ой, как сложно. Ну тогда ты должен предлагать что-то и между делом говорить и о Боге – тогда интересно, и многие придут.
А. Пичугин
– Епископ Орский и Гайский Ириней в гостях у светлого радио. Владыка, а можно о личном? Как в вашу жизнь пришла Церковь? Это с детства было или уже...
Епископ Ириней
– Бывают разные пути или по-разному Господь призывает того или иного человека. В частности, расскажу случай. На остановке стоял молодой человек, ждал, что подъедет автобус, он посмотрел, валяется бумага, текст какой-то. Он его поднял, посмотрел. И через какое-то время пошел поступать в семинарию духовную. Сдает эти экзамены – ничего не знает. Но благо, кроме экзаменов есть еще беседа с каждым абитуриентом – инспектора, ректора еще каких-то людей. Он говорит, ректор спрашивает: слушайте, а почему вы решили?
А. Митрофанова
– Ничего не знаете. Я помню, что-то вспоминаю эту историю. Там: вы ничего не знаете, зачем вы к нам пришли.
Епископ Ириней
– Он говорит: вы знаете, вот посмотрел, увидел, прочитал – могу рассказать. Да, там в принципе он рассказал середину текста, а начало и конца не было.
А. Митрофанова
– Фрагмент из Евангелия.
Епископ Ириней
– Да. Но я поверил. Это достаточно. И вот каждый из нас, важно услышать, когда Господь призывает тебя следовать. Пророка Моисея Господь отправляет выводить народ из Египта. Кто я такой, почему я? Поверят. Как Твое имя? Я не могу говорить. И вот Господь: у тебя есть, брат. Мое имя. Иди.
А. Митрофанова
– А вы?
Епископ Ириней
– Пророк Исаия, да, был храме, услышал. Я, слава Богу, родился в семье верующей, и никогда не стоял вопрос приходить в храм, я сколько помню себя, всегда был в храме. Но я вижу людей и радуюсь, когда через поиск человек ищет смысл жизни, он не хочет соглашаться с тем или иным взглядом, начинает искать и приходит к Богу. Хорошо, если ты родился в семье, но практика показывает, что ты намного меньше знаешь, чем знают люди, которые пришли к Богу.
А. Митрофанова
– А почему, интересно?
Епископ Ириней
– Не через скорби, а вот как раз через поиск. Потому что кажется иногда: дети священника или верующих людей, коль у нас в доме есть Священное Писание, есть книги хорошие, он прочитает, узнает и прочее. Но они не ищут.
А. Митрофанова
– Это, знаете, как бывает...
Епископ Ириней
– И это плохо.
А. Митрофанова
– Это синдром жителей приморского города, которые не ходят купаться в море или...
А. Пичугин
– На Красную площадь.
А. Митрофанова
– Или синдром многих москвичей, которые не ходят ежедневно или даже, может быть, раз в год не появляются на Красной площади, потому что ну мы знаем, что она у нас есть, мы знаем, что в любой момент можем, если захотим, там оказаться, но смысл.
Епископ Ириней
– И поэтому я говорю: братцы, важно... А очень много лекций у нас, кроме моих положенных уроков, у меня еще есть очень много лекций во многих местах и беру с собой священников. они берут, выступают хотя бы там что-то рассказывают – важно. Они почувствовали вкус, они знают, что нужны, готовятся серьезно, рад этому. И я говорю: братцы, в первую очередь в воскресной школе должны учиться дети священника, даже супруга, сотрудники храма. Они должны знать больше, потому что их спрашивают. Дальше первый урок или урок, к которому ты готовишься или предстоит выступать, ты должен готовиться дома, рассказать им...
А. Митрофанова
– Так, чтобы они поняли.
Епископ Ириней
– С одной стороны, поняли, а с другой стороны, они оценят по-настоящему, будут задавать, спросят, задавать нужные вопросы. Дальше у тебя в доме есть супруга, может быть, есть родители твои или ее, есть твои дети, разный возраст, обычно у священника много детей, есть и девчонки, есть и мальчики, и каждый будет спрашивать и будет пытаться в какой-то степени, может быть, валить тебя. Но это благо для тебя, ты слушаешь эти вопросы дома, ты их записываешь, запоминаешь, готовишь ответ, и эти вопросы последуют в других учебных заведениях. Готовимся таким образом, и тогда можно сказать, что есть успех. И каждый священник должен помнить, что слова тропаря святителей относится не только к епископам, на первом месте он стоит: правило веры, образ кротости, воздержания и учитель.
А. Пичугин
– Но это в принципе, наверное, про любого христианина должно быть.
Епископ Ириней
– Верно. И я советую, да, действительно, каждому верующему человеку запомнить эти слова и взять на вооружение, но в первую очередь моим собратьям, архиереям.
А. Митрофанова
– Правило веры и образ кротости.
Епископ Ириней
– Воздержание и учитель.
А. Митрофанова
– Хорошая планка. А Владыка, сами вы себе какие планки ставите?
Епископ Ириней
– Я помню слова Христа Спасителя: кто будет исповедовать Меня перед людьми, того Я буду пред Отцем Моим Небесным. Получается, ты, возможно, не успеешь совершить по-настоящему до конца молитву, милостыню, поехать куда-то, что-то делать. Но ты если будешь исповедовать Христа, и своими поступками и жизнью или просто расскажешь о Боге, приведешь людей к покаянию, изменению в лучшую сторону – ты будешь иметь заступника Самого Христа. К этому призываю. И для меня важные слова Священного Писания, слова, которые я только произнес: исповедуй Христа, и Он будет исповедовать меня перед Отцем Небесным.
А. Митрофанова
– Вы когда в Новоспасском монастыре жили и служили, развивали там тоже самые разные направления. Вот, в частности, театр «Живая вода» там есть, воскресная школа.
А. Пичугин
– А он прямо при монастыре, этот театр?
Епископ Ириней
– Да, при монастыре.
А. Митрофанова
– Вот а к этому как вы пришли? Театр при монастыре, причем и название такое «Живая вода». Это же, у того из чрева потекут реки воды живой, – говорит Христос.
Епископ Ириней
– Да. Я рад тому, что архиепископ Алексий, в свое время, бывший наместник Новоспасского монастыря...
А. Пичугин
– Покойный, к сожалению, уже.
Епископ Ириней
– Да. Обратил внимание на тех артистов и дал возможность им размещаться в монастыре, выступать на разных площадках от монастыря, давая спектакли. И благодарен человеку этому, что меня назначил быть духовным руководителем, следить, смотреть, какие у них спектакли, есть ли ошибки догматические.
А. Пичугин
– А сейчас театр существует?
Епископ Ириней
– Сейчас театр существует.
А. Пичугин
– Вы поддерживаете какие-то контакты?
Епископ Ириней
– Отношения поддерживаем, да. Но все равно, я могу приехать, посмотреть, как они выступают, но и не более. А в то время я ездил с ними.
А. Митрофанова
– Фактически духовником были, получается, этого проекта, театра.
Епископ Ириней
– Ну можно сказать, да. Но выступал или в начале, и в конце я отвечал на многие вопросы. Важно было, чтобы был диалог между людьми и театром.
А. Пичугин
– У вас же в Орске, я знаю, выходят спектакли по вашим сценариям.
Епископ Ириней
– Ну у нас, мы проводим уроки открытые.
А. Пичугин
– В игровой форме такой.
Епископ Ириней
– В игровой форме, необычные уроки, собираются многие люди, и ну часто пишу. Но рад что и священники, в частности вот отец Максим, который может и пишет, и надеюсь, что если в случае моего перевода куда-то, будет продолжена эта работа. Верю, что отец Максим не бросит, ему нравится и другим священникам тоже, горят глаза.
А. Митрофанова
– А вот то, что вы мне в социальных сетях показывали фотографии с ваших мероприятий, 9 маю там посвященная реконструкция...
Епископ Ириней
– Это последнее мероприятие мы проводили.
А. Пичугин
– Афганистан, да.
А. Митрофанова
– Там принимают участие священники, вот в таких реконструкциях именно?
Епископ Ириней
– Принимают участие. Мы в этом году, например, должны были по сюжету отвечать на вопросы главного героя. Это уже на тот момент офицер, который пошел Афганистан, и вместе с супругой они находились там служили. И вот у него желание или обет когда-то дал Богу креститься, а у нее желание венчаться. И вот они приходят, и я с ними беседую и наши священники о крещении, отношении к войне, к смерти, к слезам, к венчанию. И мы отвечаем им, а это очень хорошая проповедь для других людей.
А. Митрофанова
– Да, понимаю. Спасибо вам большое за этот разговор. Приезжайте к нам еще. Епископ Орский и Гайский Ириней был сегодня впервые в нашей студии.
А. Пичугин
– Но мы надеемся, что...
А. Митрофанова
– Да, будет продолжение.
А. Пичугин
– Радио «Вера» в Орске запустится.
А. Митрофанова
– Вот-вот, точно тогда уж вам от нас будет уже некуда деваться. Алексей Пичугин, я Алла Митрофанова, прощаемся с вами.
Епископ Ириней
– Спаси Господи.
А. Пичугин
– Спасибо.
А. Митрофанова
– Спасибо.
А. Пичугин
– Всего доброго. До свидания.
Деточка, иди учиться. Евгения Ульева
Однажды много лет назад я получила странное благословение от своего духовника старца Илия: «Деточка, иди учиться». Сначала я даже растерялась: «Куда идти учиться?» Ведь мне было уже 35 лет, я была многодетная мама. Пятеро маленьких детей. Высшее техническое образование я уже получила к тому времени, успела проработать несколько лет и уйти в длительный декрет, рожая детей одного за другим.
Старец благословил идти учиться богословию. Я даже не знала тогда, что есть такая дисциплина — теология. Богословие в переводе на русский язык. Но будучи послушной воле своего любимого старца, я стала искать такую возможность.
Через год поступила в православный университет на второе высшее богословское образование. И долгих четыре с половиной года училась там, получая невероятное удовольствие. Я смогла родить параллельно еще детей, и закончила университет мамой уже восьмерых малышей.
Во время обучения происходило столько чудес, что у меня не оставалось сомнений — это Божья воля.
Сейчас по прошествии пятнадцати лет, я понимаю, насколько мудро и прозорливо было батюшкино благословение. Учеба дала мне возможность развиваться духовно, отвлечься от тяжелых и однообразных будней многодетной мамы. Я могу спокойно и глубоко отвечать на все многочисленные вопросы, которые возникают у моих детей.
Богословское образование изменило и мою духовную жизнь. Появилась глубина, молитва, желание узнавать новое. Я не перестаю удивляться красоте Православия.
Огромный дар получили мы от Христа. Любой православный христианин обладает несметным сокровищем веры. Главное — изучать ее, укреплять, развиваться, учиться, просвещаться! Если уж такой загруженной многодетной маме, как я, Господь помог это сделать, у вас получится обязательно. Главное ищите прежде Царство Небесное, а остальное приложится. Это кто сказал?
Автор: Евгения Ульева
Все выпуски программы Частное мнение
Чудесное примирение. Нина Юркова
Однажды я поссорилась с близкой подругой. Начиналось все со спора на несущественную тему, но быстро переросло в жаркую баталию. Когда градус дискуссии повысился до предела, нам обеим стало страшно: а есть ли дорога назад, к дружбе? Мы решили прекратить разговор, и дать друг другу время остыть, а потом уже, если будет желание, вернуться к теме.
Помню, я настолько была на взводе, что хотелось выплеснуть эту энергию в какое-то действие. И я начала энергично гладить белье. Это помогло, и вот уже немного придя в себя, решила включить фильм о святом Иоанне — епископе Шанхайском и Сан-Франциском. В то время я как раз начинала узнавать этого святого, и как раз закончила читать его житие.
Фильм оказался очень впечатляющим: духовные чада Владыки Иоанна делились воспоминаниями об их общении, о его духовной помощи. В какой-то момент в голове промелькнула первая молитва ко святому, даже скорее, мысль: «Эх, Владыка Иоанн! Хоть бы помирил ты нас с Дарьей, сами мы вряд ли справимся!»
Окончив домашние дела, я засобиралась на вечернюю службу. Уже подойдя к храму, услышала из-за дверей стройное пение: «Величаем, величаем тя, святителю отче наш Иоанне, и чтим святую память твою. Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.» «Интересно, — подумала я — день какого из святых Иоаннов сегодня?!» Зашла в храм.
Народ стоял в очереди к иконе и мощам. Рядом с ковчегом стоял священник, и помазывал тех, кто прикладывался к мощам, освященным маслом. Я оказалась в самом хвосте очереди. Продолжала гадать: какого же из святых Иоаннов сегодня Церковь чествует? Чем ближе подходила к иконе, тем более знакомым мне казался облик святого старца, изображенного на ней. Небольшой рост, архиерейское облачение, и добрый, почти улыбающийся лик. Ну конечно же это Святой Иоанн Шанхайский!
Я в благоговении опустилась на колени, слезы хлынули из глаз. Приложившись к иконе и мощам, получив помазание, вышла из храма. На душе была радость от первой встречи с дорогим святым. А в голове вертелась моя просьба: «Хоть бы ты, владыка Иоанн, нас помирил с Дарьей!».
Я улыбнулась и набрала в телефоне номер подруги. «Слушай, что я тебе расскажу!» — и поведала ей, как попросила святого нас примирить, и что случилось потом. «Ну вот и помирил, получается!» — сказала она, когда я закончила свой рассказ.
С тех пор мы считаем святого Иоанна Шанхайского покровителем нашей дружбы, а в сложных ситуациях молимся ему друг о друге. И знаете, всегда получаем от Владыки помощь и утешение!
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Утреннее правило. Нина Юркова
В молитвослове, перед началом утренних молитв, есть небольшая инструкция, написанная мелким шрифтом. В ней говорится, что, пробудившись от сна, христианину, прежде всякого дела нужно встать благоговейно перед Господом, и, совершив короткую молитву, немного постоять в тишине. Только когда все мысли и чувства придут в покой, можно начинать молитву.
Вот с покоем у меня как раз и проблема. Прийти то в состояние покоя я прихожу, настраиваюсь на молитву, и даже какое-то время молюсь сосредоточенно. Но вот потом, как назло, мысли начинают цепко хвататься то за текущие дела, то за планы на будущие, а то и за мечты. Иногда у меня получается не поддаваться, возвращать ум к молитве. Но очень часто, я поддаюсь, и вот уже губы твердят священные слова, а ум где-то далеко, совсем не с Богом, а в миру.
Вот и буквально недавно я поймала себя на том, что думаю далеко не о молитве, а о том, как после, заварю себе вкусный кофе и включу любимую музыку. Я осеклась, перестала механически, без смысла произносить молитву, и с горечью обратилась к себе: «Получается, музыка для тебя важнее общения с Богом! Эх, вот если бы ты сейчас столь же горячо захотела молиться!» И знаете, неожиданно ощутила такой мир и покой на душе, будто положила голову на плечо кому-то очень родному.
В этом мирном состоянии я пребывала до последней строчки утреннего правила. А произнеся последнее «Аминь!», подумала: «Надо же, Господи! Ты услышал тот мой горький укор самой себе, и немедленно откликнулся, пришел на помощь!»
И словно в ответ на эту мысль, вспомнилась фраза из «Огласительного слова на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Ибо щедрый Владыка принимает и последнего, как первого... дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит.»
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение