Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Светлый вечер

«Семья. Психология. Вера». Александр Ткаченко

«Семья. Психология. Вера». Александр Ткаченко



Нашим собеседником был писатель, журналист, психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко.

Александр рассказал о традициях в своей семье, о личном опыте преодоления кризисов в семейной жизни, а также о том, как знания в сфере психологии могут помочь сохранить брак.

Ведущая: Анна Леонтьева


А. Леонтьева

— Добрый светлый вечер. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Александр Ткаченко, журналист, писатель, психолог. Добрый вечер, Саша.

А. Ткаченко

— Добрый вечер.

А. Леонтьева

— Ну мы, как всегда, сегодня будем говорить о семье. И, наверное, я начну с того, что когда-то я прочитала твою статью... Вообще я небольшое предисловие. Почему-то, когда мы говорим о чем бы то ни было — о семье, о жизни, и мы говорим с таким известным человеком, как ты, например, очень важно, чтобы этот разговор был не о том, как у меня все прекрасно, а о том, что у меня тоже есть проблемы, и я их решаю. Я прочитала когда-то твою статью, которая называется, в «Фоме», «Когда завянут помидоры» — правильно я назвала ее?

А. Ткаченко

— Да, десять лет назад опубликована.

А. Леонтьева

— И вот мне было интересно, я была потрясена именно тем, что ты очень честно и открыто рассказал о том, что и в твоей семейной жизни — твоей семейной жизни уже 30 лет, если не ошибаюсь...

А. Ткаченко

— Без малого.

А. Леонтьева

— Без малого. У тебя четверо прекрасных детей, трое сыновей и дочь, уже такие взрослые и уже как-то находящие свою лодку. Но ты пишешь о том, как ты пришел к какому-то небольшому кризису понимания что ли, да, взаимоотношений в семье. И начать я хочу с вопроса. Вот ты пишешь о том, что под обаянием героя фильма «Москва слезам не верит», Гоши, ты... Ну вот ты к нему имеешь претензии. Поскольку не все читали твою статью, можешь ты вкратце рассказать, какие у тебя претензии к герою Гоше из «Москва слезам не верит»?

А. Ткаченко

— Ну я начну с того, что претензий у меня уже нет сейчас больше к Гоше, слава Богу, да, все, мы с ним разобрались.

А. Леонтьева

— Ты ему что-то простил.

А. Ткаченко

— Нет, я ему не что-то простил, я перестал перекладывать на него свою долю ответственности за происходившее, да, и понял, что на самом деле просто у нас, видимо, похожие травмы были (ну если можно говорить о травмах у персонажа такого драматургического произведения), которые похожим образом в семейной жизни реализовывались. Ну как, претензии были какого рода? У меня не было папы, я рос в семье, где вот две женщины были, мама и бабушка, и, соответственно, модель мужского поведения я вообще не видел. И когда я вырос, у меня не было даже вот такого теоретического представления о роли мужчины в семье. У меня даже модели семьи не было, в которой я в качестве мужчины. Я вырос в семье, где мужчины нет, вот в семье, где мужчина оказался не нужен. А я ведь мужчина, и я не понимаю, каким должен быть мужчина в семье. И мне как-то очень легли на душу эти слова Гоши, когда он сказал: запомни, все и всегда я буду решать сам, на том основании, что я мужчина. Ну и вообще Баталов же, он само обаяние, как ты сказала, там невозможно не влюбиться в него. К слову говоря, сам он к своему герою относился негативно.

А. Ткаченко

— Да?

А. Леонтьева

— Говорил, что, если бы была третья часть, мой герой вполне мог бы ударить Катерину бутылкой по голове.

А. Ткаченко

— Ничего себе.

А. Леонтьева

— В интервью его читал, да. Ну как, говорит, он дерется, пристает к женщинам в электричках, он пьянствует, он там обижается — ну такой нестабильный человек. Хотя яркий, красивый, интересный. Ну это знаешь, это просто тысячу раз уже в интернетах разбирали, мне не очень интересно об этом говорить сейчас. Ну вкратце если, да, то я увидал для себя вот модель настоящего мужчины в образе, который, мягко говоря, не соответствовал тому, за что я его принял. Что это на самом деле такой очень ранимый человек, очень такой неуверенный в себе, с кучей подавленной агрессии — вот я как психолог мог бы сейчас все это по полкам начать раскладывать. Но тогда я еще не был психологом, тогда я плохо все это понимал, 30-лет назад, и я взял для себя в качестве образца вот такой исковерканный тип мужского самоутверждения. И за 20 лет совместной жизни, ну там чуть меньше, да, это привело к тому, что наш брак едва-едва не распался. Потому что ни к чему хорошему это привести не могло изначально. Не знаю, ответил я на твой вопрос?

А. Леонтьева

— Ну да, ты ответил на вопрос. И в статье (просто если не все ее прочитали, обязательно прочитайте) ну так кратко, я хотела сказать, что, значит, ты рассказываешь историю отношений до кризиса, да. Ну это, условно, история кризиса — ну как-то это надо назвать, — когда на исповеди сначала батюшка сказал тебе, что нужно жениться на девушке, с которой ты год встречаешься, и ты понял, что с этой девушкой ты хочешь провести всю жизнь. А можешь рассказать еще про чудо со свечами? Когда вы сели за стол, повенчались, и тогда еще можно было венчаться без регистрации брака...

А. Ткаченко

— Ну там, знаешь, там для меня главное чудо было вообще то, что я женился, то что я создал семью. Потому что, повторюсь, у меня вот этого образа моей будущей семьи не было. Я не мог себе даже приблизительно представить, как это может выглядеть, я не строил таких планов. И вот когда я уверовал, когда я пришел в церковь, на первой исповеди меня священник не допустил до причастия именно вот по той причине, что да, я в непонятных отношениях нахожусь с девушкой со своей. И вот я говорю: а что же мне делать? Ну он говорит: это же твой выбор — или венчайтесь, или расставайтесь, по-другому нельзя, говорит. Ну вот. И я впервые в жизни подумал о том, что да, действительно надо как-то этот вопрос решать, надо как-то эти отношения определять, что это такое. Для меня это был непростой такой момент, я целый месяц потом пребывал в сомнениях. Но в конце концов вот все, я решил, что да, что надо действительно, что лучше я скорее всего себе не найду спутницу жизни. И, в общем, не ошибся, слава Богу. Но понимаешь, тут дело в том, что в нормальной ситуации такие вещи молодому человеку отец говорит, а у меня его не было. И вот Господь сотворил такое чудо, что, когда вот за неимением отца родного, да, в доступе, у меня впервые появился человек, которого я мог назвать отец, да, — отец Сергий, священника этого так звали. И, я получил это наставление все-таки от отца.

А. Леонтьева

— От отца, да.

А. Ткаченко

— Вот то, чего мне не хватало, да. Я в этот момент перестал быть безотцовщиной, у меня появился отец. Потом много других было там батюшек, да, и я смог получить отеческое наставление вот по поводу того, как выстраивать свою личную жизнь. Для меня это было вот таким самым главным чудом. Ну а то что про свечки ты говоришь — ну там мы просто когда повенчались — это же 92-й год был, очень тяжелые времена, в магазинах не было продуктов, там предприятия зарплату не выплачивали, галопирующая инфляция была, там две с половиной тысячи в месяц. Можешь себе представить, вот что происходило с нами.

А. Леонтьева

— Да, я жила в это время, наверное, могу себе представить. Но многие уже не могут.

А. Ткаченко

— Ну это я да, это я специально так озвучиваю. Ну мы-то с тобой помним, вот хотя и молодые совсем были, да. И мы просто думали повенчаться в храме. Вот те мои друзья певчими служили. Почему, собственно, батюшка и согласился нас повенчать до регистрации — мы вроде как свои были там люди. Но для меня было неожиданностью то, что после венчания мне друзья говорят: ну что, а теперь пойдем. Я говорю: куда? Ну как куда, праздновать, типа, за стол. Я говорю: какой стол? А они сделали нам сюрприз с Ниной. Им там какая-то гуманитарка приходила там из Америки, тогда по церквям это все распределяли — православные церкви американские собирали там продукты, вот и сюда присылали, зная о тяжелом положении в стране. И вот они все свои запасы этих продуктов вывалили на праздничный стол, да, это было очень трогательно.

А. Леонтьева

— О, хорошо.

А. Ткаченко

— Ну неожиданно, да. И там свечки венчальные наши там, вернее не венчальные, просто поставили свечки там, значит, регент Сережа поставил там перед нами, на столе. И говорит: сейчас я вам, говорит, афонский ладан воскурю. И достал это по кусочку ладана и положил на свечки вот так вот, под огонек. Ну и ладан начал плавиться — обычная история, кто в церкви-то с этим дело имеет, знает, как это все происходит. Но тут начало происходить что-то странное. Сережа говорит: смотрите, что делается. А свечки начали как-то стремительно оплавляться, прямо почти до половины — никогда такого, ни до, ни после не видел, — и оплавляясь, заворачиваться начали в колечки, в большое и маленькое. И вот секунды на три, наверное, вот такое зрелище, знаете: на свечках два пылающих кольца, большое и маленькое, вот напротив нас — ну прямо вот такое знамение с небес. Ну тоже очень трогательно это было, да. Ну вот.

А. Леонтьева

— Поначалу, я вообще должна сказать, что поначалу, в период неофитстства — я это тоже проходила в 90-е, — как-то вот авансом что ли, в кредит, давали столько благодати, столько каких-то необыкновенных вещей происходило. Иногда даже неудобно рассказывать — ну как бы вроде личное, но все равно, это тоже так здорово.

А. Ткаченко

— Конечно. Это на всю жизнь.

А. Леонтьева

— Вот вам на будущее. Да, и чтобы помнили всю жизнь. Ну и потом в своей статье, да, расскажи...

А. Ткаченко

— А знаешь, извини, перебиваю, я вот сейчас подумал: ведь есть же такая аксиома, что детство должно быть счастливым.

А. Леонтьева

— Да, точно.

А. Ткаченко

— Ну просто потому, что в детстве ребенок получает ресурс на всю последующую жизнь, и поэтому детство должно быть счастливым, его надо беречь у ребенка. Вот ты сказала, что благодать авансом дается. Я подумал: наверное, и Господь духовное детство всем организует, так чтобы оно было счастливым, чтобы потом можно было из этого источника питаться вот всю последующую жизнь, когда трудности будут, там еще что-то.

А. Леонтьева

— Какая потрясающая мысль. Очень-очень мне понравилась. Прямо родилась. Ну да, как бы вот это наше духовное детство, да, чтобы мы все время вот возвращались и помнили, что Отец нас любит что ли, вот так можно сказать.

А. Ткаченко

— Да. Я вот, к слову говоря, когда какие-то кризисные были периоды, я часто вспоминал и об этих колечках. Вроде бы ерунда, но это укрепляло, это давало какую-то поддержку. Я вспоминал об этом и понимал, что наш брак это не просто наше личное дело, что ну если уж Господь вот в этом поучаствовал, да, то и как бы нельзя вот так самовольно распоряжаться этим всем, исключительно по своим каким-то там прихотям. Это помогало удержаться на плаву, когда уже отчаяние захлестывало, да, что да ну его, все, лучше уж прекратить и как-то попробовать что-то другое строить. Нет. Это был хороший источник поддержки.

А. Леонтьева

— Напомню, что у нас в гостях Александр Ткаченко, журналист, писатель, психолог. И мы, как всегда, говорим о семье. И я, наверное, продолжу экскурсию по твоей статье, потому что она действительно для меня очень значимая. Дальше ты пишешь о том, как вы жили с мамой, уже появились детки, да, вы с женой жили у мамы. И ну такой московский дворик или не московский, не знаю...

А. Ткаченко

— Только не московский, это в Калужский области, в провинциальном городишке, я в Москве никогда не жил.

А. Леонтьева

— Да, я поняла. И ты, как-то жена вышла с детьми погулять, да, ты увидел этот дворик какими-то другими глазами.

А. Ткаченко

— Нет, ну там, понимаешь это начало 90-х, еще советский период не закончился, а 90-е же в разгаре. Ну там я просто детей погулять вывел там и обнаружил такую странную картину, да. Там двор, четыре дома стоят, вот как каре такое квадратное, и внутри этого квадрата три столика с лавочками. За каждым из столиков сидит компания. За одним столиком сидят там какие-то подростки такие это хамоватые — ну подростки, они часто такие бывают, да. Ну там задирают прохожих, там какие-то магнитофон у них играет, там какой-то «Prodigy», играют в карты. А за вторым столиком сидят алкоголики местные такие, в возрасте уже дядечки. И они тоже играют в карты под интерес там, бухают, тут же нужду справляют там, под яблонькой — то есть там такая пастораль деревенская в районном центре. И тоже, естественно, матерятся. Но самый жесткий столик был третий — там сидели бабушки. Вот, слава Богу, сейчас, я когда приезжаю там по делам в этот двор, там нет за столами ни первой компании, ни второй, ни третьей. И я думаю, правда, как-то вот все-таки жизнь в чем-то меняется к лучшему очевидным образом, потому что это было страшно.

А. Леонтьева

— А куда же они все делись?

А. Ткаченко

— Потому что бабушки тоже играли в карты и матерились громче, чем первые два стола вместе взятые. По двору собаки бегали, там коровы ходили, там их на выпас, коров, гоняли, половина города застройка — такой частный сектор. Собаки бегают, кошки там выходят, в песочницу гадят, закапывают. И вот среди всей этой красоты стоят там мои эти два мальчишечки с лопатками своими игрушечными, с ведерками, и растерянно так смотрят — а где им пристроиться во все это. И знаешь, мне так стыдно стало, думаю: куда я их вывел, вот что им тут делать? И вот ну да, возникла мысль, что надо как-то решать этот вопрос, что нельзя детей растить вот в этой атмосфере. Ну и кончилось это тем, что мы переехали в соседний райцентр, в Жиздру, да, и как раз тут работал, строился этот Покровский храм. И со временем мы здесь сначала снимали жилье, потом удалось купить свой дом. И вот дети здесь выросли, да, совершенно другая атмосфера.

А. Леонтьева

— Ну я хочу сказать, что в твоей статье изрядная есть доля какого-то — ну к тебе уже как к психологу обращаюсь, — изрядное чувство вины. Ты строил семью и сам самоотверженно работал на стройке, там спал в какой-то прокуренной этой подсобке, как ты пишешь, зарабатывал деньги как мог. И вот ты видишь...

А. Ткаченко

— Ань, в подсобке — ладно, мне приходилось ночевать на чердаках, зарываясь в керамзит, в утеплитель, в эти камешки, чтобы не замерзнуть. Вместе со спальником закапывался, как крот, в этот утеплитель, потому что было там уже минус один по осени. Ну да, все было непросто.

А. Леонтьева

— А как ты написал в статье, что ты постепенно перешел из пролетариев в творческую интеллигенцию.

А. Ткаченко

— Ну да. Нет, я работал в одних условиях с ребятами, с таджиками там мы жили, да, в полной антисанитарии, так, мягко говоря.

А. Леонтьева

— Ну да, ты, как говорится, вкалывал, вкалывал самоотверженно. И вот ты приходишь там, время от времени отпрашивался в гости у жены, что, наверное, тоже считается вполне нормальным. И вот ты приходишь и видишь, как жена стирает во дворе в перчатках и варежках какое-то белье...

А. Ткаченко

— Ну мы снимали просто жилье. Как говорят, что два переезда равны одному пожару...

А. Леонтьева

— Да.

А. Ткаченко

— Мы за три года семь квартир съемных сменили. И из них шесть — это были дома без газа, без водопровода, без телефона, с удобствами во дворе. Ну там из всех благ цивилизации только электричество, вот представь себе. Вода в колодце, да. А трое детей мелких. И что там... Ну это я с работы как-то пришел —еще такая слякотная была погода, вот эта вот еще не весна, но уже не зима, пешком ходить очень неудобно по этой рыхлой какой-то, мокрой шуге вот этой, снега и льда. И я, уставший тоже, замученный такой, брел, еле-еле дотащился на обед, домой пришел перекусить. Захожу — а жена во дворе постирушки, вытащила и стирает во дворе, да, ну там одетая в куртке там зимней, одела эти рукавички там, ну такие как перчатки вязаные, а на них сверху хозяйственные эти резиновые перчатки, чтобы руки не мокли. И вот так вот стирает. Ну и тоже, конечно, это было сродни тому, что я короче, сейчас рассказывал, когда мальчишек вот двор вывел — ну как бывают моменты понимания, что что-то не так идет в жизни. И я на это посмотрел, подумал: ну что-то какой-то перебор это, правда. И, знаешь, что самое грустное было — она на меня так посмотрела виновато: не хотела, типа, расстраивать, не успела закончить к твоему приходу. Увидала, что я расстроился. Ну так очень трогательно это было. Ну, конечно, очень тяжело мы тогда жили. Не жили, по сути, выживали. Потому что поддержки никакой не было, молодые, бестолковые. Ну как-то справлялись да, ничего.

А. Леонтьева

— Ну да, ты пишешь, что когда ты наконец смог позволить себе купить дом, провести воду и купить в первую очередь стиральную машинку...

А. Ткаченко

— Нет, я воду в первые три дня провел, ты что, пиратским способом. Я пошел к местному директору водоканала и как рэкетир из него этот водопровод выдавил просто.

А. Леонтьева

— Такое впечатление на тебя произвел взгляд жены, стирающей во дворе.

А. Ткаченко

— Ну нет, я вообще такой парень был, местами очень ответственный. Я просто многого не знал, многого не умел, но я старался, да. Но вот этих вот эмоциональных прогалов, вот этих следов травм детских было столько, что ну не знаю, все мои старания вот это вот безобразное поведение могло перекрывать, когда я проваливался вот в эти травматические свои какие-то рисунки поведения. Ну как Гоша этот в кино, да, — обидеться на что-то там, разозлиться там, так вот. И это, конечно, очень сильно отравляло жизнь. Вообще я скажу, что вот эти вот следы детских травм, на мой взгляд, по моему опыту и жизненному, и профессиональному, наверное, одна из главных причин и разводов, и вообще проблем между супругами там внутри семьи. Часто говорят вот: характерами не сошлись, да, — там у него характер скверный, или он бессовестный там, или она там какая-то вредная. Для меня это все сейчас какие-то обобщения, непонятно о чем. Я просто каждый день встречаюсь с людьми и вижу из каких конкретно ситуаций в детстве, из каких обстоятельств развития вырастали эти плохие характеры, эта вредность, эта неуживчивость и так далее. Все оттуда, все из детства.

А. Леонтьева

— Да, мы с тобой уже не первый раз встречаемся на передачах, и ты уже рассказывал о том, как когда ты стал психологом, то понятие греха для тебя во многом изменилось — то есть там, где кто-то видит грех, ты видишь травму.

А. Ткаченко

— Ну так это же, собственно, и в православной антропологии также грех рассматривается, что грех — это повреждение, что когда человек грешит, он поступает вопреки замыслу Божиему о себе, вопреки собственной природе, вопреки собственной человечности. А такое поведение всегда травматично. То есть человек своим грехом сам себя калечит, сам себя травмирует. Это не я говорю, это православное вероучение так говорит. Но тут, когда я стал психологом практикующим, я столкнулся с еще одной реальностью, о которой как-то вот внутри Церкви о ней не принято говорить — я вдруг с удивлением обнаружил, что человек может быть травмирован не только своими грехами, но и грехами других людей, иногда самых близких.

А. Леонтьева

— Да?

А. Ткаченко

— И вот с этими травмами что делать, верующему человеку часто непонятно бывает. Как можно каяться в чужом грехе, который тебя травмировал, на исповеди? Иногда люди пытаются об этом сказать, а священник (ну вот, может быть, там в силу того, что это не его область вообще, не его компетенция) не понимает, что тут делать и говорит: ну вот во всем вини себя. А как можно винить себя в том, что не ты сделал, да, как можно себя винить в грехе, который не ты совершил? Ну там, например, какой-нибудь взрослый дядя домогался там к 12-летней девочке вот как бы в детстве, когда она маленькая там была. Девочка выросла — у нее там какие-то проблемы в жизни. И она понимает, что это все оттуда. Приходит, начинает там священнику это рассказывать. Вот что тут, какую тут помощь можно получить?

А. Леонтьева

— Ну да, говори о своих грехах, а не о чужих. И как бы как же в себе это удержать.

А. Ткаченко

— Ну да. И бывает, что там вместо помощи человек просто еще дополнительный груз проблем получает, потому что его могут обвинить в происшедшем: вини во всем себя, вот что-то ты не так сделала. Я понимаю, конечно, что опытные батюшки-то, они так никогда не скажут. Но бывает же такое, я такое слышал от людей, да, что вот так говорили. Хотя даже в Евангелии, помнишь вот, да, прямое есть указание на это, что когда ученики шли с Иисусом к храму в Иерусалиме, они увидали слепорожденного. Вот помнишь, что они спросили у Него: Учитель, кто согрешил, что с ним случилось такое, он сам или родители его?

А. Леонтьева

— А, точно.

А. Ткаченко

— Все. Вот ответом было: не он и не родители. Но сама постановка-то вопроса была принята. Иисус не сказал: что за глупости вы говорите, как могут родители там согрешить, чтобы у ребенка были проблемы? Нет, вот так вот постановка вопроса вполне закономерная. Не он и не родители, но да, вот апостолы вот так мыслили, что грехи родителей могут исковеркать человека даже физически, не говоря уже психологически. Вот и вся история. И вот с этой проблемой, когда нас травмируют грехи других людей, у церковного человека часто возникает когнитивный диссонанс — непонятно, что с этим делать. Боль есть, травма есть, а исповедоваться в ней бессмысленно. А куда тогда идти? Ну и вот, на мой взгляд, здесь как раз психотерапия это один из самых таких коротких и эффективных путей к исцелению.

А. Леонтьева

— Это очень важная тема. Я предлагаю подвесить ее, продолжить через минуту. Напомню, что с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Александр Ткаченко, журналист, писатель, психолог. Мы вернемся к вам ровно через минуту.

А. Леонтьева

— Сегодня с вами Анна Леонтьева. Мы, как всегда по понедельникам, говорим о семье с Александром Ткаченко, журналистом, писателем, психологом. Вот мы подняли с тобой очень важную тему. Ты говоришь, что опытные батюшки, они не ответят так, чтобы человек впал, мало того, что он пострадал, да, он еще не может исповедоваться в грехе и ну, наверное, как-то замыкается. Но для того, чтобы дойти до опытных пастырей, нужно сначала пройти большую школу, не знаю, воцерковления, да. То есть когда ты только заходишь в храм, то ты встречаешь батюшку, ты не знаешь, опытные они, неопытные. Но вот эта вот невозможность как бы найти выход, когда ты говоришь: вот он меня обидел. А тебе говорят: ну ты же пришла исповедоваться, там пришел исповедоваться в своем грехе.

А. Ткаченко

— А сам осуждаешь там, да, а Господь велел прощать. Ну вот такие вещи.

А. Леонтьева

— Да, а еще и осуждаешь, чем увеличиваешь свою вину. Ну то есть вот это вот, мне кажется, очень важный момент — про то, что человек должен очень аккуратно относиться даже к совету священника. Если священник неопытный, он может здорово сам себя повредить этим чувством вины каким-то неизбывным. И очень важно то, что в первой части программы сказал про грех, как про болезнь самоповреждения, что как-то отделять себя от этого греха, да, не начинать серчать на себя очень уж сильно.

А. Ткаченко

— Ну да, потому что бывает так, что действительно у человека боль оттого, что его обидели, потому что ему нанесли ущерб, его травмировали — я уже не буду говорить, что бывает там с людьми, да, очень бывают печальные вещи. И вот он с этой болью приходит в храм, он сам не знает, чего он хочет. Ну болит вот, хочет, чтобы, я не знаю там, как-то поддержали...

А. Леонтьева

— Чтобы не болело.

А. Ткаченко

— Посочувствовали, чтобы не болело, да, там и так далее. Рассказывает об этом. А в ответ может получить, да, что это ты говори о своих грехах, а не о чужих. А вот Господь велел даже врагов своих любить там. Ну то есть вместо этого какой-то набор цитат там из Священного Писания. Ну такой вот, в общем, неглубокий подход может быть здесь. И человек, мало того, что не исцелил свою боль, он еще и нагрузился виной за то, что вот я такой плохой, обвиняю кого-то и так далее. Ну вот. Поэтому здесь это вопрос очень тонкий. Я ни в коем случае не критикую батюшек, но мне приходилось видеть людей, которые столкнулись с именно вот с таким недопониманием там на исповеди. Ну и оно немудрено, потому что, когда там батюшке успеть вникать в какие-то подробности в такие сложные. Просто бывает так, что вот с такими запросами лучше, на мой взгляд, все-таки идти к психологу, а не на исповедь.

А. Леонтьева

— А знаешь, что я подумала, тоже вот у меня только что родилась эта мысль во время разговора: что я много прошла психологов с дочерью, и из них тоже были разные — были как бы помогающие, были неработающие. Каждый случай индивидуален, да.

А. Ткаченко

— Конечно.

А. Леонтьева

— И я написала об этом книжку про подростков, и там написала о том, что показатель того, что ты нашел своего психолога — не то, что ты годами ходишь и тебя выслушивают, да, у тебя все то же самое происходит. А то, что после первого же сеанса тебе становится немножечко легче. Вот я помню, как я сгрузила дочь в обострение депрессии у нового психолога. Сгрузила — потому что я взяла буквально с дивана, перевезла на машине к психотерапевту, выгрузила, говорю: дойдешь до третьего этажа? Дойду. И обратно она уже вышла на своих ногах. То есть опытный психолог, который тебе подходит, который с тобой вот совместим — становится легче после первого же сеанса. И сейчас, когда ты рассказываешь про батюшек, мы тоже их не критикуем, но если ты нашел своего батюшку (вот я тоже вспомнила это ощущение по себе), то тебе после исповеди становится легче. Ну я бы даже сказала, иногда даже крылышки так немножко пробиваются.

А. Ткаченко

— Да, конечно.

А. Леонтьева

— Вот подходишь, батюшка вроде тебе сказал «помоги, Господи» там или что-то посоветовал, а тебе стало легче — значит, твой.

А. Ткаченко

— Ну полностью согласен, да. И психологи бывают тоже и более опытные, и менее опытные, иногда, к сожалению, и совсем там профнепригодные бывают —ну всякое бывает, как в любой профессии. Но я просто хотел как-то разделить это, независимо от личности там психолога или священника, что священник отпускает человеку его грехи, он свидетельствует перед Богом о том, что человек покаялся в своих грехах. И приходить к священнику с болью от грехов, которые тебе нанесли другие люди, на мой взгляд, ну просто это не по адресу. У меня такая мысль, что важное дело — разделять вот эти вот моменты.

А. Леонтьева

— Я хотела вернуться вот к такому моменту. В своей статье ты пишешь о таком моменте как ожесточение сердца, да: когда вот люди много лет живут вместе — и внешне, и друзья говорят: слушайте, у вас так все клево, все так прекрасно. А на самом деле что-то закрылось и произошло вот это ожесточение. Вот твоя статья, собственно, заканчивается на самом интересном — на том, как ты хочешь вернуться к тому вот периоду, когда сердце еще не закрыто, и когда еще вот эта вот легкость, и любовь, и взаимопонимание, и ты обещаешь к нему вернуться. А что дальше-то было в сказке про Золушку, да, когда все...

А. Ткаченко

— Ну я сначала скажу, что было до — без подробностей, просто вот как психолог, что происходит. Вот конфетно-букетный период, да, когда люди молодые, да, влюбленные, видят в своем избраннике свои мечты, вот то, чего так хотелось и вот наконец, вот оно. То есть там очень много ожиданий, очень много таких, как это сказать, радужных таких проекций, радостных. А потом, когда люди начинают жить вместе, когда перестают репрезентовать с себя только с самой лучше стороны, как это вот бывает вначале там знакомства, выясняется, что и тут вот все не идеально, и вот тут там есть какие-то — он храпит, а она вредничает, а он там чашку за собой не помыл, а она там ужин не приготовила вовремя — ну и какие-то там мелочевки. Ну ладно, там тоже притираются люди потихонечку как-то там, да, от идеализации приходят к какому-то более реальному образу своего супруга. Но потом может происходить еще один этап, когда ты понимаешь, что это уже твой человек, родной, что он с тобой надолго и всерьез, да, могут начать выходить какие-то проекции уже из детства. Ну там, например, мама обижала мальчика, там как-то угнетала, подавляла и так далее, и у мальчика много там невыраженной агрессии осталось. Ну как против мамы ее выразишь, да? Мама-то большая, а мальчик маленький. А тут рядом с ним оказывается тоже женщина, да, там если дети уже родились, тоже мама. И неосознанно мужчина может начать эту свою скопившуюся с детства агрессию в адрес мамы проецировать на свою жену, сам не понимая, что делает, то есть отыгрывать какие-то свои старые обиды. То же самое и с девушками может происходить. Просто механизм, в общем-то, один и тот же. И запускается этот механизм там разными способами, но довольно такими стандартными — или после рождения там ребенка, или очередного ребенка, или после какого-то определенного времени, когда прожили вместе, или там годовщина какая-то, когда папа с мамой развелись. Например, после десяти лет жизни, в десять лет может нахлобучить так, что не знаешь, куда деваться. Я имею в виду, через десять лет собственного брака уже. То есть начинаются какие-то вещи, про которые большинство людей даже представления не имеет приблизительного. Просто ни с того ни с сего вот приходит женщина и говорит: мы прожили с мужем там одиннадцать лет, у нас двое детей, я его люблю не могу, но последние два месяца я просто видеть его не хочу, говорит, у меня отвращение вызывает он. Начали разбираться — вышли на синдром годовщины тоже.

А. Леонтьева

— То есть в этот год развелись ее родители и...

А. Ткаченко

— Да, через одиннадцать лет после свадьбы родители развелись. У нее включилась такая вот программа, что брак только одиннадцать лет, через одиннадцать лет мужчина становится плохим.

А. Леонтьева

— Ничего себе.

А. Ткаченко

— И вот попробуй с этим поборись, я имею в виду, своими силами. И здесь, конечно, помощь психолога очень необходима. У меня, к сожалению, такой возможности не было, когда вот наши кризисы начались, и я там очень много дров наломал, очень много было сделано ошибок, очень много было там недостойного поведения с моей стороны. И это кончилось таким очень жестким кризисом, который едва не разрушил наш брак. Ну, слава Богу, выбрались. Когда совместное желание есть спасти семью, то в общем любые трудности преодолимы. Но понимать, что там происходило, я начал только сейчас на самом деле. Я понимаю, что это тоже чудо Божие было, что мы сумели это сохранить.

А. Леонтьева

— Но все-таки, Саша, я вернусь ко второй части своего вопроса. Статья заканчивается на самом интересном. А как обратно-то возвращаться, когда ожесточение сердца, как ты говоришь, уже произошло? И какое-то, видимо, приходит озарение, какое-то понимание того, что что-то уже давно не так идет и что что-то нужно с этим сделать.

А. Ткаченко

— Ну а с чем с этим? С чем сделать?

А. Леонтьева

— С этим ожесточением, Саша.

А. Ткаченко

— Ожесточение — это же сердце твое. Это же твое сердце ожесточилось, значит, делать нужно что-то с собой, да, себя надо менять как-то. Нужно смотреть, что в тебе не так. Потому что ну вот я написал: «ожесточение сердца» — ну можно и так это назвать, хотя на самом деле там более сложная картина была. Это я просто такой поэтический образ употребил. Ну как в Библии, помнишь: и ожесточил Бог сердце фараона, да.

А. Леонтьева

— Да.

А. Ткаченко

— Ну то, что было мягким, чувствительным, восприимчивым, вдруг стало нечувствительным, жестким, холодным.

А. Леонтьева

— То есть ты говоришь о том, что когда ты понимаешь, что это произошло, то нужно повернуться к себе, да, всем корпусом, что называется, и работать со своим сердцем, а не пытаться исправить другого человека, который почему-то вызывает какие-то...

А. Ткаченко

— Ну да, там очень много чего еще нужно. Но это, скажем так, это необходимое, хотя и недостаточное условие. Вот просто жестко запретить себе пытаться исправить другого.

А. Леонтьева

— Не работает.

А. Ткаченко

— Хотя он тоже может быть не прав, у него тоже могут быть какие-то там ошибки, тоже вследствие своих каких-то детских травм. Но если ты не запретишь себе исправлять другого, критиковать, предъявлять к нему претензии, если ты себе вот такой запрет не поставил и полностью не развернул себя вот в свою сторону, ну скорее всего не получится наладить отношения. Потому что все эти конфликты, они по такой схеме строятся: огромный набор взаимных претензий обоснованных — ну потому, что оба не идеальны, да. И высказав эти претензии, перевысказав уже по сто раз, и в какой-то момент приходишь к тому, что хочешь в очередной раз выяснить отношения и не знаешь, что сказать, потому что все уже давно сказано. И это тупиковой путь. Поэтому просто развернуться на себя и смотреть, что я могу в себе изменить таким образом, чтобы моей супруге стало со мной легче жить.

А. Леонтьева

— Напомню, что с нами сегодня Александр Ткаченко, журналист, писатель, психолог. Мы говорим о семье, о том, как преодолевать кризисы в семье. Мне хотелось успеть поднять еще одну тему, она для меня прямо важная и какая-то такая очень трогательная. Дело в том, что я видела вот в своей жизни две, ну с моей точки зрения, лучшие семьи, и я с ними дружила и дружу. Это семья моей одноклассницы Кати, джазовой певицы, такая была прекрасная семья, такая любовь между мужем и женой, и такая любовь к этой самой Кате. И папа Кати, Михаил Михайлович, ходил с нами в походы, чтобы Катя, там, не дай Бог, с ней что-то не произошло не того. В общем, вот это прямо для меня какое-то святое семейство такое. И семья Рождественских — я училась вместе с Ксенией Рождественской. Роберт и тетя Алла Киреева. Ну в этих семьях...

А. Ткаченко

— Ну ты, пожалуйста, поясни, что речь идет об известном поэте.

А. Леонтьева

— Да, об известном поэте Роберте Рождественском. В этих семьях я была поражена, ну то есть к Ксении я попала в 17 лет, когда поступила в универ, на журфак. Идти к ней в гости было всего лишь через несколько домов, она жила там на Тверской. И в этой семье существовали традиции. Но они такие были какие-то огромные. Вот для меня с такой моей позиции они были какие-то огромные. Собирались люди, обсуждали там какие-то необыкновенно важные вещи. Даже то как вот Ксения пекла торт в человеческий рост на день рождения отца, как это взбивала вот это сливочное масло, чтобы был крем — я выяснила, что крем, вот эти, знаешь, розочки на торитах, они из сливочного масла, оказывается, там такие красители добавлены. Ну то есть это было для меня что-то такое огромное. И когда у меня появилась своя семья, ну у меня тоже родители развелись, когда мне было одиннадцать лет как раз. Они меня очень любили оба, и никто от меня не ушел, но таких вот традиций в моей семье так, конечно, кроме Нового года, особо не было. И в своей семье мне очень хотелось, чтобы они были. И тут я недавно наткнулась на твой какой-то текст про маленькие какие-то, но все равно традиции, которые ты тоже пытался ввести в свою семью — там приносил заработанную там с трудом денежку там сникерс жене, торжественно как-то его вручал на прогулке.

А. Ткаченко

— Я тебе скажу, у меня получки хватало ровно на два таких сникерса. Вот мы жили тогда на деньги тестя, наверное. Ну вот спасибо за это огромное. А те деньги, которые я зарабатывал — ну это смешно было, да, там, действительно, на две американских шоколадки хватало.

А. Леонтьева

— Ну смешно, смешно, а традиция. Ты еще написал про традицию, когда вы пели кому-то многая лета на день рождения со свечками и...

А. Ткаченко

— Ну это у нас да, ну что там получилось. Ну как бы деток-то много и дней рождения много, получается, и постоянно у кого-то день рождения. И мы там, когда праздничный стол, там все это, ну и мы молимся вначале, у нас мама так за канонарха там, эти молитвы там читает, поет, а потом все вместе поем «Многая лета» имениннику хором. Спели, здорово. И вот первый раз, когда мы спели это многолетие какому-то из именинников наших, возникла такая неловкая пауза: ну спели, а что дальше то делать? Просто молча садиться и есть? И как-то вот мы не знали, как это положено. И я понял, что эта пауза неловкая, и как-то интуитивно крикнул: ура! — и начал хлопать в ладоши. Детям это тоже очень понравилось, они тоже начали кричать «ура» и хлопать в ладоши. И с тех пор у нас так и повелось: мы просто на каждый день рождения после многолетия кричим «ура», аплодируем. И ну это смешно, но это да, наверное, можно считать такой традицией нашей семейной.

А. Леонтьева

— Да, еще традиция обниматься после драки. Расскажите, пожалуйста, про нее.

А. Ткаченко

— Ну это когда-то мальчишки там вот в переходный возраст начали уже уходить. Ну представьте: три подростка в доме, погодки — ну это кино и немцы. Жена привыкла, что ну мальчики, да, там где-то послушные, где-то непослушные, что-то там, ну как-то она умела с ними договариваться. А с подростками непонятно, что делать. «Ну все», «отстань там» — вот это вот все пацанское началось у нее все. И она прибегает ко мне в слезах: а, они меня не слушаются, иди, сделай что-нибудь! Они меня вообще не считают за человека! Бедная, не знаешь кого успокаивать. Ну и я шел, там их каких-то детские эти вот проблемы там, да, внутри этого мальчишеского коллектива. Ну а там же кто главнее, кто прав, кто не прав, я тебе сейчас по морде дам там и так далее. Ну и я, поскольку тогда еще не был психологом, свои травмы были не проработаны, иногда тоже слетал в какой-то такой, показывал короче, кто тут главный на самом деле.

А. Леонтьева

— Ага, кто тут в прайде лев.

А. Ткаченко

— Просто да, так включал такого альфа-самца. Ну и все, и все заплаканные, все нечастные, по углам, как мыши, сидят. Всем плохо, и мне плохо, мне самому плохо. Думаю, что ну в очередной раз не справился, да, не смог миром решить это дело, пришлось вот так, силовое подавление включать. Ну я просто ждал, обычно там минут двадцать, чтобы немножечко подуспокоились все. И потом шел, приходил там, просил прощения, обнимал, шептал на ушко, что я люблю тебя, что извини, пожалуйста, не сдержался. Ну и мне в ответ тоже: и я тебя, пап, люблю, извини, пожалуйста, я не знаю, что со мной происходит. И вот так по очереди шел ко всем, мирился, вот, с обнимашками. А потом, когда вот уже они взрослыми стали, тоже вот как-то у нас сложилось потихонечку, такая традиция. Ну утром каждый там из своей комнаты выходит, на кухне встречаемся, да. Увидели друг друга и обнимаемся. Вот встретились, да, мы не виделись со вчерашнего дня и при встрече обнимаемся. И сначала там напрягались ребята — я прямо чувствую, что такие мышцы зажатые, да, на спине. А потом оттаяли, сами обниматься идут первые. Все это здорово, ты же понимаешь, да, когда люди обнимают друг друга, они как бы вот принимают человека в свое пространство интимное, они перестают воспринимать его как угрозу, да, даже с чужими, и это задает тон настроению на целый день.

А. Леонтьева

— Ну это вообще очень потрясающая какая-то вещь, вот эти объятия. Ты сказал про сыновей, я вспоминаю, что тоже мои сыновья, они, у них пять лет разницы, они такие уже взрослые. Шесть лет, извини. Они вдруг в какой-то момент начали драться. И когда уже ну конфликт прошел, и все еще дуются друг на друга, я говорила: ну теперь вот вы не уйдете, пока не обниметесь. И когда они обнимались, то что-то, я видела, происходит. Вот ты мне сейчас объяснил с психологической точки зрения, а для меня это какое-то чудесное чудо: потому что люди только что враждовали, они обнимаются, у них мордочки светлеют, они как бы забыли даже, что такое ожесточение только что было.

А. Ткаченко

— Да, там такой легкий транс происходит. Серьезно, да. Тут такое вот, человек регрессирует в какое-то вот детское состояние безмятежное, все. Окситоцины начинают вырабатываться в крови — все, любовь, нежность, безопасность, защищенность, да. Вот я вообще такое смешной был случай. Но по-своему тоже поучительный. У меня младший сынулька, он младший-то младший, но здоровенный такой, с меня размером уже. И тоже как-то утром там приехал на каникулы, учится до сих пор в аспирантуре, в университете, приехал на каникулы, живет здесь. И там утром выхожу, смотрю, Глебушка. И я это обниматься к нему, обнял его и вдруг понял, что я обнимаю здоровенного мужчину, такого сильного, крепкого, надежного. И я, сам не знаю, что это было, мне захотелось у него на шее повиснуть. Я говорю: Глеб, можно я на тебе повисю? Давай. И я вот прямо взял, его обнял, ноги подогнул и повис на нем, и ты знаешь, я вот реально почувствовал, что в детство проваливаюсь. Причем в детство, которого у меня никогда не было. Это впервые в жизни, понимаешь, я у мужчины повис на шее.

А. Леонтьева

— Потрясающе.

А. Ткаченко

— Это такая богатая была гамма тоже переживаний — я ну просто понял, чего я был лишен. И говорю: Глебушка, ничего, что я там это, еще немножко? Давай, говорит, добирай недобранное свое. Ну он тоже психолог, он все понимает.

А. Леонтьева

— Теперь два психолога.

А. Ткаченко

— Такая смешная была история. Я этим не злоупотреблял, но пару раз я на нем отвисал — мне хотелось себя послушать, как это, повисеть на шее папы.

А. Леонтьева

— Потрясающая история, да. Наши родители, прости, что тебе перебью, наши родители, они же тоже не научены были, многие родители, мои, например, не научены были этой простой науке обниматься. Я вот помню, что мамочка, она меня очень любила и она вообще так самоотверженно мне служила, последние особенно годы, вот когда были трудности и трагедии. Но когда она приезжала там, входила с рюкзачком своим, полным пирогов или еще какой-то радости, я ее обнимала, а у нее руки по швам. То есть она просто вот эти руки, они не умели так делать, понимаешь. Ее никто не научил. Поэтому можно, перефразируя слова Мюнхгаузена, сказать: обнимайтесь, господа!

А. Ткаченко

— Да наши родители, это же дети детей войны. Это же ужас, что им пришлось пережить, это просто подумать страшно. Ко мне когда люди приходят этого поколения — это нечасто бывает, или рассказывают, да, что это было или какие-то воспоминания выплывают там в работе — да просто кошмар. Потому что да что там, ребенок, у меня мама 36-го года — в оккупации не были, были в эвакуации, в Алма-Ате. А она и младший брат, там в 41-м году родился, нянькала его там. Вроде бы ничего страшного. А вот если подумать, что это было такое — это же страшный мир был, в какой атмосфере дети росли. То есть сначала там 37–38-й год эти — большая чистка, и как раз на самые ранние годы это пришлось, эта атмосфера страха. Дедушка военный был, и там на один кубик не дошел до того уровня, когда всех поголовно репрессировали. Каждый день ждали, да, что его тоже заберут. Потом война эта ужасная. Самая страшная война в истории человечества, тоже дети через нее прошли. Даже если в эвакуации, там мало никому не показалось. Потом послевоенная разруха, голод. Какие там обнимашки, там просто выжить бы хоть как-то. Поэтому тут огромное спасибо нашим родителям.

А. Леонтьева

— Ну да, наши родители сделали все что могли. Ну чего-то они не умели.

А. Ткаченко

— Да, и с их бэкграундом, с их ситуацией развития, конечно, тут любое внимание, любое участие, пускай неумелое, как могли, как ты говоришь, это уже подвиг такой родительский был. Дай Бог им здоровья, кто жив, и Царствия Небесного умершим, да, им очень тяжело было.

А. Леонтьева

— Ну что же, Саша, наше время подходит к концу, к сожалению. У меня, как всегда, мы не первый раз с тобой встречаемся в студии. Я думаю, что ты из тех героев, с которыми мы будем регулярно все-таки встречаться и обсуждать всякие важные темы. Сегодня был, по-моему, пронзительный и очень откровенный разговор. Сегодня с вами Анна Леонтьева. У нас в гостях Александр Ткаченко, журналист, писатель, психолог. Саша, спасибо тебе большое, прямо очень хороший разговор. Благодарю.

А. Ткаченко

— Анечка, и тебе спасибо, и всем слушателям спасибо.

А. Леонтьева

— Ну и всего доброго. До новых встреч, Саша.

А. Ткаченко

— До свидания.

tolpekina

Последние записи

Владимир и Надежда Самойловы

В 1945-м году одесский паренёк Володя Самойлов вернулся домой с войны. Он отправился на фронт…

29.04.2024

Бесплодная смоковница

Фото: Luke Richardson / Unsplash В Великий понедельник на богослужении читается отрывок из Евангелия о бесплодной смоковнице. Это случилось…

29.04.2024

29 апреля. О вере и молитве

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите». О вере и молитве, — священник Максим…

29.04.2024

29 апреля. О богослужениях недели

Сегодня 29 апреля. Начало страстной седмицы. О богослужениях недели, — протоиерей Андрей Ефанов.

29.04.2024

29 апреля. О духовном смысле песнопения дня

Сегодня 29 апреля. Великий понедельник. О духовном смысле песнопения дня, — священник Николай Дубинин.

29.04.2024

Хорошо уже сейчас. Елена Сурняева

Однажды близкая подруга Катя поделилась со мной некоторыми обстоятельствами своей жизни. Непростая ситуация заставила ее…

29.04.2024

This website uses cookies.