Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Сказания о Русской земле. Свержение Василия II

Сказания о Русской земле. Свержение Василия II


Золотая Орда, теряя все больше и больше свою силу от внутренних усобиц, продолжала, тем не менее, приносить немало бед Русской Земле.

Самым беспокойным из враждебных … Татарских царевичей, в эти времена, был Улу-Магомет. Он засел в Казани … укрепил и заселил ее, и тем положил прочное начало новому разбойничьему гнезду — Казанскому царству… Уже в 1439 году, Улу-Магомет … явился под Москвой, стоял под ней десять дней и, погубив множество народа, безнаказанно ушел назад, так как Василий Васильевич не успел собрать войска.

Другим постоянным врагом Русских был — Татарский султан Мустафа. Зимой 1444 года Василий Васильевич выслал против него князя Василия Оболенского и Андрея Голтяева … Войска, совершив поход на лыжах, наголову разбили Татар, причем Мустафа был убит. Сам же великий князь, в ту же зиму, изгнал Улу-Магомета из Нижнего Новгорода и уничтожил несколько из его отрядов.

За это, в 1445 году, Улу-Магомету удалось жестоко отплатить Василию Васильевичу. Он неожиданно напал на великого князя на реке Нерли, где тот стоял всего с полутора тысячами человек.

Василий Васильевич смело двинулся во главе своей маленькой рати на врагов, и, сражаясь впереди всех, по древнему обычаю предков, обратил Татар в бегство, но затем они оправились, собрались опять и задавили совершенно Русских своими огромными силами. Великий князь дрался как лев; ему прострелили руку и отрубили несколько пальцев; тринадцать ран зияло на голове; плечи и грудь были синие от ударов, бешено сыпавшихся на него со всех сторон; наконец, он изнемог и был захвачен Татарами в плен. Они сняли с него нательные кресты и в знак своей победы отправили их в Москву к супруге и матери Василия.

Вся столица затрепетала от этой неожиданности. Жители окрестных селений и посадов в ужасе сбегались в нее, ожидая ежечасно нашествия Татар, и огромное их количество столпилось в Кремле.

Скоро новое бедствие постигло Москву — ночью вспыхнул жестокий пожар. В Кремле не осталось ни одного деревянного здания; стены многих каменных церквей упали; сгорело около 3.000 человек и множество всякого имения.

На радио «Вера» вы слушаете книгу Александра Дмитриевича НечволОдова «Сказания о Русской земле».

При этих бедственных обстоятельствах Димитрий Шемяка … поспешил предложить Улу-Магомету заключить с ним условие — держать Василия Васильевича в вечном заточении у Татар, а самому сесть великим князем в Москве, под рукою Казанского царя. Однако, Улу-Магомет предпочел выпустить Василия Московского из плена, удовольствовавшись значительным выкупом (по-видимому, 25.000 рублей).

В тот самый день, когда Улу-Магмоет отпускал от себя Василия, 1 октября 1445 года, в Москве произошло весьма сильное землетрясение, необычное для северных стран: — колебался кремль и посады, дома и церкви. Все считали это предзнаменованием каких-либо ужасных событий; поэтому, когда пришла весть, что великий князь отпущен из плена, то жителей Москвы охватила необычайная радость и он был встречен ими еще радушнее и торжественнее, чем при возвращении своем из Коломны.

Однако Шемяка продолжал свои козни. Он вступил в тайную связь с князьями Иваном Можайским и Борисом Тверским, а также с некоторыми Московскими изменниками, во главе которых стоял боярин Старков, и усердно распускал слух, что Василий выпущен из плена на условии, что Улу-Магомет сам сядет на царство в Москве и на всех городах, а Василию в удел отдана будет Тверь. Этой выдумкой Шемяка хотел уверить всех остальных владетельных князей, что они лишатся своих вотчин, а потому и должны подняться на Василия Московского.
Между тем последний, ничего не ведая об этом заговоре, отправился на богомолье в Троицко-Сергиевскую обитель, в начале февраля 1446 года. Пользуясь его отсутствием …, ночью на 12 февраля Шемяка неожиданно овладел стольным городом, причем захватил мать и жену Василия Васильевича, оковал верных ему бояр, ограбил казну, и в ту же ночь послал князя Можайского с большою толпою людей к Троицко-Сергиевскому монастырю, чтобы пленить и великого князя.
Василий стоял у обедни, когда его приближенные сообщили, что Шемяка и Можайский князь идут на него с ратью. Он не поверил, и с негодованием заявил, что это гнусная клевета на Шемяку. Но ему скоро пришлось воочию убедиться в печальной новости, при виде скачущих к монастырю во всю прыть неприятелей. Василий кинулся к конюшне, но здесь не было ни одной оседланной лошади, а все люди его оторопели от страха. Тогда он заперся в Троицкой церкви. К ней не замедлили подскакать его враги и, несмотря на то, что великий князь встретил их с иконой … и горячей молитвой на устах, они грубо взяли его за плечи, связали и, посадив в сани, повезли в Москву.

Злодеи перехватили также великокняжеских бояр, но о двух малых сыновьях Василия — Иване и Юрии, они, впопыхах, забыли. Эти двое детей убежали следующей ночью с верным слугою к князю Ивану Ряполовскому в его село, откуда он, взявши всех людей и своих братьев Семена и Димитрия, ушел в Муром, где заперся.

Между тем, пленного великого князя ослепили в Москве и сослали в Углич с женою; мать же — Софию Витовтовну отослали в Чухлому.

Брат жены великого князя — князь Василий Ярославович Серпуховский вместе с князем Семеном Оболенским бежали в Литву, где их приняли с честью и дали богатые волости для кормленья. Часть бояр Василия убежала в Тверь, другая же присягнула Шемяке, но один из них, доблестный Феодор Басенок, смело объявил, что не будет служить варвару и хищнику, вокняжившемуся в Москве. Шемяка велел его заковать в железо, но Басенок сумел бежать в Литву и соединиться с Василием Ярославовичем Серпуховским и Семеном Оболенским.
Скоро Шемяка должен был убедиться, что все благомыслящее население против него; опасаясь всеобщего негодования, он не дерзнул послать войск против шестилетнего сына Василия — Иоанна и его младшего брата Юрия, находившихся в Муроме с Ряполовскими, а хотел заманить их в свои руки путем коварства. Для этого он призвал всеми уважаемого Рязанского епископа Иону и сказал ему: «Поезжай в Муром, свою епископию, и возьми на свою епитрахиль детей великого князя Василия, а я с радостью их пожалую, отца выпущу и вотчину дам достаточную». Владыка поверил этому и отправился в Муром. Здесь князья Ряполовские, после краткой думы, решили исполнить волю Шемяки, так как они опасались, что иначе он возьмет город приступом. Тогда Иона пошел в церковь, отслужил молебен Богородице, взял детей ... и привез их Шемяке. Но Шемяка его обманул. Он ласково принял малюток, угостил их обедом, а затем отправил в Углич в заточение вместе с отцом.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

«Пасхальные истории»

В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения, — заметил однажды Николай Васильевич Гоголь. О правоте этих…

10.05.2024

«Крестный ход на Светлой седмице»

Наступила Светлая или Пасхальная седмица, то есть неделя, следующая за Пасхой. Я стою в храме,…

10.05.2024

10 мая. О ревности Христа по Богу

Во 2-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли».  …

10.05.2024

10 мая. О Пасхальной радости

Сегодня 10 мая. Светлая пятница. О Пасхальной радости, - священник Максим Пустовый.

10.05.2024

10 мая. О подвигах Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. День памяти Апостола от 70-ти Симеона Иерусалимского, сродника Господня по плоти. О его подвигах,…

10.05.2024

Деяния святых апостолов

Деян., 7 зач., III, 1-8 Что необходимо сделать для того, чтобы Бог ответил нам на…

10.05.2024

This website uses cookies.