На первый взгляд, это выглядит как обычная латиноамериканская часовня, посвященная Марии - свечи, цветы, гирлянды, все ярко, пышно, и на северный взгляд, несколько аляповато. Но женская фигура в богатом облачении, стоящая на алтаре, не имеет к Марии никакого отношения - вы сразу поймете это, взглянув ей в лицо. Под венцом скалит зубы голый череп. Это “святая смерть” - божество, культ которого все больше распространяется в Мексике и среди мексиканских иммигрантов в США. Почитание “святой смерти” как полагают, возникло несколько десятилетий назад, но еще до Колумба местные индейцы поклонялись какой-то богине с похожим костяным лицом.
Мексиканская Католическая Церковь выступает против почитания “святой смерти” - но без особого успеха. Люди собираются у самодельных “алтарей”, подносят скелету в платье спиртное, табак, свечи, цветы, и просят о своих нуждах - кому-то надо найти хорошего адвоката, кто-то страдает от ран или болезней, кто-то просит о наказании обидчикам, кто-то - об успешной контрабанде. Культ особенно распространен среди обитателей социального дна, и его часто связывают с наркомафией, что не совсем верно - среди почитателей “святой смерти” есть и вполне обычные люди. Что же их привлекает? Как поясняет один мексиканский священник, Церковь требует от людей перемены жизни, покаяния, отказа от преступного заработка - культ “святой смерти” не требует ничего. Вы можете просить ее помощи в аморальных и преступных делах. И - как уверяют многочисленные поклонники - она реально помогает.
Это - типичное язычество, попытки получить сверхъестественную помощь, ничего не меняя в своей жизни. Истинный Бог, в отличие от местного мафиозного босса, не предоставляет “покровительство в обмен на приношения”. Он предлагает новую жизнь - полную, радикальную перемену. У Него есть весьма определенные требования к тому, как мы должны себя вести - именно потому, что он нас любит и ищет нашего спасения.
Для нас, в России, «культ святой смерти» может показаться не больше чем жутковатой экзотикой - но увы, люди везде одинаковы. Людям кажется, что они могут что-то исправить в своей жизни обращаясь к разного рода колдунам, чародеям и мутным оккультным целителям.
Но на самом деле наша жизнь идет наперекосяк потому, что мы сошли с рельс, сбились с пути.
И если какая-то сила берется помочь нам идти неверной дорогой, не стоит удивляться тому, что, как бы она сама себя не называла, сила эта — смерть. С ее пугающей костлявой усмешкой.
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема