Больше 30 лет провести в лагерях и ссылках – и не очерстветь, не потерять веру в Бога и людей. Кто-то скажет, что такое невозможно, однако у известного богослова и писателя 20 века Сергея Фуделя и его жены Веры это получилось. Сергея за защиту Православной Церкви многократно репрессировали, но он не отчаивался благодаря надежде на Бога и любви супруги, которая не побоялась последовать за ним в ссылку.
Трудный путь Сергея начался в 1922 году. Его арестовали и почти полгода держали в тюрьме, решая, как наказать. 21-летний юноша с бесстрашием ждал своей участи, волнуясь лишь об одном – о благополучии невесты Веры.
А Вера, узнав, что её жених попал в тюрьму, стала навещать Сергея при каждом возможном случае. Юноша просил её быть осторожнее, ведь тогда могли арестовать и бросить в тюрьму по любой причине. Девушка отвечала жениху, что никогда его не оставит. Она выполнила свое обещание. В декабре 1922 года Сергею объявили, что его ссылают в Усть-Сысольск (современный Сыктывкар). Попросив у матери благословение отправиться за женихом, Вера поехала к нему.
Её не отпугнули убогая комнатушка, в которой приходилось жить и готовиться к свадьбе, и мрачные перспективы жены ссыльного. Сергей и Вера повенчались в Усть-Сысольске, на квартире епископа Афанасия (Сахарова), который тоже отбывал здесь ссылку. Денег у молодожёнов не было, и венцами им служили веночки, сплетённые из ѝвовых прутиков. Однако простота и бедность внешней обстановки не нарушили торжественность венчания. Держа в подрагивающих от волнения руках тоненькие свечки, жених и невеста смотрели друг на друга с тихой радостью и светлой надеждой на будущее.
Вера скрашивала тяжёлую жизнь своего мужа нежной заботой. При виде жены глубокие внутренние переживания Сергея уходили куда-то далеко – ведь в эти минуты рядом с ним, пусть и в ссылке, было его счастье.
В последующие годы Фуделя арестовывали ещё несколько раз – якобы за антисоветскую деятельность. Вологда, Красноярск, Минусинск, Усмань – всё в новые лагеря отправляли Сергея. Увеличившаяся семья, в которой теперь было двое детей, не всегда могла следовать за ним, но общение с любимым мужем и отцом продолжалось через письма.
Сын Фуделя, Николай, окончив школу, поступил в университет в Москве на литературный факультет. Сергей, прочитавший немало книг и знавший семь языков, старался помочь сыну, дать совет, научить, как отличить хорошую литературу от плохой. С помощью писем, через споры о художественных произведениях Фудель, находящийся в ссылке на другом конце страны, смог воспитать своего сына. Николай навсегда запомнил многие советы отца, который на примерах из книг объяснял сыну суть жизни.
Сергей Фудель окончательно освободился лишь в 1952 году. К тому моменту у него за плечами был огромный жизненный опыт, которым он хотел поделиться с семьёй и другими людьми. Свою первую книгу – о том, что значила для него Церковь, - Сергей посвятил детям и друзьям. Всего он написал четырнадцать книг – и все о Церкви и её месте в жизни человека.
Свои последние дни Фудель проводил за печатной машинкой – пытался успеть передать детям, внукам и правнукам свою мудрость. Жена Вера помогала ему и вычитывала рукописи. Фудели воссоединились уже немолодыми людьми, но никогда не жаловались на то, что им отпущено мало времени побыть вместе. И умирать супруги не боялись. «Много светлого было в моей жизни. Слава Богу за всё!» - говорил Сергей.
Долгие годы ссылок и разлук не сломили его, в нём чувствовалось как будто врождённое благородство и достоинство, уверенность, что всё будет хорошо. Так же держалась рядом с ним и жена. Любой, кто видел Сергея и Веру Фуделей, просто чувствовал исходящую от них любовь. Несмотря на годы испытаний, эта замечательная семья стала настоящей обителью для удивительно крепкой и одухотворённой любви.
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рим., 104 зач., X, 11 - XI, 2.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из важных лично для апостола Павла тем — это тема спасения евреев. Павел не мог не переживать о своих собратьях, а потому, проповедуя язычникам, он не забывал и о евреях. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 10-й и 11-й глав Послания апостола Павла к Римлянам. В этом отрывке затрагивается сразу несколько вопросов, однако давайте сосредоточим наше внимание на тех словах, которые касаются проповеди среди потомков праотца Иакова, ведь те препоны, которые мешали уверовать во Христа соплеменникам апостола Павла, зачастую мешают уверовать и людям, не имеющим никакого отношения к еврейскому народу.
Глава 10.
11 Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится.
12 Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его.
13 Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется.
14 Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?
15 И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!
16 Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас?
17 Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
18 Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
19 Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
20 А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
21 Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
Глава 11.
1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря
Чувство национальной исключительности — это то, с чем человечество живёт, пожалуй, всю свою историю. Так, ещё в описании переселения праотца Иакова и его потомства в Египет мы находим библейское замечание, которое говорит, что египтяне воспринимают как мерзость пастухов, а потому Иакова селят отдельно от прочих египтян, ведь израильтяне были народом пастухов (см. Быт. 46:34). Подобных по своей сути мест в Библии — масса, Новый Завет не является исключением, ведь и Сам Христос в беседе с финикийской женщиной тоже намекает на национальную исключительность евреев (см. Мк. 7:25–29). Любой народ имеет свои уникальные черты, а потому у любого народа есть причины для гордости, но, как мы понимаем, израильский народ здесь стоит особняком: ведь к нему Бог обращался напрямую, только его Бог называл Своим любимым чадом, и только этот народ некоторый период своей жизни жил под управлением Бога.
Тесные отношения Бога с израильтянами продолжались столетиями, и вполне естественно, что за это время мысль об особенном пути своего народа стала частью национальной идентичности евреев. Однако вот в чём проблема: как и любая иная гордыня, чувство национальной исключительности способно ослепить людей, оно способно сделать народ нечувствительным к проявлениям воли Божией. Именно это, как мы знаем, произошло с израильским народом: уверовать во Христа им помешала гордыня. Конечно, она, как и всякий иной порок, развивалась постепенно, и это развитие упомянул апостол Павел в прозвучавшем только что отрывке Послания к Римлянам: апостол сослался на двух великих людей прошлого — на Моисея и на Исайю — каждый из которых в своё время говорил о некотором особенном упорстве потомков Иакова, и это упорство нельзя объяснить ничем иным, кроме гордыни.
Впрочем, апостол Павел, несмотря на все свои переживания, не терял оптимизма, он верил, что Бог остался верен Своим обетованиям, а потому Он не отверг Свой народ, апостол верил, что точно так же, как Бог воззвал еврейский народ из небытия, так Бог может и обратить его к покаянию, к обращению ко Христу и спасению.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фонд «Хранители детства» помогает подросткам сделать осознанный выбор профессии и пройти стажировки

Фонд «Хранители детства» более 10 лет поддерживает молодых людей из уязвимых групп: сирот, ребят с инвалидностью, подростков из приёмных, опекунских и кризисных семей. Фонд помогает им осознанно подойти к выбору будущей профессии, получить необходимые знания и первый трудовой опыт под руководством наставников.
Максиму 16 лет, родителей у него нет. Молодой человек живёт и обучается в подмосковном Православном центре образования имени Преподобного Сергия Радонежского.
В прошлом году при участии фонда «Хранители детства» парень прошёл тестирование на профориентацию, а затем обучение и стажировку в Музее архитектуры в миниатюре. Он посвящён православным достопримечательностям Золотого кольца России. Максим участвовал в организации экскурсий и сам побывал в роли экскурсовода. За три недели наставники, подготовленные фондом, помогли ему раскрыть творческий потенциал, выявить профессиональные качества и определиться, куда двигаться дальше.
Фонд «Хранители детства» работает в 20 регионах России. Он знакомит молодёжь с современными, востребованными профессиями и устраивает на стажировки в различные партнёрские организации. Благодаря этому ребята из детских домов, приёмных, опекунских и кризисных семей, а также подростки с инвалидностью обретают уверенность, самостоятельность и могут попробовать себя в профессии.
Поучаствовать в проекте фонда «Хранители детства» можете и вы. Например, в качестве наставника рассказать ребятам о своей профессии, либо организовать для них стажировку. Подробнее об участии делами тут.
Кроме того, есть возможность поддержать проект и его подопечных финансово на сайте фонда «Хранители детства».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«ГИМ и Новодевичий монастырь». Марина Чистякова

У нас в студии была заместитель генерального директора Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Разговор шел об истории Новодевичьего монастыря в Москве, о взаимодействии монастыря и Исторического музея, а также о выставке, посвященной 500-летию Новодевичьей обители.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер