Больше 30 лет провести в лагерях и ссылках – и не очерстветь, не потерять веру в Бога и людей. Кто-то скажет, что такое невозможно, однако у известного богослова и писателя 20 века Сергея Фуделя и его жены Веры это получилось. Сергея за защиту Православной Церкви многократно репрессировали, но он не отчаивался благодаря надежде на Бога и любви супруги, которая не побоялась последовать за ним в ссылку.
Трудный путь Сергея начался в 1922 году. Его арестовали и почти полгода держали в тюрьме, решая, как наказать. 21-летний юноша с бесстрашием ждал своей участи, волнуясь лишь об одном – о благополучии невесты Веры.
А Вера, узнав, что её жених попал в тюрьму, стала навещать Сергея при каждом возможном случае. Юноша просил её быть осторожнее, ведь тогда могли арестовать и бросить в тюрьму по любой причине. Девушка отвечала жениху, что никогда его не оставит. Она выполнила свое обещание. В декабре 1922 года Сергею объявили, что его ссылают в Усть-Сысольск (современный Сыктывкар). Попросив у матери благословение отправиться за женихом, Вера поехала к нему.
Её не отпугнули убогая комнатушка, в которой приходилось жить и готовиться к свадьбе, и мрачные перспективы жены ссыльного. Сергей и Вера повенчались в Усть-Сысольске, на квартире епископа Афанасия (Сахарова), который тоже отбывал здесь ссылку. Денег у молодожёнов не было, и венцами им служили веночки, сплетённые из ѝвовых прутиков. Однако простота и бедность внешней обстановки не нарушили торжественность венчания. Держа в подрагивающих от волнения руках тоненькие свечки, жених и невеста смотрели друг на друга с тихой радостью и светлой надеждой на будущее.
Вера скрашивала тяжёлую жизнь своего мужа нежной заботой. При виде жены глубокие внутренние переживания Сергея уходили куда-то далеко – ведь в эти минуты рядом с ним, пусть и в ссылке, было его счастье.
В последующие годы Фуделя арестовывали ещё несколько раз – якобы за антисоветскую деятельность. Вологда, Красноярск, Минусинск, Усмань – всё в новые лагеря отправляли Сергея. Увеличившаяся семья, в которой теперь было двое детей, не всегда могла следовать за ним, но общение с любимым мужем и отцом продолжалось через письма.
Сын Фуделя, Николай, окончив школу, поступил в университет в Москве на литературный факультет. Сергей, прочитавший немало книг и знавший семь языков, старался помочь сыну, дать совет, научить, как отличить хорошую литературу от плохой. С помощью писем, через споры о художественных произведениях Фудель, находящийся в ссылке на другом конце страны, смог воспитать своего сына. Николай навсегда запомнил многие советы отца, который на примерах из книг объяснял сыну суть жизни.
Сергей Фудель окончательно освободился лишь в 1952 году. К тому моменту у него за плечами был огромный жизненный опыт, которым он хотел поделиться с семьёй и другими людьми. Свою первую книгу – о том, что значила для него Церковь, - Сергей посвятил детям и друзьям. Всего он написал четырнадцать книг – и все о Церкви и её месте в жизни человека.
Свои последние дни Фудель проводил за печатной машинкой – пытался успеть передать детям, внукам и правнукам свою мудрость. Жена Вера помогала ему и вычитывала рукописи. Фудели воссоединились уже немолодыми людьми, но никогда не жаловались на то, что им отпущено мало времени побыть вместе. И умирать супруги не боялись. «Много светлого было в моей жизни. Слава Богу за всё!» - говорил Сергей.
Долгие годы ссылок и разлук не сломили его, в нём чувствовалось как будто врождённое благородство и достоинство, уверенность, что всё будет хорошо. Так же держалась рядом с ним и жена. Любой, кто видел Сергея и Веру Фуделей, просто чувствовал исходящую от них любовь. Несмотря на годы испытаний, эта замечательная семья стала настоящей обителью для удивительно крепкой и одухотворённой любви.
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.