Иисус Христос, покинув город своего детства, Назарет, поселился в Капернауме. Из Евангелия известно, что здесь Спаситель совершил много чудес и не раз произносил притчи и поучения. Именно в Капернаумской синагоге прозвучало откровение, предрекающее совершение главного Таинство Церкви – Причастия верующих Тела и Крови Христа. «Я - Хлеб жизни, сошедший с Небес, и тот, кто Его ест, будет жить вовек», -приводит евангелист Иоанн слова Иисуса.
Но жители Капернаума остались безучастными к Благой вести. Довольство земной жизнью помешало им сосредоточить сердечные устремления на вечности. И тогда Христос вынес городу грозный приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Наверное, когда эти слова прозвучали, то люди, которым они были адресованы, не приняли их всерьез. Однако, прошло семь столетий, и богатое поселение, через которое пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Малой Азии, было полностью разрушено, и само его местонахождение стало предметом спора между исследователями.
Так было до первой волны археологических изысканий на Святой земле – то есть, до девятнадцатого века. В 1838 году американский исследователь Эдвард Робинсон первым предположил, что древние руины на берегу Галилейского моря – не что иное, как остатки Капернаума. Двадцать восемь лет спустя археологическая экспедиция под руководством англичанина Чарльза Уилсона не только подтвердила это предположение, но и идентифицировала в развалинах некого общественного здания, расположенного в центре поселения, иудейскую синагогу.
Территорию, которая требовала тщательного изучения ученых, выкупили и оградили, чтобы уберечь древние артефакты от разграбления, католические монахи-францисканцы. Они и продолжили изыскания в начале двадцатого столетия. Доктор археологии, монах Гауденцио Орфали посвятил изучению древней Капернаумской синагоги всю свою жизнь. Он был уверен, что это - то самое здание, в котором звучала проповедь из уст самого Христа.
Комментарий (арабский, мужской голос):
Археологам под руководством Гауденцио Орфали удалось восстановить из руин часть древнего фасада. В процессе реставрации выяснилось, что стены синагоги были сложены из белого известняка, а с трех сторон ее окружали ряды высоких колонн. Интерьер был украшен скульптурами, изображавшими пальмы, виноградные лозы, львов и кентавров. Из большого окна открывался вид на юг, на просторную гладь озера и на дальние очертания голубоватых холмов, далеко за которыми лежал Иерусалим. На западной стене синагоги сохранились каменные сиденья, на которых восседали книжники и фарисеи. Кафедра находилась в северной части здания. Именно отсюда, по мнению доктора Орфали, прозвучали слова Христа: «Я – хлеб жизни, сошедший с Небес».
Гауденцио Орфали приложил немало усилий для восстановления капернаумской синагоги. Жизнь и деятельность монаха-археолога внезапно прервала автокатастрофа в 1926 году. Однако, основной объем реставрационных мероприятий на этом историческом объекте был проведен именно им, а после его смерти работа на много лет замерла. И датировка здания, принятая доктором Орфали, долгое время не оспаривалась.
Лишь в 1968 году ученые из Францисканской школы библейских исследований в Иерусалиме вернулись к археологическим изысканиям в Капернауме. Иобнаружили под одним из камней, которыми вымощен пол древней синагоги, монеты второй половины пятого века! Получается, что Гауденцио Орфали ошибался, и здание было построено не в первом веке, а на четыре столетия позже?
Комментарий (арабский, мужской голос):
Дальнейшие исследования показали, что в здании синагоги различимы два строительных уровня. Верхняя часть возведена из известняковых блоков, каждый весом до четырех тонн. Камень, вероятно, добывался из карьера, находящегося недалеко от этого места. Эти руины получили название «Белая синагога». Она и была, по мнению исследователей, возведена Капернаумской еврейской общиной в пятом веке от Рождества Христова.
А вот фундамент здания, обнаруженный благодаря проложенным рядом с руинами траншеям, существенно отличался по своим характеристикам от надстройки.Он выполнен из черного вулканического камня – и за это археологи нарекли свою находку «Черной синагогой». Этот фундамент исследователи датировали первым веком. Здание, которое посещал Христос, по всей видимости, было разрушено в конце первого, или в начале второго века во время Иудейской войны. А спустя время на его фундаменте было возведено новое – из белого известняка.
