Иисус Христос, покинув город своего детства, Назарет, поселился в Капернауме. Из Евангелия известно, что здесь Спаситель совершил много чудес и не раз произносил притчи и поучения. Именно в Капернаумской синагоге прозвучало откровение, предрекающее совершение главного Таинство Церкви – Причастия верующих Тела и Крови Христа. «Я - Хлеб жизни, сошедший с Небес, и тот, кто Его ест, будет жить вовек», -приводит евангелист Иоанн слова Иисуса.
Но жители Капернаума остались безучастными к Благой вести. Довольство земной жизнью помешало им сосредоточить сердечные устремления на вечности. И тогда Христос вынес городу грозный приговор: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься». Наверное, когда эти слова прозвучали, то люди, которым они были адресованы, не приняли их всерьез. Однако, прошло семь столетий, и богатое поселение, через которое пролегали торговые пути от побережья Средиземного моря до Малой Азии, было полностью разрушено, и само его местонахождение стало предметом спора между исследователями.
Так было до первой волны археологических изысканий на Святой земле – то есть, до девятнадцатого века. В 1838 году американский исследователь Эдвард Робинсон первым предположил, что древние руины на берегу Галилейского моря – не что иное, как остатки Капернаума. Двадцать восемь лет спустя археологическая экспедиция под руководством англичанина Чарльза Уилсона не только подтвердила это предположение, но и идентифицировала в развалинах некого общественного здания, расположенного в центре поселения, иудейскую синагогу.
Территорию, которая требовала тщательного изучения ученых, выкупили и оградили, чтобы уберечь древние артефакты от разграбления, католические монахи-францисканцы. Они и продолжили изыскания в начале двадцатого столетия. Доктор археологии, монах Гауденцио Орфали посвятил изучению древней Капернаумской синагоги всю свою жизнь. Он был уверен, что это - то самое здание, в котором звучала проповедь из уст самого Христа.
Комментарий (арабский, мужской голос):
Археологам под руководством Гауденцио Орфали удалось восстановить из руин часть древнего фасада. В процессе реставрации выяснилось, что стены синагоги были сложены из белого известняка, а с трех сторон ее окружали ряды высоких колонн. Интерьер был украшен скульптурами, изображавшими пальмы, виноградные лозы, львов и кентавров. Из большого окна открывался вид на юг, на просторную гладь озера и на дальние очертания голубоватых холмов, далеко за которыми лежал Иерусалим. На западной стене синагоги сохранились каменные сиденья, на которых восседали книжники и фарисеи. Кафедра находилась в северной части здания. Именно отсюда, по мнению доктора Орфали, прозвучали слова Христа: «Я – хлеб жизни, сошедший с Небес».
Гауденцио Орфали приложил немало усилий для восстановления капернаумской синагоги. Жизнь и деятельность монаха-археолога внезапно прервала автокатастрофа в 1926 году. Однако, основной объем реставрационных мероприятий на этом историческом объекте был проведен именно им, а после его смерти работа на много лет замерла. И датировка здания, принятая доктором Орфали, долгое время не оспаривалась.
Лишь в 1968 году ученые из Францисканской школы библейских исследований в Иерусалиме вернулись к археологическим изысканиям в Капернауме. Иобнаружили под одним из камней, которыми вымощен пол древней синагоги, монеты второй половины пятого века! Получается, что Гауденцио Орфали ошибался, и здание было построено не в первом веке, а на четыре столетия позже?
Комментарий (арабский, мужской голос):
Дальнейшие исследования показали, что в здании синагоги различимы два строительных уровня. Верхняя часть возведена из известняковых блоков, каждый весом до четырех тонн. Камень, вероятно, добывался из карьера, находящегося недалеко от этого места. Эти руины получили название «Белая синагога». Она и была, по мнению исследователей, возведена Капернаумской еврейской общиной в пятом веке от Рождества Христова.
А вот фундамент здания, обнаруженный благодаря проложенным рядом с руинами траншеям, существенно отличался по своим характеристикам от надстройки.Он выполнен из черного вулканического камня – и за это археологи нарекли свою находку «Черной синагогой». Этот фундамент исследователи датировали первым веком. Здание, которое посещал Христос, по всей видимости, было разрушено в конце первого, или в начале второго века во время Иудейской войны. А спустя время на его фундаменте было возведено новое – из белого известняка.
Версию, что более позднее здание «белой синагоги» было построено на древнем фундаменте, подтверждает и тот факт, что в 439 году византийский император Феодосий Второй издал запрет на строительство новых синагог. Поскольку монеты, найденные в основании пола «белой синагоги», датируются пятидесятыми и семидесятыми годами пятого века, то есть, они были выпущены после принятия этого закона, то напрашивается вывод, что строительство велось иудеями под предлогом реконструкции старого, утраченного здания.
Чаяния доктора Орфали оправдались, и его усилия оказались оправданы – синагога, в которой проповедовал Христос, действительно, стояла на том самом месте, которое указал этот увлеченный археолог. Вот только находились камни, на которых стояли стопы Спасителя, несколько глубже – и этот факт стал открытием науки.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. День Победы.
О вкладе Русской Православной Церкви в Победу в Великой Отечественной войне — священник Павел Гумеров.
Сегодня хотелось бы несколько слов сказать о том, как Церковь была вместе с народом, не только в храме, молясь за воинов, но и на поле боя. Известно, что Сергий Страгородский, будущий Патриарх, обратился в первый же день войны, еще до знаменитой речи Сталина, к людям, чтобы они шли к победе вместе с великими нашими покровителями Александром Невским, Дмитрием Донским, Мининым и Пожарским. Церковь собирала огромные средства для того, чтобы помочь тем людям, которые находились на поле боя и тем людям, которые нуждались в помощи. Мы знаем, что на средства Русской Православной Церкви была создана танковая колонна имени Дмитрия Донского, эскадрилья Александра Невского. Мы знаем, что будущий Патриарх Алексей Симанский все 900 дней блокады находился в блокадном Ленинграде и служил в постоянной литургии о победе русского оружия. И сегодня мы с огромной благодарностью молимся за всех погибших воинов, за наших дедов, прадедов, о том, чтобы Господь даровал им Царство Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема