
Сюжет Семистрельной иконы Божией Матери отражён в её названии. Богородицу, молитвенно сложившую руки, пронзают семь стрел. Первые подобные образы были написаны Италии в начале восемнадцатого века. Они служили иллюстрацией к отрывку Евангелия от Луки. В нём рассказывается, как на сороковой день после Рождения Сына Мария принесла Его в Иерусалимский храм. Там Богоизбранную Отроковицу встретил трёхсотлетний праведник Симеон. Старец узнал в Младенце Мессию и предрёк Его Матери: «Оружие пройдёт Тебе душу». Пророк подразумевал страдания, которые Пречистая Дева перенесёт во время Распятия Христа. Поэтому иногда на Семистрельной иконе изображают снятого со Креста Господа на коленях у Матери.
Расположение стрел, пронзающих Богородицу, может быть разным: четыре слева и три справа, или наоборот. На некоторых образах стрелы показаны по три с каждой стороны и одна снизу. Неизменным остаётся их количество. Так на иконе представлен образ семи главных пороков. Это чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Божия Матерь сопереживает каждому грешнику, и пагубные человеческие страсти ранят Её любящее сердце.
В России Семистрельная икона появилась в конце восемнадцатого столетия. Один из самых ранних списков был чудесно обретён в селе Богословское на реке Тошне близ Вологды. Крестьянин, проживавший в этом селении, страдал хромотой. Однажды во сне он услышал голос Божией Матери. Царица Небесная повелела отыскать Её икону на колокольне местного храма, посвящённого Иоанну Богослову. Крестьянин исполнил волю Пречистой Девы. Перед образом, который он нашёл на звоннице, отслужили молебен Богородице. Во время богослужения болящий исцелился.
Ещё одно чудо от явленного образа произошло в 1830 году. В вологодской губернии бушевала эпидемия холеры, верующие просили защиты у Божией Матери. Из Богословского в Вологду крестным ходом перенесли Семистрельную икону. И поветрие отступило! Образ вернулся к месту обретения. Храм Иоанна Богослова стал местом массового паломничества.
В годы гонений на христиан в середине двадцатого века эту церковь снесли. Реликвию верующие спасли от поругания и передали в храм праведного Лазаря на Горбачёвском кладбище Вологды. При советской власти он оставался одним из немногих действующих. Там чудотворная Семистрельная икона пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Ирина Токмакова. «И настанет веселое утро»: «О пустом времени»

Фото: PxHere
Есть у писательницы Ирины Токмаковой детская повесть «И настанет весёлое утро». Её героиня, маленькая Полина, совершает путешествие в прошлое. Зачем? Чтобы вернуть в дом утраченную радость. А помогает ей подруга — звезда по имени Ая.
По дороге Полину и Аю ожидает несколько удивительных встреч. Об одной из них у нас с вами и пойдёт речь. Подруги подходят к поезду, который должен отправить их в прошлое и смотрят, как Машинист, по имени Шкандыба, грузит на поезд ящики, наполненные временем, — минутами, часами, днями.
Оказывается, что весят ящики по-разному. Одни необычайно легки, другие — едва поднимешь. Попусту потраченное время, поясняет Шкандыба, это очень тяжёлая вещь, можно сказать, неподъёмная. А вот лёгкие ящики заполнены нужным, полезным, добрым временем.
Попусту потраченное время тяготит душу. А что, если в ящике, помимо пустого времени, кроется ещё что-то? Маленькая трусость — или небольшая подлость — или крошечное предательство? Совсем маленькие, конечно, но вот в чём дело: маленький грех всё равно остаётся грехом и давит на сердце.
Святитель Николай Сербский, известный подвижник и богослов двадцатого века, пишет: «Бывает, что есть много мелких грехов и проступков, которые человек считает незначительными и не исповедуется, не кается в них. Словно паутина, опутывают они сердце и свивают гнездо для тяжкой печали».
Как избавиться от тяжести потраченного попусту времени, выбросить ящики Шкандыбы, смести душащую паутину? На этот вопрос можно ответить словами святителя Николая Сербского: «Исповедь проветривает и очищает дом души, и войдёт в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли» — «Полнота жизни»

Фото: PxHere
Все мы стремимся обрести полноту жизни. Но как её обрести? Этим вопросом задаётся Энн Ширли, главная героиня цикла книг, написанных канадской писательницей Люси Монтгомери.
В одной из повестей этого цикла под названием «Энн из Эйвонли» семнадцатилетнюю сироту Энн, которую в детстве удочерили фермеры Катберты, ждёт новое испытание. Несмотря на полученную стипендию, ей не удастся поехать в колледж, поскольку воспитавшая её Марилла теряет зрение. Энн придётся остаться на ферме и стать — по крайней мере на один год — всего лишь сельской учительницей. Энн горюет — ей кажется, что она уже никогда не сможет выбраться на широкий путь.
Миссис Аллан, лучший друг девушки, утешает её, говоря: «Не горюй слишком сильно. В конце концов, Энн, не то, что ты берёшь у жизни, делает её богатой и полной, а то, что ты в неё вкладываешь. Жизнь может быть тесной, а может быть широкой. Но мы сами делаем её такой».
В сто восемнадцатом псалме царя и пророка Давида есть слова о том, что полнота жизни определяется исполнением воли Божьей: «Буду ходить в широте, ибо я взыскал заповеди Твои».
Исполнение заповедей Божьих не лишает человека свободы а, напротив, выводит его на духовный простор. Это и есть та полнота жизни, о которой говорит героиня повести Люси Монтгомери «Энн из Эйвонли».
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия