Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio
— Конечно, помню, Саша! Кузьминки, Кусково, Коломенское!
— У меня ведь фотографии до сих пор сохранились, недавно их пересматривал. Один снимок, кстати, вот на эту картину похож. Такая же песчаная дорожка вьётся вокруг цветника, особняк мерцает стёклами окон в глубине зарослей. Ну-ка, что здесь написано? Сергей Виноградов. «Сад». Интересно, где это? Наверняка тоже в окрестностях столицы.
— Нет, это Орловская область, усадьба Головинка. Она принадлежала в начале двадцатого века Всеволоду Мамонтову, сыну известного мецената.
— О, Савва Мамонтов был миллионером! Наверняка, поместье его наследника отличалось особой роскошью!
— А вот и нет! На склоне лет известный меценат разорился и не мог помогать своим детям материально. Сын его работал страховым агентом и вёл очень скромную жизнь.
— А как Мамонтов-старший потерял своё огромное состояние?
— Савву Ивановича обвинили в незаконных финансовых махинациях, пять месяцев он провёл в одиночной камере Таганской тюрьмы. Имущество мецената конфисковали и распродали на аукционе. Позже все обвинения с Мамонтова сняли, но он остался ни с чем.
— А Головинку успели переписать на сына?
— Головинка не имела отношения к Савве Ивановичу. Это имущество жены Всеволода, Елены Дмитриевны Свербеевой. Но всё-таки было в этом поместье нечто драгоценное, что унаследовала молодая чета от мецената.
— И что же это?
— Гостеприимство и радушие! Как Савва Иванович создал в своей усадьбе Абрамцево творческие условия для художников, так и Всеволод с Еленой привечали в Головинке талантливых живописцев. Это была благотворительность особого рода, она способствовала расцвету изобразительного искусства в России. После судебного скандала в 1899 году Мамонтов-старший уже не имел ни возможности, ни сил поддерживать таланты. А его наследники, хоть и были небогаты, продолжили семейную традицию.
— И Сергей Виноградов бывал в доме у Мамонтовых?
— Он приезжал в Головинку много лет подряд. Особняк абрикосового цвета, запечатлённый на картине «Сад» в 1810 году, узнаваем на многих полотнах художника. Именно здесь Виноградов обрёл свой неповторимый стиль, который назвали «усадебным».
— А что это за стиль? Чем он отличается от пейзажа?
— Особым настроением. Искусствовед начала двадцатого века Александр Трубников писал, что в русских усадьбах сконцентрировалась отечественная культура. Он сравнивал поместья с оранжереями, в которых, как цветы, раскрывались таланты — музыкальные, живописные, поэтические. А также особое дарование поддерживать других, привечать, утешать — вот как у Мамонтовых. И Сергей Виноградов в своих работах изображал не просто дома и деревья, он стремился передать сам дух заповедных уголков.
— Как у Пушкина — «там русский дух, там Русью пахнет». Судя по картине «Сад», дух этот радостный.
— Это правда! Виноградов, отправляясь на этюды в Головинке, так и говорил — «иду писать отрадное». И ласковые солнечные лучи на картине «Сад», и благоуханные белые пионы на клумбе, и сиреневые тени густых зарослей — всё это приметы светлых дней, насыщенных творчеством, добротой и любовью.
«Картину Сергея Виноградова „Сад“ можно увидеть в Иркутском областном художественном музее».
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам. О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. Об особенностях богослужения дня, — священник Константин Кокора.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Читаются 12 отрывков Евангелия о страстях Христовых. О духовном смысле чтения, — игумен Лука Степанов.
Сегодня 2 мая. Великий четверг. Воспоминание Тайной вечери. О важности Причащения Христовых Таин в этот день для всех…
This website uses cookies.