Больше 30 лет провести в лагерях и ссылках – и не очерстветь, не потерять веру в Бога и людей. Кто-то скажет, что такое невозможно, однако у известного богослова и писателя 20 века Сергея Фуделя и его жены Веры это получилось. Сергея за защиту Православной Церкви многократно репрессировали, но он не отчаивался благодаря надежде на Бога и любви супруги, которая не побоялась последовать за ним в ссылку.
Трудный путь Сергея начался в 1922 году. Его арестовали и почти полгода держали в тюрьме, решая, как наказать. 21-летний юноша с бесстрашием ждал своей участи, волнуясь лишь об одном – о благополучии невесты Веры.
А Вера, узнав, что её жених попал в тюрьму, стала навещать Сергея при каждом возможном случае. Юноша просил её быть осторожнее, ведь тогда могли арестовать и бросить в тюрьму по любой причине. Девушка отвечала жениху, что никогда его не оставит. Она выполнила свое обещание. В декабре 1922 года Сергею объявили, что его ссылают в Усть-Сысольск (современный Сыктывкар). Попросив у матери благословение отправиться за женихом, Вера поехала к нему.
Её не отпугнули убогая комнатушка, в которой приходилось жить и готовиться к свадьбе, и мрачные перспективы жены ссыльного. Сергей и Вера повенчались в Усть-Сысольске, на квартире епископа Афанасия (Сахарова), который тоже отбывал здесь ссылку. Денег у молодожёнов не было, и венцами им служили веночки, сплетённые из ѝвовых прутиков. Однако простота и бедность внешней обстановки не нарушили торжественность венчания. Держа в подрагивающих от волнения руках тоненькие свечки, жених и невеста смотрели друг на друга с тихой радостью и светлой надеждой на будущее.
Вера скрашивала тяжёлую жизнь своего мужа нежной заботой. При виде жены глубокие внутренние переживания Сергея уходили куда-то далеко – ведь в эти минуты рядом с ним, пусть и в ссылке, было его счастье.
В последующие годы Фуделя арестовывали ещё несколько раз – якобы за антисоветскую деятельность. Вологда, Красноярск, Минусинск, Усмань – всё в новые лагеря отправляли Сергея. Увеличившаяся семья, в которой теперь было двое детей, не всегда могла следовать за ним, но общение с любимым мужем и отцом продолжалось через письма.
Сын Фуделя, Николай, окончив школу, поступил в университет в Москве на литературный факультет. Сергей, прочитавший немало книг и знавший семь языков, старался помочь сыну, дать совет, научить, как отличить хорошую литературу от плохой. С помощью писем, через споры о художественных произведениях Фудель, находящийся в ссылке на другом конце страны, смог воспитать своего сына. Николай навсегда запомнил многие советы отца, который на примерах из книг объяснял сыну суть жизни.
Сергей Фудель окончательно освободился лишь в 1952 году. К тому моменту у него за плечами был огромный жизненный опыт, которым он хотел поделиться с семьёй и другими людьми. Свою первую книгу – о том, что значила для него Церковь, - Сергей посвятил детям и друзьям. Всего он написал четырнадцать книг – и все о Церкви и её месте в жизни человека.
Свои последние дни Фудель проводил за печатной машинкой – пытался успеть передать детям, внукам и правнукам свою мудрость. Жена Вера помогала ему и вычитывала рукописи. Фудели воссоединились уже немолодыми людьми, но никогда не жаловались на то, что им отпущено мало времени побыть вместе. И умирать супруги не боялись. «Много светлого было в моей жизни. Слава Богу за всё!» - говорил Сергей.
Долгие годы ссылок и разлук не сломили его, в нём чувствовалось как будто врождённое благородство и достоинство, уверенность, что всё будет хорошо. Так же держалась рядом с ним и жена. Любой, кто видел Сергея и Веру Фуделей, просто чувствовал исходящую от них любовь. Несмотря на годы испытаний, эта замечательная семья стала настоящей обителью для удивительно крепкой и одухотворённой любви.
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.