
— Потрясающе! Великолепно!
— Что тебя так восхитило, Андрей?
— Очень нравится, как организован Вязниковский историко-художественный музей. В особняке восемнадцатого века воссоздана обстановка богатого купеческого дома — здесь и изящная антикварная мебель, и старинные музыкальные инструменты, и зеркала в резных деревянных рамах. А на втором этаже разместилась коллекция живописи, которую собрал в начале двадцатого века вязниковский фабрикант Сергей Иванович Сеньков. Для небольшого города во Владимирской области этот музей — настоящее сокровище. И здесь, доложу я тебе, можно встретить замечательные работы!
— Какие, например?
— Например, полотно Сергея Милорадовича «У исповедника».
— Да, мне тоже эта картина по душе. На ней показан очень уютный интерьер маленькой деревянной церкви, мне доводилось бывать в таких. Там атмосфера особенная, войдёшь — и уходить не хочется. И художнику удалось это передать. С каким теплом он написал бревенчатые стены, дощатый пол, домотканый полосатый половичок на нём — всё такое домашнее. И люди, видно, чувствуют себя здесь как дома. Одеты они нарядно, празднично. Сидят на скамейках сосредоточенные — две девушки лет пятнадцати и мужчина с женщиной.
— Они пришли исповедоваться, и потому погружены в свои мысли. Стараются осознать свои ошибки перед Богом, готовятся рассказать о них священнику. Видишь, батюшка стоит в глубине храма, внимательно выслушивает исповедь одной из прихожанок.
— Эх, если бы можно было прожить без грехов...
— Ну, брат, это очень трудно! Христос, придя на землю, дал нам высочайший образец жизни и призвал следовать за Ним. Он показал такую любовь, которой и смерть не страшна. Человеку непросто этому соответствовать, даже если он очень хочет. А исповедь — это ведь не просто констатация печальных фактов. Это и проявление решимости избавиться от грехов, и обращение к Богу за помощью.
— И кому-то удаётся приблизиться к высоте, которую задал Иисус?
— Удаётся, да. Таких людей называют святыми. Немало их было и в то время, что отображено на картине — в начале двадцатого века. Об этом невольно вспоминаешь, прочитав название полотна — «У исповедника». Ведь исповедником называют не только священника, который принимает исповедь, но и христианина, не отрёкшегося от веры под угрозой смерти. Картина написана в 1915 году, через два года для верующих в России начался период кровавых гонений.
— То есть, возможно, батюшка, изображённый на картине, пострадал во время репрессий?
— Вполне возможно — и батюшка, и его прихожане. На картине «У исповедника» Сергей Милорадович показал христиан, которые совершают внутреннюю работу, чтобы стать похожими на Христа.
«Картину Сергея Милорадовича „У исповедника“ можно увидеть в Вязниковском историко-художественном музее».
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема