Семейных актёрско-режиссёрских союзов немало. Но говорят, что творческим людям трудно жить вместе. И разногласия рано или поздно приводят к разрыву. Великая русская актриса Людмила Касаткина и режиссёр Сергей Колосов счастливое исключение из этого правила.
Они познакомились после войны. Студентка ГИТИСА – Людочка Касаткина очаровала фронтовика Серёжу Колосова сразу и навсегда. Увидев Люду, он тут же напросился в гости. Она в шутку дала неверный адрес. Туда Сергей и пришёл с букетом. Розыгрыш не обидел молодого человека. Он понял, что гордую Касаткину нужно завоёвывать. В институте Люду называли девушкой из прошлого века. Ухаживать за собой она не позволяла никому до тех пор, пока в её жизни не появился Колосов. Но и за него вышла замуж не сразу. Целых четыре года Сергей доказывал своё право на руку и сердце Люды. Однажды ещё студентами они поехали в Севастополь. Это был 47 год, город стоял в руинах. А на рынке продавался виноград. Люда поскорей отошла от торговца, чтобы не расстраиваться – денег не было. А Сергей на последние копейки купил ей гроздь муската. Вкус того винограда Людмила Касаткина помнила всю жизнь.
Поженились Сергей и Люда в 1950 году. На свадьбе их поздравляли как «Колосаткиных», даже не подозревая, насколько пророческим окажется этот шутливый псевдоним. 62 года Колосов и Касаткина проживут душа в душу, будут вместе работать в кино и театре, вместе преподавать и даже книгу, которую напишут вдвоём, назовут «Судьба на двоих». В 12-ти картинах Сергея Колосова, которые вошли в золотой фонд русского кино, главные роли сыграла Людмила Касаткина. «Укрощение строптивой», «Вызываем огонь на себя», «Душечка», «Операция «Трест»… Завистники говорили, что Касаткина снимается по блату. Что если бы не муж-режиссер не видать ей успеха, премий, наград. Сама Людмила Ивановна парировала так: «Но ведь из всех фильмов мужа я ни одного не завалила! Поэтому, когда я слышу разговоры «Касаткиной повезло, муж снимает», во мне рождается ещё больший азарт и желание победы».
Желание победы - одной на двоих - не раз заставляло Касаткину рисковать собой. На съёмках фильма «Вызываем огонь на себя» она чуть не погибла от взрыва. А на площадку картины «Операция «Трест» актрису приносили на носилках. Касаткина могла попросить дублёра, чтобы с трещиной в позвонке не скакать на лошади, но не просила. Не хотела подводить мужа. Была бесконечно преданной. Колосов отвечал тем же. В их семье даже крупных скандалов не было. Сергей Николаевич шутя говорил, что это ужасно, когда на жену невозможно рассердиться. До самого конца, появляясь на публике, они держались за руки. Такие чувства не сыграешь…
Долгая, счастливая жизнь Сергея Колосова и Людмилы Касаткиной была наполнена любовью. За три года до смерти с Сергеем Николаевичем случился инфаркт. Тогда умереть ему не дала Людмила Ивановна. Много дней не отходила от мужа и отмолила его у Бога. В декабре 2012 года Колосову исполнилось 90 лет. А 11 февраля его не стало. Спустя ещё 11 дней ушла Людмила Ивановна. Близкие друзья говорили, что это ангелы-хранители, соединившие Касаткину и Колосова на земле, помогли и на небеса отправиться вдвоём.
Псалом 82. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Молитвы, как известно бывают очень разными не только по форме, но и по содержанию. Просительные, хвалебные, славословные... и конечно те, в которых человек жалуется. Причём не только на неудачи или проблемы в широком смысле, но и на конкретных людей. Кому-нибудь подобное может показаться чем-то примитивным, хотя всё же ситуации бывают очень сложными, так что порой беспристрастным действительно остаться невозможно. Но если уж человек сетует, как он должен делать это с точки зрения Писания? Ответ на этот вопрос звучит в 82-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 82.
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: «пойдём и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля».
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: «возьмём себе во владение селения Божии».
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землёю.
Человек, который читает Священное Писание, уже будучи христианином, нередко останавливается в недоумении перед жестокостями, которые видит в некоторых книгах Ветхого Завета. Помню, как один мой знакомый в какой-то момент сказал, что просто не может больше читать некоторые отрывки, не может петь часть псалмов, которые оказываются несовместимыми с его новозаветным настроем, более мирным и человеколюбвивым. И хотя такое внутреннее смущение может посетить любого человека, важно помнить, что человечество прошло путь от невероятной озлобленности и развращённости, предшествовавшей Всемирному потопу, до новозаветной жертвенной любви, которую мы призваны обращать ко всем. Этот путь был трудным, со своими прозрениями и падениями, и, конечно, требовать от людей древности, чтобы они соответствовали новозаветным представлениям, странно. Особенно, учитывая, что мы сами нередко им не соответствуем.
И всё же ветхозаветные люди не так просты и уж тем более не так суровы и жестоки, как кажутся. Например, 82-й псалом, который мы сейчас услышали, представляется довольно простым в плане содержания. Древний певец Асаф взывает к Богу и просит о мщении врагам. Конечно, довольно примечательно, что он просит Бога не оставаться в покое, включиться в историю, потому что враги народа Асафа — это враги Самого Бога. Почему же такое совмещение кажется псалмопевцу допустимым? Думаю, потому что враждебные по отношению к иудеям страны не просто выясняют отношения, спорят о каких-то отдельных землях, но потому что они составили коварный замысел истребить народ, сама цель существования которого исполнять волю Божию. И исполнить не только для себя, но и для остальных народов. Ненависть к иудеям в духовном плане равносильна ненависти к делу Божьему на земле. Однако самое интересное в другом: отвечая на эту ненависть и умоляя Бога о вмешательстве Асаф говорит: «исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твоё, Господи»! Получается, что даже призывая на них смятение и гибель, псалмопевец в итоге желает им познать имя Господне.
В этом псалме, как солнце в малой капле воды, отражается специфическая праведность Ветхого Завета, люди которого, даже не будучи просвещены светом Евангелия, сталкиваясь с врагами и борясь против них, находили в себе силы не только злиться и ненавидеть, но желать им исправления и познания Бога.
Псалом 82. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 82. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 82. На струнах Псалтири
1 Песнь. Псалом Асафа.
2 Боже! Не премолчи, не безмолвствуй и не оставайся в покое, Боже,
3 ибо вот, враги Твои шумят, и ненавидящие Тебя подняли голову;
4 против народа Твоего составили коварный умысел и совещаются против хранимых Тобою;
5 сказали: "пойдем и истребим их из народов, чтобы не вспоминалось более имя Израиля".
6 Сговорились единодушно, заключили против Тебя союз:
7 селения Едомовы и Измаильтяне, Моав и Агаряне,
8 Гевал и Аммон и Амалик, Филистимляне с жителями Тира.
9 И Ассур пристал к ним: они стали мышцею для сынов Лотовых.
10 Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что Иавину у потока Киссона,
11 которые истреблены в Аендоре, сделались навозом для земли.
12 Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом,
13 которые говорили: "возьмем себе во владение селения Божии".
14 Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром.
15 Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы,
16 так погони их бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение;
17 исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи!
18 Да постыдятся и смятутся на веки, да посрамятся и погибнут,
19 и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.
17 сентября. Об истории Иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»

Сегодня 17 сентября. Церковь чтит Икону Божией Матери «Неопалимая Купина».
О её истории и иконографии — протоиерей Андрей Ефанов.
Образ Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» впервые написан в древние времена. И сейчас невозможно уже установить точное время создания первообраза. Изначально Пресвятая Богородица изображалась на фоне несгорающего куста Купины.
В XVI веке переосмысление образа ввело в композицию большинство мессианских ветхозаветных пророчеств, применимых к Богоматери. На иконе изображены гора из пророчества Даниила, лестница Иакова, врата Иезекииля, древо Иесеево. Отдельным сюжетом на иконе изображено служение Приснодеве святых ангелов.
Наиболее почитаемой иконой «Неопалимая Купина» является образ, который хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля. Он был принесён в нашу столицу палестинскими монахами в 1390 году.
Традиционно перед этой иконой молятся при пожарах и об избавлении от них. Но важно понимать, что такая специализация условна, а иконография иконы богословски гораздо глубже.
Все выпуски программы Актуальная тема