29-ого апреля 1902 года в маленькой московской церкви проходило венчание. После свадьбы молодые супруги – Сергей и Наталья Рахманиновы уехали в Вену. Они приходились друг другу двоюродными братом и сестрой.
Венчание кузенов разрешил сам император. Его вердикт на прошение был таков: «Что соединено Богом, не людям разлучать».
Они знали друг друга с детства. Сергей часто приезжал в Ивановку – имение свое тёти - Варвары Сатиной. Кузину Наташу Серёжа дразнил: «Худа, как палка, черна, как галка, девка Наталка, тебя мне не жалко». 13-летняя Наташа прощала насмешки: она любила Серёжу. Рахманинов уже в 20 лет стал знаменитостью. Его опера шла в Большом театре. Публика не догадывалась, что молодой композитор был нищим. Его отец проиграл своё состояние и состояние жены. Сестра отца – тётя Варвара приняла племянника в свою семью. Никто и не заметил, как между Наташей и Сергеем вспыхнула любовь. Но возражать против женитьбы не стали. Наоборот, говорили: «Серёжа женился на Наташе. Лучшей жены он не мог выбрать. Мы радовались за Серёжу, видя, в какие надёжные руки он попадает».
То, что в лице Наташи Сергей обрёл преданного друга, композитор понял ещё до свадьбы. Доведённый до отчаяния провалом своей Первой симфонии, той самой, что потом принесёт ему мировую известность, он впал в такую депрессию, что забросил музыку. Наталья проявила железный характер, нашла в Москве лучшего психиатра и заставила жениха пройти курс лечения.
Когда у Рахманиновых родилась дочь Ирина, восторгу отца не было предела. Но он очень боялся за дочку, ему казалось, что ей постоянно нужна помощь. Сергей Васильевич ходил вокруг колыбели и не знал, за что взяться. История повторилась спустя четыре года, когда родилась Таня. О своих девочках Рахманинов трогательно заботился всю жизнь. Каждое его письмо заканчивалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!».
Сразу после революции Рахманиновы эмигрировали. Поселились сначала в Дании, потом перебрались в США. Здесь Сергей Васильевич и дочери заболели «испанкой». Наталья Александровна выходила всех. Рахманинову после болезни требовался отдых, но он не мог оставить семью без средств и начал гастролировать. Это были гастроли длиной в 25 лет.
Рахманиновы стали богатыми людьми, но чего им это стоило! Переезды и перелёты, концерты в городках, в которых музыка, казалось, никому не нужна. Наталья Александровна ездила вместе с мужем, следила за его питанием, оберегала от сквозняков, приводила в порядок одежду. Ни разу за все эти годы она ничего не потеряла и не забыла. Рахманинову часто приходилось играть в холодных залах, и Наталья Александровна сшила муфту, в которую вкладывала электрическую грелку. Сергей Васильевич грел в муфте руки и никогда с ней не расставался.
В 1930 году у Рахманиновых появился дом в Швейцарии. Сергей Васильевич купил поместье в честь тридцатилетия со дня помолвки с Натальей Александровной. Его назвали «Сенар» - по первым двум буквам имён супругов. Красивый дом, сад, возведённый на земле, привезённой из России и высаженный руками Рахманинова. Супруги смогли воссоздать здесь атмосферу уютной, семейной жизни, похожей на ту, что была когда-то в Ивановке. Сергей Васильевич мечтал, чтобы его похоронили в Сенаре. Но с началом Второй Мировой войны, которое Рахманиновы пережили, как личное горе, они уехали в США.
Когда Сергей Васильевич заболел, жена скрыла от него диагноз. Она так и не узнала, поверил ей супруг или он знал, что обречён. Рахманинов умер в Калифорнии за три дня до своего 70-летия. «Кончилась моя совместная жизнь с самым благородным, талантливым и дорогим мне человеком», - писала та, которую Рахманинов называл «добрый гений всей моей жизни».
24 мая. О подробностях предстоящей всероссийской недели семьи «7Яфест»

В период с 25 мая по 1 июня в Москве пройдёт Всероссийская неделя семьи «7Яфест», в рамках которой 25 мая состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия».
О подробностях предстоящего мероприятия рассказывает ведущий Радио ВЕРА Константин Мацан.
Рассказывают, что в дореволюционных дворянских семьях обязательной частью воспитания детей было посещение больниц, приютов для бедных, чтобы оказывать помощь тем, кому тяжелее. И, наверное, нет препятствий к тому, чтобы и сегодня эту традицию возрождать.
Какое значение для глубокого, здорового семейного общения взрослых и детей или даже супругов между собой имеют совместные добрые дела, дела милосердия, участие в социальных проектах, проще говоря, общая помощь тем твоим ближним, которым тяжелее, чем тебе. Об этом мы поговорим уже завтра.
В рамках Всероссийской недели «7Яфест» в воскресенье, 25 мая, состоится открытая встреча на тему «Семейные дела милосердия. Кто нуждается в нашей помощи и как творить добро с радостью?». Эта встреча пройдет в Москве, в Токмаковом переулке, в музее императора Николая II. В ней примут участие протоиерей Михаил Потокин, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, Ксения Алферова, актриса театра и кино, телеведущая, общественный деятель, и другие замечательные гости. Модератором встречи выступит Роман Торгашин, директор Радио ВЕРА. Всех приглашаем.
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О подвиге Священномученика Мокия

Сегодня 24 мая. День памяти Священномученика Мокия, жившего в третьем веке.
О его подвиге — протоиерей Михаил Самохин.
Македонский священник Мокий был ревностным пастырем и пламенно убеждал язычников, собравшихся для поклонения языческому Бахусу, покаяться и обратиться ко Христу. За свою ревность и горячую проповедь священник претерпел множество страданий, ссылку и смертную казнь около 295 года.
Когда император Константин отстраивал свою новую столицу империи, Константинополь, он посвятил священномученику Мокию величественный храм. С основанием этого храма связан и сохранившийся текст службы этому святому.
Священномученик Мокий претерпел жестокие страдания, пытаясь спасти людей от поклонения идолу винопития. А сколько людей сейчас приносят себя в жертву этому смертному греху? Служат этому бесу?
Думаю, что священномученик Мокий — один из тех угодников Божиих, которых смело можно просить о молитве ко Господу о наших страждущих винопитиям близких. Его молитвами да избавит и нас Христос от этого тяжкого греха!
Все выпуски программы Актуальная тема
24 мая. О творчестве Саврасова

Сегодня 24 мая. В этот день в 1830 году родился художник Алексей Саврасов.
О его творчестве — протоиерей Игорь Филяновский.
Алексея Кондратьевича Саврасова назвали певцом русского пейзажа. Его первые картины еще связаны с традициями академической школы: «Вид Москвы с Воробьевых гор», «Вид Кремля в ненастную погоду». Но уже в этих полотнах можно увидеть ростки будущих шедевров художника.
Наряду с Шишкиным, Васильевым, Куинджи и Поленовым Саврасов стал создателем школы национальной пейзажной живописи второй половины XIX века. Но, пожалуй, именно Саврасов проявил себя как самый глубокий пейзажист, открывший поэтическую красоту в обыденном. На его полотнах нет романтических горных хребтов или таинственного сказочного леса, красивых усадеб или цветущих садов, а есть талый снег, раскисшие весенние дороги, лирика холодной осени или короткого зимнего дня, Лосиный остров в Сокольниках, сельский вид, Волга под Юрьевцем и, конечно, знаменитая картина «Грачи прилетели», которая стала одним из символов русского искусства второй половины XIX века.
Последние годы жизни живописца были трагичны. Алексей Кондратьевич скончался в 1897 году в больнице для малоимущих на Хитровке. Благодаря усилиям друзей живописца похоронили на Ваганьковском кладбище Москвы.
После кончины Саврасова его ученик Исаак Левитан написал: «Саврасов старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
Все выпуски программы Актуальная тема