
Сюжет Семистрельной иконы Божией Матери отражён в её названии. Богородицу, молитвенно сложившую руки, пронзают семь стрел. Первые подобные образы были написаны Италии в начале восемнадцатого века. Они служили иллюстрацией к отрывку Евангелия от Луки. В нём рассказывается, как на сороковой день после Рождения Сына Мария принесла Его в Иерусалимский храм. Там Богоизбранную Отроковицу встретил трёхсотлетний праведник Симеон. Старец узнал в Младенце Мессию и предрёк Его Матери: «Оружие пройдёт Тебе душу». Пророк подразумевал страдания, которые Пречистая Дева перенесёт во время Распятия Христа. Поэтому иногда на Семистрельной иконе изображают снятого со Креста Господа на коленях у Матери.
Расположение стрел, пронзающих Богородицу, может быть разным: четыре слева и три справа, или наоборот. На некоторых образах стрелы показаны по три с каждой стороны и одна снизу. Неизменным остаётся их количество. Так на иконе представлен образ семи главных пороков. Это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Божия Матерь сопереживает каждому грешнику, и пагубные человеческие страсти ранят Её любящее сердце.
В России Семистрельная икона появилась в конце восемнадцатого столетия. Один из самых ранних списков был чудесно обретён в селе Богословское на реке Тошне близ Вологды. Крестьянин, проживавший в этом селении, страдал хромотой. Однажды во сне он услышал голос Божией Матери. Царица Небесная повелела отыскать Её икону на колокольне местного храма, посвящённого Иоанну Богослову. Крестьянин исполнил волю Пречистой Девы. Перед образом, который он нашёл на звоннице, отслужили молебен Богородице. Во время богослужения болящий исцелился.
Ещё одно чудо от явленного образа произошло в 1830 году. В вологодской губернии бушевала эпидемия холеры, верующие просили защиты у Божией Матери. Из Богословского в Вологду крестным ходом перенесли Семистрельную икону. И поветрие отступило! Образ вернулся к месту обретения. Храм Иоанна Богослова стал местом массового паломничества.
В годы гонений на христиан в середине двадцатого века эту церковь снесли. Реликвию верующие спасли от поругания и передали в храм праведного Лазаря на Горбачёвском кладбище Вологды. При советской власти он оставался одним из немногих действующих. Там чудотворная Семистрельная икона пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
12 июля. О личной ответственности человека на пути следования за Господом

В 21-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа об апостоле Иоанне, сказанные Петру: «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он прибыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною».
О личной ответственности человека на пути следования за Господом — протоиерей Игорь Фиялновский.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О личности и почитании Паисия Святогорца

Сегодня 12 июля. День памяти Преподобного Паисия Святогорца, отошедшего ко Господу в 1994 году.
О его личности и почитании — священник Августин Соколовски.
В этих словах Спасителя мы вправе услышать его указания не только апостолу Петру, но и всем нам о том, что дело христианина — не размышления о духовных путях наших ближних, а прежде всего несение ответственности за свою собственную дорогу к спасению.
На вопрос апостола Петра Господь отвечает: «Что касается Иоанна, то если бы он остался в живых до Моего второго пришествия, то это не относится к тебе — ты должен идти своим путём».
Как пишет в своём толковании на этот евангельский стих святой Кирилл Александрийский: «Ты услышал, Пётр, свою судьбу. Зачем тебе любопытствовать о судьбе других и несвоевременно как бы докапываться до познания божественных судеб? Ведь если бы он и совсем не подвергался бы смерти, чем это поможет облегчить твою заботу? Поэтому мудрый и благоразумный, когда ему предстоят какие-либо страдания, должен относиться безразлично к тому, спасётся ли другой или нет. Ведь ему нужно претерпеть собственные свои страдания, причём он не получает никакого облегчения от бедствия или благополучия других».
Все выпуски программы Актуальная тема
12 июля. О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла

Сегодня 12 июля. Церковь празднует память Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
О разных задачах, поставленных Господом перед ними, и проповеди апостолов Петра и Павла — протоиерей Максим Первозванский.
И книга «Деяния святых апостолов», и послания апостола Павла говорят нам о том, что были между ними разномыслия по вопросу приёма язычников в церковь. И это хорошо, это правильно, потому что сам апостол Павел напишет, что должно быть между вами разномыслие, дабы открылись искусные.
Ведь действительно, представьте себе, какого масштаба проблема стояла перед церковью. Есть христиане из иудеев, люди с рождения, воспитанные в законе Моисеевом, и это закрытая, на самом деле, общность, объединённая кровью и законом. И есть самые разные люди, не принадлежащие к Израилю, которые тоже становятся христианами, которые уверуют в Господа нашего Иисуса Христа. И как их принимать в церковь? Требовать ли от них соблюдение закона Моисеева?
Как быть христианином из иудеев? Ведь сказанное им в законе Моисеевом прямо написано, что не должно им общаться с язычниками. И мы видим, что в послании апостола Павла к Галатам написано, что Пётр ел вместе с христианами из язычников, а когда пришли некоторые от Иакова, стал уклоняться, потому что в глазах правоверного иудея, даже ставшего христианином, есть вместе с язычником — это вещь недопустимая.
И мы видим, как колебались апостолы, что для этого пришлось специально созвать Первый апостольский собор. Больше того, были даже разделены сферы влияния, и Пётр остался первоверховным проповедующим среди иудеев, а Павла, по сути дела, назначили, если можно так сказать, первоверховным и главным отвечающим за проповедь среди язычников.
Поэтому мы видим, как Господь управляет каждым, давая дело и миссию по силе. Это дар Духа, который каждый из нас должен реализовать, как данный от Господа талант.
Все выпуски программы Актуальная тема