Редкой семье выпадает столько испытаний, сколько выпало семье Романовых. Наветы врагов, предательство близких людей, тяжелая болезнь своего ребёнка — не все семьи выдерживают такой натиск судьбы. Но последний российский император Николай Второй и его супруга Александра Фёдоровна смело встречали все эти трудности, которые с лихвой выпали на их долю, и хранили верность друг другу до самого конца.
Царевич Николай Романов и немецкая принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская познакомились, когда ему было шестнадцать, а ей — двенадцать. Николай влюбился с первого взгляда, но девочка была слишком юна, чтобы говорить о любви. В следующий раз Николай и Алиса встретились только через пять лет, и их интерес оказался взаимным. Тогда уже достаточно взрослый царевич не постеснялся сразу заговорить о свадьбе. Но ему отказали — и собственные родители, и родители невесты. Влюблённые расстроились, но Николай не сдавался. Ещё пять лет назад он твёрдо решил, что Алиса станет его женой, и отступать не желал.
Его старания увенчались успехом — умирающий Александр Третий наконец-то благословил сына на создание семьи. Изменила своё мнение и королева Виктория, бабушка Алисы. Властная английская императрица познакомилась с избранником внучки и поняла, что из них правда получится замечательная семейная пара. Тут уж до свадьбы было недалеко...
Жених и невеста испытывали друг к другу нежные и искренние чувства. Это было редкостью в семьях королевских и императорских династий — браки у них, как правило, совершались по расчёту. Поэтому молодая пара производила особенное впечатление, которое успокоило даже противников их свадьбы. «Дай Бог, чтобы Николай и Алиса жили счастливо», — думали родственники, когда молодожёны торжественно клялись друг другу в вечной верности.
После венчания с Александрой — такое имя Алисе дали после крещения в Православной церкви — испытания Николая не закончились. Александр Третий перед смертью завещал сыну: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства». Николай исполнял этот завет, и первые годы брака протекли спокойно и счастливо. У супругов родились четыре дочери. Но царю нужен был наследник. Когда Александра, наконец, родила мальчика, Николай был на седьмом небе от счастья. Однако скоро его радость омрачилась — врачи обнаружили, что у маленького Алексея гемофилия. Эта болезнь делает оболочку артерий настолько хрупкой, что любой ушиб или порез вызывает разрыв сосудов и может привести к самому печальному исходу. Носителем гена гемофилии была Александра, но Николай никогда её ни в чём не обвинял. Ему и в голову не приходила мысль выбрать другую женщину, чтобы она родила ему здорового наследника. Нарушить святость брака, предать любимого человека — это казалось невероятным и Николаю, и Александре.
Начало двадцатого века захлестнуло Россию войнами, и Николай часто и надолго покидал дом. Александра каждый день отправляла мужу письма, чтобы он не печалился вдалеке от семьи. Всего уцелело около шестисот писем. Заглянув в любое из них, можно ощутить неземные тепло и любовь, которые согревали Николая и Александру. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ», — писала мужу Александра. Даже спустя двадцать лет после свадьбы она ласково называла его «Мой мальчик, мой солнечный свет», а её дневниковые записи поражают глубиной понимания брака.
Когда Николай подписал отречение от трона и отправился в ссылку, верная жена поехала с ним. Их союз был испытан годами брака, клеветой придворных, изменой армейских генералов, и всё выдержал. Романовы знали, что их ждёт впереди, и даже имели возможность уехать заграницу, но не сделали этого. Во время ссылки над ними издевались большевики, но они сохраняли спокойствие и достоинство, чем поражали своих тюремщиков. Дети находились рядом с родителями, наравне разделяя с ними все тяготы заключения, и каждый день ожидая смерти. Они не жаловались. В их дневниках того периода можно встретить такие записи: «Господи, помоги нам!» Позже в бумагах старшей дочери Романовых — великой княгини Ольги нашли стихотворение, которое завершалось такими строчками:
А у преддверия могилы
Вдохни в уста Твоих рабов
Нечеловеческие силы
Молиться кротко за врагов.
Рука об руку Николай и Александра с детьми встретили свою гибель под Екатеринбургом. В 2000 году их прославили в лике святых Православной церкви. На иконах Романовых чаще всего изображают вместе, всей семьёй. Много лет назад, в день свадьбы, императрица Александра Фёдоровна написала в дневнике: «Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...». И её мечта сбылась.
Псалом 99. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Появление радости непросто предсказать, радость непросто обрести и ещё сложнее её удержать. Даже то, что нас чрезвычайно радовало в момент обретения, со временем становится обыденным и привычным, что приводит к утрате радости. Так дело обстоит абсолютно с чем угодно: с новой должностью, с новым навыком, с новым знанием, с новым домом или машиной, и духовная жизнь здесь не исключение, к ней человек тоже привыкает. Тем не менее Священное Писание не оставляет попыток призвать нас к радости и побудить веселиться. Делает это и звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 99-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Услышанный нами только что псалом — это один из таких называемых хвалебных псалмов, он призывает хвалить и славить Бога. А ещё псалом призывает с веселием служить Богу. Но как быть, если веселья нет? Неужели надо возбуждать в себе нужную эмоцию искусственно? И стоит ли себя укорять, если прозвучавший сегодня псалом не находит в нас ровным счётом никакого отклика?
Ответ на эти вопросы кажется очевидным: нет, конечно же, мы не должны пытаться вызывать в себе радость искусственным путём, во-первых, это весьма глупо, а во-вторых, псалом, говоря о веселии, вовсе не подразумевает то эмоциональное переживание, которые мы привыкли понимать под этим словом.
Для того, чтобы понять, какую радость и какое веселие имеет в виду Давид, нам стоит обратить внимание на комментарий преподобного Исихия Иерусалимского, который он дал на услышанный нами сегодня псалом: «Пророк разумеет не здешнюю радость. Подобно тому как для зрелых мужей кажется смешною радость детей, потому что они радуются и восхищаются ничего не стоящими вещами, так и радость грешников представляется достойной порицания для праведников, потому что они радуются нахищенному и награбленному богатству и другим подобного рода вещам, которым нельзя будет радоваться, когда мы должны будем предстать пред страшным Судиею». Иными словами, веселье, к которому призывает псалом, не имеет никакого отношения к радости приобретения чего бы то ни было, неважно, было это приобретение праведным или же нет. Преподобный Исихий продолжил свою мысль весьма радикальным образом: «Мы должны радоваться, когда подвергаемся ограблению, подвергаемся клеветам, потому что с такою радостью можем явиться пред лицо Божие».
Конечно, логика преподобного Исихия совершенно верная, ведь она основана на словах Самого Спасителя мира Господа Иисуса Христа, сказавшего всем христианам прекрасно известные слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11–12).
Однако вряд ли можно предположить, что своим псалмом Давид призывал лишь к радости пострадавших за Имя Христово: Давид не слышал Христовы заповеди блаженств, да и духовная радость подаётся Богом не только тем, кто подвергается гонениям, она подаётся и тем, кто любит Бога, всем сердцем стремясь к Нему, такая радость — следствие прославления Бога, прославление же может иметь самые разные формы, Давид своим псалмом предлагает начать со славословия, и, как показывает практика, в большинстве случаев славословия бывает достаточно для того, чтобы ощутить то самое веселье и радость духовную, о которых мы услышали в прозвучавшем сегодня псалме.
Послание к Евреям святого апостола Павла

Апостол Павел
Евр., 320 зач., IX, 1-7.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Открывая для себя Священное Писание, верующие люди нередко поражаются разнице между Ветхим и Новым Заветом. Причём обычно больше всего их удивляет изменение тональности, в которой Бог говорит с людьми. Но только ли тональность оказывается важна или что-то по-настоящему меняется в отношениях Бога и человека? Ответить на этот вопрос помогает отрывок из 9-й главы послания апостола Павла к Евреям который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 9.
1 И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное:
2 ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется Святое.
3 За второю же завесою была скиния, называемая Святое Святых,
4 имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета,
5 а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно.
6 При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение;
7 а во вторую — однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа.
Изучая древние цивилизации, исследователи неизменно находят среди артефактов следы религиозности людей, которые эти цивилизации создавали: жертвенники, гробницы, глиняные фигурки божеств или их изображения. Но задумаемся вот над чем: если бы археологи нашли останки Адама и Евы, смогли бы они понять что-нибудь об их религиозной жизни? Ответить на этот вопрос точно, конечно же, невозможно хотя бы потому, что из свидетельств Священного Писания мы не знаем во всей полноте, как именно была устроена их религиозная жизнь после изгнания их рая. У нас есть упоминание о жертвах, которые приносили их сыновья, но всё же из Писания ясно, что основная часть их религиозной жизни проходила в духовной сфере. В раю им был дан шанс сделать всю свою жизнь богослужением в том смысле, что вся она могла стать исполнением воли Божией, а значит и служением Ему. Однако выбрав иной путь, Адам и Ева решили распоряжаться жизнью по-своему, чем в одностороннем порядке разорвали свои отношения с Творцом, символом чего навсегда останется грех непослушания и попытка спрятаться от Него за деревьями рая. Чем же стали для них жертвы, пример которых нам являют Каин и Авель? Не захотев сделать всю свою жизнь жертвой Богу и отвернувшись от Него, они стали приносить Богу часть своих трудов как символ того, что до конца их отношения не уничтожены и они стремятся к их восстановлению, пусть пока и в малой мере.
Ветхий Завет стал важным этапом на пути этого восстановления, ведь согласившись стать народом Божиим и святым, евреи, вышедшие из Египта, фактически согласились пожертвовать Богу свою нравственную жизнь. Собратьям Моисея, привыкшим к египетской картине мира, к нравственным нормам хотя и просвещённых, но всё же язычников египтян, пришлось уйти и принять новые, необычные и незнакомые, местами довольно трудноисполнимые, но всё же совершенно необходимые правила жизни. В том числе и правила жизни богослужебной, которая описывается в книге Левит довольно подробно. Основной формой выражения этой жизни стали жертвоприношения в скинии, устройство которой как раз и описывается в сегодняшнем отрывке. Центром всего богослужения был Ковчег Завета, в котором хранились предметы, связанные с явлением силы Божией: манна в золотом сосуде, зацветший посох Аарона и скрижали Завета. Однако, чтобы правильно понять смысл читаемого сегодня отрывка, надо помнить, что звучит он в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Воспитываясь при храме земном и видимом, она стала храмом Бога невидимого. Буквально дав Ему Своё тело для воплощения, Она способствовала не просто изменению тональности, в которой Бог общался с человеком, но вочеловечению Бога, Его вхождению в наш мир. Слово, ставшее плотью, соединяет нас с Собою в теле Церкви, так что теперь мы не просто смотрим на храм земной и не только вспоминаем предметы, с которыми связано проявление славы Божией, мы сами можем стать храмами Духа Святого и явить славу Его в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Длительная реабилитация для детей с ДЦП в медцентре «Милосердие»

Каждое утро по будням четырехлетняя Настя, как солнышко, будит дружную семью: маму, папу и старшего брата. После завтрака все расходятся по своим делам — мама на работу, брат в школу, а у Насти с папой Евгением особая задача. Из Подмосковного города они едут на реабилитацию в столицу, в Марфо-Мариинскую обитель. Там расположен медицинский центр «Милосердие», где помогают тяжелобольным детям.
Родители впервые привезли сюда Настю два года назад по рекомендации знакомых. Тогда девочка не садилась, не ползала и не держала голову. И поначалу папа с мамой с трудом верили в успех реабилитации. Но уверенность и расположение специалистов развеяли их сомнения.
Садиться, держать голову, ползать и делать первые шаги — всему этому Настя научилась в Марфо-Мариинском медицинском центре. Кроме этого, специалисты предоставили девочке активную инвалидную коляску, которая позволяет ей быть более подвижной.
Сейчас Настя продолжает осваивать важные навыки — пытается есть и одеваться без помощи взрослых. А ещё она начала посещать Елизаветинский детский сад, где учится играть и общаться с другими детьми.
Папа с мамой радуются успехам дочери, которая когда-то лежала неподвижно на их руках, и не перестают благодарить Бога и специалистов медицинского центра за настоящее чудо.
Вы можете помочь совершаться таким чудесам, поддержав работу Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» на его официальном сайте. Подарим тяжелобольным детям возможность проходить длительную реабилитацию и становиться самостоятельнее.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