Версию, что более позднее здание «белой синагоги» было построено на древнем фундаменте, подтверждает и тот факт, что в 439 году византийский император Феодосий Второй издал запрет на строительство новых синагог. Поскольку монеты, найденные в основании пола «белой синагоги», датируются пятидесятыми и семидесятыми годами пятого века, то есть, они были выпущены после принятия этого закона, то напрашивается вывод, что строительство велось иудеями под предлогом реконструкции старого, утраченного здания.
Чаяния доктора Орфали оправдались, и его усилия оказались оправданы – синагога, в которой проповедовал Христос, действительно, стояла на том самом месте, которое указал этот увлеченный археолог. Вот только находились камни, на которых стояли стопы Спасителя, несколько глубже – и этот факт стал открытием науки.
Пётр Петровичев. «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом»
— Маргарита Константиновна, спасибо, что вы согласились отправиться со мной в этот небольшой древний храм на окраине Великого Новгорода. Я, признаться, так вдохновился историей этого места, что хотел поскорее здесь оказаться. Слава Богу, добрались! Так вот он какой — храм Спаса на Нередице 12-го века!
— Храм не действующий, как я вижу... Пока только стены восстановлены... и кое-где сохранились росписи. Но как здесь благодатно! И название какое красивое, летописное — «Спас на Нередице»... А что оно означает, Андрей Борисович?
— Место, где построена церковь, было на удалении от Новгорода, «не в ряду», то есть не в черте города. Отсюда и название церкви — На Нередице.
— А как вы о ней узнали?
— Я и раньше о ней слышал. А вот месяц назад я был в Ярославском художественном музее и там обратил внимание на одну любопытную работу — рисунок художника Петра Петровичева, который так и называется «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом».
— Интересно... А можно найти рисунок в интернете?
— Так я же распечатал его и взял с собой. Вот, посмотрите, пожалуйста. Казалось бы, небольшая зарисовка росписей храма, изображения святых, кое-где требующие реставрации... Буквально эскиз в красках.
— Какая искренняя, светлая работа! Синие, золотистые тона храмовых фресок. Они не яркие, приглушённые. Но будто высвечены солнечным светом, льющимся из окна.
— И обратите внимание, как правдиво художник передаёт пространство церкви. Видите, вот здесь в правом верхнем углу рисунка, кое-где фрески утрачены, но для мастера важно сохранить каждую деталь, не обновляя, не реставрируя её в своей работе.
— Но как я вижу, сейчас на стенах храма, в котором мы находимся, этих фресок нет...
— К сожалению. Картину «В церкви Спаса-Нередицы» Петровичев написал в 1911 году. А спустя 30 лет во время Великой Отечественной здесь, под Новгородом, шли ожесточённые бои. В 1941 году храм Спаса на Нередице был практически разрушен немецкой артиллерией. Но благодаря замечательным новгородским реставраторам в конце 50-х годов он начал возрождаться — и сегодня он почти полностью восстановлен.
— Но, как я понимаю, работы продолжаются до сих пор. Посмотрите, леса стоят, инструменты, специальное освещение...
— Да, здесь работают специалисты Новгородского музея-заповедника, частью которого является церковь. Они восстанавливают внутреннее покрытие стен.
— Как вы хорошо осведомлены, Андрей Борисович!
— Да, я подготовился перед поездкой. Мне удалось выяснить, что в хранилищах музея-заповедника находятся тысячи кусочков штукатурки с древними росписями. Их собирали вручную местные жители и реставраторы при разборе руин ещё в сороковых. Неспешно, по крупицам в реставрационной мастерской из этих осколков возрождаются образы святых, которые когда-то смотрели со стен храма.
— Это удаётся, в том числе, благодаря таким художникам, как Пётр Петровичев, который зафиксировал для истории часть стены с бесценными изображениями.
— Слава Богу, некоторые образы уже удалось восстановить. Давайте попробуем найти их на стенах храма. Вот, например, изображение новгородского князя Ярослава Владимировича, который основал церковь в 1198 году. На фреске показано, как он вручает макет храма сидящему на престоле Христу. А вот святой Тимофей, ученик апостола Павла. Посмотрите, какие светлые лики!
— Андрей Борисович, а что это за надписи нацарапаны на стене справа? Неумело, будто кто-то учился писать.
— Это древние граффити 12-13 века. Реставраторы считают, что в этой части храма был скрипторий, то есть место, где дети учились писать прямо на стенах.
— Посмотрите, вот здесь многократно повторяются начертания буквы Б — большие, с засечками, кое-где украшенные узорами.
— Полагаю, дети учились писать слово «Бог». А вот, посмотрите, на стене неумелой детской рукой начертан православный крест. А вот ещё один — побольше, с орнаментом!
— А здесь, глядите-ка, кто-то нарисовал фигурку богатыря с мечом! И вся стена исписана буквами, линиями, рисунками... Маленькое живое свидетельство того, как жили новгородцы семь веков назад.
— Хорошо бы удалось полностью восстановить фрески в этом храме. И, конечно, полноценно возродить богослужения... Давайте обязательно вернёмся сюда снова.
— Да, непременно приедем. И побываем в Ярославском художественном музее, где находится работа художника Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом», которая так вдохновила вас!
Картину Петра Петровичева «В церкви Спаса-Нередицы под Новгородом» можно увидеть в Ярославском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Одуванчики»
— Так вот почему вы так стремились в Чебоксары, в Чувашский художественный музей, Андрей Борисович! Здесь экспонируется полотно вашего любимого художника, Исаака Левитана!
— Вы проницательны, Маргарита Константиновна! Я действительно хотел увидеть своими глазами картину «Одуванчики». Посмотрите, сколько в ней очарования!
— И вместе с тем простоты! Цветы стоят в глиняном кувшине. Кроме белых, созревших бутонов, здесь и жёлтые медовые солнышки, и нераскрывшиеся головки.
— В букете нет тщательности, его как будто ребёнок собирал. Зато есть свежесть, которая особенно заметна на тёмном невзрачном фоне.
— «Одуванчики» великолепны! Даже не хочется называть этот шедевр натюрмортом. Термин переводится с французского как «мёртвая природа», а в произведении гениального мастера столько жизни!
— Да, такое вот парадоксальное явление — живой натюрморт. Левитан не так много работал в этом жанре. За всю жизнь он написал не больше трёх десятков картин с цветами. «Одуванчики» — одна из первых.
— Какой это год?
— Счастливое лето 1889-го года. Художник тогда жил в Плёсе на Волге, большую часть своего времени проводил на пленэрах. А возвращаясь по вечерам, собирал полевые букеты и рисовал их до поздней ночи. Через девять лет этот опыт пригодился Левитану для преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
— Он учил студентов писать натюрморты?
— В основном, конечно, пейзажи. Но после занятий на природе мастер непременно велел собирать цветы для этюдов. Один из учеников Левитана, Борис Липкин, вспоминал позднее, насколько это было потрясающе. Мастерская превращалась в подобие оранжереи. Левитан расставлял букеты в простых горшках и таких же вот глиняных кувшинах, как на картине «Одуванчики». И давал задачу сложную, как само искусство.
— Это какую же?
— Он говорил, что писать нужно так, чтобы от картины пахло не красками, а цветами.
— Сам Левитан умел это делать. Подходя к полотну «Одуванчики», почти физически ощущаешь горьковатый запах травы. А ещё невольно задерживаешь дыхание, чтобы невесомые соцветия не разлетелись самолётиками.
— Да, Исаак Ильич гениально показал хрупкое очарование одуванчиков. Смотришь и понимаешь, что через несколько секунд порыв сквозняка может растрепать незатейливый пучок. И осознаёшь неповторимость мига, который запечатлел художник.
— В этом особый талант Левитана! В каждом его полотне скрыт призыв ценить мгновения.
— И благодарить Творца, который их подарил нам. «Одуванчики» Левитана — свидетельство о том, насколько прекрасен мир, в котором мы живём. Здесь самые скромные полевые цветы достойны стать произведением искусства.
Картину Исаака Левитана «Одуванчики» можно увидеть в Чебоксарах, в Чувашском государственном художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Брянск. Преподобный благоверный князь Олег Брянский
Одним из небесных покровителей города Брянска считается благоверный князь Олег Романович. Святой родился в тринадцатом веке. Он был внуком Михаила Черниговского — великого Киевского князя, принявшего мученическую смерть в Золотой Орде за отказ поклониться идолам. Олег унаследовал от деда глубокую веру в Бога. Он щедро подавал милостыню, строил храмы. Из летописей известно, что в 1274 году благоверный князь вместе со своим отцом, Романом Брянским, участвовал в походе против Литвы. Что случилось с Олегом на поле сражения — доподлинно неизвестно. Но сразу после сражения он принял иноческий постриг в Брянском Петропавловском монастыре, который сам учредил. Князь провёл остаток дней в аскетических подвигах ради Христа и непрестанной молитве. Вскоре после кончины он был прославлен Церковью в лике преподобных. Мощи князя Олега хранятся в кафедральном Троицком соборе города Брянска.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM