В бытность мою студентом Московской духовной академии мне удалось познакомиться с красивой традицией Сербской Православной Церкви. Произошло это, в общем-то, случайно. Помню, как шёл по коридору студенческого общежития и услышал весёлое пение на сербском языке. Оно, это пение, раздавалось из комнаты, в которой, как я знал, жили студенты из Сербии. Вставка: http://www.youtube.com/watch?v=b4m4XBokvjk (с 0.15)
Признаюсь - было очень интересно узнать, что же там происходит. Но заглядывать в комнату я постеснялся. Так и прошёл бы я мимо. Но дверь комнаты вдруг отворилась и я увидел своего знакомого - студента из Сербии. Заметив меня, он тут же пригласил меня войти.
Моему взгляду предстал праздничный стол, на котором лежал большой, красивый каравай, а рядом с ним стояла горящая свеча. Во главе стола сидел сербский священник – тоже студент Академии. Рядом с ним находились другие сербские студенты, которые поздравляли священника с какой-то «славой».
Признаться честно, первой моей мыслью было, что этот священник чем-то прославился, совершил какой-то значимый для Сербской Церкви поступок. Как ещё мог я понять это поздравление со «славой»? Вскоре стало понятно - я ошибался, но ошибался, так сказать, приятно. Сам того не ожидая, я стал участником уникального сербского обычая, аналогов которому в других Православных Церквах просто нет, - празднования «славы».
За столом мне тут же объяснили его смысл. Все православные христиане с радостью празднуют день ангела, то есть торжественно отмечают день памяти святого, имя которого они носят. Но только в Сербской Церкви наряду с личными именинами, есть именины семейные, родовые. Они и называются «крестной славой» или просто «славой».
У сербов история празднования славы уходит в глубину веков. Когда-то сербские семьи считали своими покровителями языческих богов. После того, как Сербия приняла христианство, их место заняли церковные святые.
Мои друзья посетовали, что здесь в России они не могут в полной мере показать мне торжественность славы. Тем не менее, главные особенности празднования, я все же увидел. Например, тот каравай, который я сразу приметил, оказался славским калачом – особым сладким хлебом, который печётся именно к празднованию славы.
В определенный момент священник, сидевший во главе стола, поднялся со своего места, благословил этот самый славский калач и вино, стоявшее рядом.
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 3.16 – 3.31) Надрезав калач, священник полил его вином. Затем к калачу протянули руки все присутствующие – его начали вращать и петь особые молитвы. Затем священник стал разламывать калач на части – каждому из присутствующих он вручал кусок калача с такими словами: «Христос посреди нас». Ответом ему было: «И есть и будет».
http://www.youtube.com/watch?v=bsBPJ06XnkM (с 4.43 – 4.51) Вообще-то, эти слова произносятся на главной православной службе – Литургии. На «славе» же их говорят, чтобы подчеркнуть – «слава» не просто застолье, это религиозный, церковный праздник.
Во время застолья я узнал, что в Сербии традиция праздновать славу давно перешагнула семейные границы. Сегодня сербы празднуют славу монастырей, городов и даже профессий. Есть и общий для всего сербского народа праздник славы – «Видовдан» или день святого Вита. Его отмечают 28 июня. В этот день почти семь веков назад состоялась знаменитая битва на Косовом поле, в ходе которой сербы героически сражались с турками. С тех пор «Видовдан» - особый день для каждого серба. http://www.youtube.com/watch?v=GyV8z4AtdjU (славская песня – вставить произвольный отрывок)
«Славу» в Сербии отмечают храмы и монастыри, а еще учреждения и профессии. Например, врачи и больницы славят святых врачей Косьму и Дамиана, а школы и университеты – святого Савву, просветителя Сербии.
Есть у сербов еще один светлый обычай, связанный со славой. В сербских семьях в день празднования славы в доме с радостью встречают каждого гостя – знакомого и незнакомого. Вот и я был принят на славский пир согласно этой древней сербской традиции...
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема