Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

"Семейное счастье". Светлый вечер с протоиереем Андреем Юревичем (эф. 13.11.2015)

"Семейное счастье". Светлый вечер с протоиереем Андреем Юревичем (эф. 13.11.2015)



У нас в гостях был настоятель храма Живоначальной Троицы при Черкасской Богадельне в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Мы говорили о том, что такое семейное счастье, как его обрести, и действительно ли все счастливые семьи счастливы одинаково.

Ведущая: Тутта Ларсен

Т. Ларсен

— Здравствуйте, друзья! Это программа «Светлый вечер». В студии Тутта Ларсен и наш сегодняшний гость — настоятель храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве протоиерей Андрей Юревич. Здравствуйте!

Прот. Андрей Юревич

— Здравствуйте!

Наше досье:

Протоиерей Андрей Юревич. Родился в 1957 году, окончил архитектурный факультет Московского института инженеров земле устройства. В 1983 году уехал из Москвы в Сибирь. Жил и работал в городе Лесосибирске Красноярского края. В 1991 году стал священником. С 2005 по 2011 год руководил архитектурно-реставрационным отделом Красноярской епархии и был благочинным Енисейского округа. После 28 лет жизни в Сибири вернулся в Москву. Настоятель храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве. Член Союза архитекторов России, главный архитектор финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата. Женат, семеро детей.

Т. Ларсен

— Очень хочется мне давно поговорить со сведущим и компетентным человеком, каким, с моей точки зрения, безусловно является человек в чине протоиерея, о семейном счастье. Потому что меня с детства терзает толстовское утверждение о том, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Вот со школы, с тех времён, когда мы читали его произведения в подростковом возрасте, меня мучает несоответствие этой фразы моему какому-то представлению о семейном счастье, моему личному опыту. Мне кажется, что все на свете люди счастливы по-разному, особенно в семье. Вы бы согласились со Львом Николаевичем?

Прот. Андрей Юревич

— Я бы и согласился, и не согласился. Мне кажется, что одну из сторон вот этого его постулата я понимаю и принимаю. Не знаю, думал ли сам он об этом. В каком смысле? Сказать, что все счастливые семьи одинаково счастливы, а несчастные несчастливы по-своему, это примерно то же самое, как на языке арифметики сказать так: вот задача: 3+3; ответ правильный единственный или их много?

Т. Ларсен

— Единственный.

Прот. Андрей Юревич

— Единственный правильный ответ: 3+3 это 6, если не брать теорию относительности и ещё что-то. Неправильных ответов бесчисленное множество. Все остальные числа, какие бы мы не назвали, будут неправильными ответами. Правильный один. Так и здесь: если мы говорим о том, что быть счастливым — правильный ответ, то он единственный. А неправильных — сколько угодно. Поэтому неправильных семей сколько угодно, а правильные семьи в этом смысле, может быть, действительно похожи друг на друга.

Т. Ларсен

— Но ведь 6 может появиться и в результате сочетания 2+4, 5+1.

Прот. Андрей Юревич

— Да, вот я как раз и хочу сказать, что ответ — это результат. А пути достижения этого результата, конечно, у всех разные. И когда мы говорим о разном счастье разных счастливых семей, мы, может быть, имеем, скорее всего, в виду некие истории, которые являются путём, процессом достижения этого счастья. Но всё равно понятие счастья это то, что абсолютно. А абсолют он и есть абсолют, он как бы сам в себе одинаков всегда, постоянен. Всё остальное — неверные ответы на эти вопросы о счастье, их очень много.

Т. Ларсен

— А мне вообще странным кажется само определение семейного счастья, потому что у меня есть некое ощущение, что счастье — это категория очень такая субъективная, личная. Что, как вы говорите, абсолютно счастливым возможно стать самому с собой, в своей личной истории. А вот сделать абсолютно счастливой целую семью, которая состоит из разных людей с разными характерами, разными судьбами, какими-то разными сложными отношениями внутри вот этого сообщества людей. Мне кажется, это вообще задача практически неосуществимая. То есть есть некое условное семейное счастье, которое мы можем определить, вот: дом — полная чаша; не ругаются папа с мамой; дети здоровые, старики долго живут; благополучие некое есть. Но вот именно счастья, как абсолюта, о котором вы говорите, по-моему, его невозможно достичь коллективно. Или всё-таки возможно?

Прот. Андрей Юревич

— Я говорю об абсолюте, потому что хочется всегда иметь вектор к этому абсолюту. Абсолют для нас, христиан, это Бог. И если мы в жизни стремимся к этому абсолюту по жизни, то у нас по жизни в результате абсолют и будет, и мы его будем иметь в личной своей жизни, в жизни семейной, в жизни какого-то коллектива, общины, в жизни народа, в жизни всего человечества. Если мы стремимся к Богу, к абсолюту, то естественно, что у нас результаты будут вот эти — абсолютные. А вот это всё: дом — полная чаша, не ругаться, ещё что-то — это, опять же, такой процесс, в котором всё может быть по-разному.

Т. Ларсен

— Давайте тогда дадим какое-то определение, что такое семейное счастье!

Прот. Андрей Юревич

— Когда мы читаем Евангелие, то смотрим: Христос всё время открывает какие-то истины. Он Сам говорит: «Я есть путь, истина и жизнь». Вот интересно: Он есть путь, истина и жизнь. Истина — это всё-таки нечто абсолютное. Вот человеческих правд очень много, точек зрения очень много, а истина одна. Не может быть двух истин, трёх истин, тогда это уже не истина — это относительные какие-то точки зрения, а истина одна. Но к этой истине надо как-то дойти, и Он всегда и говорит: «Я есть и конечный результат, и Я есть путь к этому результату. Если вы будете со Мной, то вы пройдёте по этому пути. Путь будет у каждого разный — Я поведу каждого разными путями, но в результате этих путей вы дойдёте к одной и той же истине». И вот эти разные пути — это разные сложившиеся судьбы, разные жизни. Но все мы должны всё равно в конце концов прийти к одному, потому что нам открывает тоже Новый Завет те же самые плоды Духа Святого. В Послании к Галатам есть такое сравнение: дела плоти и дела духа. То есть есть люди, что называется, плотские. Что такое плоть? Плоть в Библии означает нечто грубое, нечто земное, нечто эгоистичное, нечто от мира сего. А духовное — это то, что Божественное. И дела плоти — это всё, что мы знаем греховное: пьянство, блуд, идолослужение, эгоизм, гордыня, себялюбие, тщеславие, высокомерие и так далее. А плод духа, там сказано: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание и так далее. Вот эти прекрасные вещи — это же абсолюты, к ним же надо как-то дойти! Разными путями к ним можно дойти, но к ним всё равно надо дойти. Их нужно в себе воспитать, приобрести, и дальше ими питаться и в них жить. И вот это уже счастье, хотя отчасти счастье, и идти к нему уже — такое трудное, может быть, счастье.

Т. Ларсен

— Но опять же, ты же это воспитываешь в отдельно взятом себе. А как можно...

Прот. Андрей Юревич

— За кого ты ответственен, в том и воспитываешь. Если ты сам в себе только ответственный, живёшь так индивидуально, то, значит, в себе. Если ты ответственный за кого-то, например, ты — глава семьи, то уже воспитываешь в семье. Если ты — настоятель прихода, ты уже ответственный воспитывать это во всём приходе. Если человек архиерей, Патриарх — он во всей Церкви должен воспитывать это.

Т. Ларсен

— Но только после того, как ты это воспитал в себе. Или это какие-то параллельные пути?

Прот. Андрей Юревич

— Параллельно, да. Это как курсы молодого бойца: сам за две недели научился автомат разбирать — научи другого соседа, тут же.

Т. Ларсен

— Если вернуться к Евангелию, то ведь, я не смогу процитировать дословно, но там же есть слова и о том, что во время Второго Пришествия будут, например, двое супругов — один будет взят, а второй останется. И получается, что семейное счастье, оно тоже вовсе, даже если оно есть здесь, на земле, то это не залог того, что мы понимаем под настоящим семейным счастьем, говоря о спасении душ наших.

Прот. Андрей Юревич

— Там, где про двоих говорится, там Господь говорит о личной ответственности каждого человека перед Ним, что каждый в первую очередь будет отвечать за себя. Но всё-таки за тех, кто ему даны, допустим, муж за жену и детей, если они есть, он тоже будет нести некую ответственность. Я уж не знаю, в какой степени, какая будет больше ответственность — за себя или за других. Но тем не

менее есть и такие мудрые фразы, что мы сами по себе с трудом спасёмся, что мы должны будем спасаться как-то коллективно. А двое — да, тут говорится о том, что всё-таки один из супругов может быть верующим, а другой упорный какой-нибудь богохульник, и не меняется. Но тогда у каждого своя судьба в вечности будет, это об этом речь.

Т. Ларсен

— А это разве не подтверждает моей догадки о том, что всё-таки счастье — категория скорее личная, чем коллективная, его невозможно как-то так распределить, даже в семье, даже среди близких людей, на равные части.

Прот. Андрей Юревич

— Я думаю, что как раз такая точка зрения, что счастье — категория личная, это большое заблуждение и это большое лукавство, не знаю, нашего ли времени или это вообще всегда было по истории. Всё, что касается лично меня, попахивает эгоизмом. Если нет выхода во вне, на других людей: это всё только моё — это жуткий эгоизм. Почему же я в счастье должен думать только о себе? Рядом со мной люди, как я могу быть счастлив, если несчастны мои дети? Это что, их проблемы? Как я могу быть счастлив, если несчастна моя жена? А разве не задумаюсь: отчего она несчастна? А моя роль в этом её несчастье какая? Может, я виноват, что она несчастна?

Т. Ларсен

— Ведь часто так бывает: если счастье моей жены является неким... то есть для того, чтобы моя жена была счастлива, мне нужно как-то поступиться своим счастьем, например, стать несчастным...

Прот. Андрей Юревич

— Замечательно, хорошо, да. А мы помним же гимн апостола Павла любви. Первое, что там говорится: любовь долготерпит. А разве по нашему сегодняшнему пониманию терпение является категорией счастья, разве оно входит в счастье?

Т. Ларсен

— Нет, конечно.

Прот. Андрей Юревич

— Если человеку приходится по жизни терпеть, то всякий скажет...

Т. Ларсен

— Какое уж тут счастье!

Прот. Андрей Юревич

— Да, какое уж тут счастье! Однако апостол Павел как раз первое поставляет, что любовь долготерпит. Дело в том — мы однажды как-то говорили об этом, — что в греческом языке разные есть слова, связанные со словом «любовь». Вот здесь стоит «агапе» как раз, то есть это любовь от Бога исходящая, некая божественная, в Боге любовь. В Боге не может быть ничего для нас, для людей, эгоистичного, потому что Бог послал Сына Своего Единородного, как сказано, для людей — это жертва, Он пожертвовал. И в этом есть Его великая любовь. И поэтому любовь человеческая это всегда некая жертва — что-то ради другого: ущемить где-то себя и сделать что-то для другого. И в этом, как ни парадоксально, оказывается и счастье, и радость, и мир.

Т. Ларсен

— То есть одно из условий семейного счастья, которое мы с вами сейчас уже определили — это...

Прот. Андрей Юревич

— Давать! Не брать, а давать.

Т. Ларсен

— И терпеть.

Прот. Андрей Юревич

— Терпеть — оно как-то выглядит так немножко...

Т. Ларсен

— Уныло!

Прот. Андрей Юревич

— Да, в бытовом смысле: вот я иду по пути, тащу чего-то такое, влеку, терплю. Но это не совсем так всё-таки. Вряд ли, наверное, по жизни приходится  что-то одно терпеть вот изо дня в день, из минуты в минуту что-то одно. Терпение — это часто очень такое, разовое явление: вот надо в данный момент что-то... просто не раздражиться, не разгневаться, не разругаться, как-то заземлить в себе что-то происходящее, какую-то искру, посмотреть на человека, на людей, на обстоятельства по-другому.

Т. Ларсен

— С одной стороны, есть и такое, как вы говорите, спорадическое терпение, которое включается по какому-то поводу. Но ведь есть семьи, в которых супруги терпят друг друга всю жизнь. Вот я знаю одну такую семью очень взрослых людей, уже за 80: его уже нет, они были в браке 60 лет. Все 60 лет... я не знаю, зачем эти люди поженились — он её любил, она как-то так... наверное, было пора, хотелось детей, как-то было принято в её возрасте выходить замуж, она его не любила, всю жизнь его терпела. И в общем, 60 лет настоящей пытки эти люди просто прожили вместе. Они особо не ругались, они вырастили детей, внуков, но при этом ни о каком семейном счастье речи там не шло, они просто терпели друг друга потому, что сначала из-за детей терпели, потом из-за внуков, потом из-за денег каких-то, из-за того, что уже старые и куда друг от друга деваться...

Прот. Андрей Юревич

— А в конце жизни знакома с ними была, да, видела?

Т. Ларсен

— Да, конечно! И он ушёл очень одиноким, и она сейчас, в общем, о нём плачет потому, что ушёл человек, но всё равно эти 60 лет жизни...

Прот. Андрей Юревич

— А на неё это как повлияло? Вот каким она стала человеком к концу жизни: кротким, смиренным или как?

Т. Ларсен

— Нет, я бы не сказала. Она — сильная женщина, а он был...

Прот. Андрей Юревич

— Но терпела же... сильная женщина.

Т. Ларсен

— Да, она терпела, но она его давила, гнобила как могла, как умела, подспудно.

Прот. Андрей Юревич

— Но это значит, что не совсем терпела. Терпеть всё-таки — это терпеть.

Т. Ларсен

— Может быть, скорее он терпел больше, чем она.

Прот. Андрей Юревич

— Потому что, если человек будет терпеть вот так, 60 лет, я думаю, этот человек к концу жизни станет очень мудрым. Он сможет такие советы давать прекрасные!

Т. Ларсен

— Она мудрая. Да, с одной стороны есть эта изумительная мудрость. Мне кажется, в 86 лет человек не может не быть мудрым в любом случае.

Прот. Андрей Юревич

— Очень даже может.

Т. Ларсен

— Да?

Прот. Андрей Юревич

— Конечно!

Т. Ларсен

— Как-то вот нет. Она умна и мудра, но при этом в ней есть какая-то детская такая горячность до сих пор. Какое-то желание погрозить небу кулаком. Может быть, это такое коммунистическое воспитание человека, который родился...

Прот. Андрей Юревич

— Каждая жизнь индивидуально, конечно, складывается, и судьбы разные у людей. Дать какой-то алгоритм очень трудно. Я всегда, когда меня спрашивают, я в первую очередь говорю: «Я могу рассказать что-нибудь из своей жизни. Вот тут я могу сказать».

Т. Ларсен

— Компетентен.

Прот. Андрей Юревич

— Да! Я уже почти 60 лет прожил и многие барьеры и пороги в течение жизни прошёл, я о них могу рассказать. Кстати, в последнее время мне интересно даже беседовать с людьми возраста, который я ещё не прошёл. Я какого-нибудь старика, пожилую женщину, которая как раз, на мой взгляд, не безумная, а достаточно мудрая, сажаю перед собой и говорю: «Ну расскажи о старости: что там, как там. Это же мне интересно — что впереди меня ожидает. Потому что я этого ещё не прошёл — чего ждать». А то, что пройдено, я могу об этом рассказать, но это мой путь и он индивидуальный. И было сказано в начале, что некий протоиерей заслуженный — это эксперт. Я не думаю, что это так. Многодетный отец и муж со стажем сорокалетним — ну, может быть, в какой-то степени. Но, опять же, не эксперт для всех. А могу поделиться, вот поделиться могу. Если это для кого-то будет примером, пожалуйста, возьмите пример. Но моя жизнь, как мне кажется, — чем дальше, тем больше мне это кажется, — это некое чудо, в котором я, вообще, может, один процент имею какого-то значения, а всё остальное — это что-то просто чудесным образом от Бога сложившееся. Потому что на мой взгляд, у нас счастливая семья, у нас замечательный брак, у нас прекрасные семеро детей, которые с нами сохранили такую внутреннюю глубокую связь. Трое старших из них имеют свои семьи. У нас уже 8 внуков. И все продолжают как-то скучать по нам, постоянно приезжать, собираться. Это просто чудесно. Я не знаю, за что нам это, я не знаю, почему это. Я не знаю, что мы такое с матушкой делали особенное по жизни, чтобы так вышло. Кажется, ничего.

Т. Ларсен

— Но рецепт семейного счастья, хоть и приблизительный, но мы должны с вами за этот час найти!

 

Т. Ларсен

— Вы слушаете программу «Светлый вечер». У нас в гостях настоятель храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве протоиерей Андрей Юревич. Говорим о семейном счастье. Я вот этот пример печальный с пожилой парой, которые 60 лет вместе были несчастливы, привела только затем, чтобы спросить: какой смысл тогда был жить в этой семье? Если вот невозможно было счастье построить, и столько лет люди рядом друг с другом мучились. Может быть, имело смысл расстаться и поискать того человека, с которым возможно создать семейное счастье?

Прот. Андрей Юревич

— Не знаю, может быть или не может быть...

Т. Ларсен

— Или дело не в человеке?

Прот. Андрей Юревич

— В общем, христианский взгляд на жизнь и на семейную жизнь говорит о том, что, скорее, нужно стараться сохранять постоянный брак, который есть. Имеешь жену — вот имей её столько, сколько ты вообще можешь терпеть, то есть не от тебя это должно зависеть. А вот менять лучшее на то, что есть сегодня, в общем, это... я не буду говорить, что не хорошо. У каждого своя жизнь, своя судьба, пусть каждый отвечает сам за себя. Но пред Богом это не очень честно. Больше того, это часто бывает, как некая глубинная, подсознательная задача у людей. Вот они живут по жизни и они нацелены, замотивированы на то, что у них не будет постоянного брака, а что рано или поздно они что-то поменяют.

Т. Ларсен

— Да, дверка всё время приоткрыта назад, сквознячок оттуда постоянно поддувает.

Прот. Андрей Юревич

— Да. Я всегда говорю, когда разговариваю с женихами и невестами перед венчанием, если особенно мне самому предстоит это совершить, я им прямо говорю: «Забудьте даже мысли о возможности каких-то разводов, расходов, альтернатив. Вы должны себя внутренне замотивировать на то, что вы всю жизнь будете...» Вот мне очень нравится в некой, скажем, традиции протестантской, там есть такие обеты, когда они при бракосочетании...

Т. Ларсен

— Клятвы.

Прот. Андрей Юревич

— Да. Клятвы дают друг другу. И там один другому говорит: «Я хочу с тобой состариться». Это прекрасные слова! Всякий молодой жених и молодая невеста должны думать о том, что со своим супругом она или он хочет состариться, больше того: хочет преставиться и уйти в вечность. И в вечности быть уже там вместе. Если есть такая внутренняя убеждённость и мотивация, то она, может быть, будет действовать. Если есть другая, что: «А, ладно, мне не понравится — я всегда имею возможность разбежаться и что-то другое создать». Оно и постигнет человека. Например, мужчины доживают... примерно после пятидесяти тоже такой некий порог критический, где-нибудь к 60 годам, если одногодок их жена, они начинают на неё смотреть... Сами-то на себя не смотрят, что они уже с животами пивными, что они уже, может быть, еле ходят или ещё что-нибудь...

Т. Ларсен

— Нет, сейчас они за собой следят очень многие, хорошо выглядят.

Прот. Андрей Юревич

— Может быть. А вот на женщину они смотрят: то им не нравится, это не нравится. И всё, и говорят: «Знаешь, мне чего-то хочется обновить как-то свою жизнь. Давай мы расстанемся друзьями!» И потом  потрясающая вещь: шестидесятилетний мужчина женится на тридцатилетней или двадцативосьмилетней.

Т. Ларсен

— А женщина в 60 лет — уже просто всё, жизнь кончена, если она одна осталась.

Прот. Андрей Юревич

— Да. Это что? Это вообще зачем, это как, это для чего?

Т. Ларсен

— Мне кажется, это страх старости и смерти у мужчины.

Прот. Андрей Юревич

— Но это значит совершенно безбожный взгляд на жизнь!

Т. Ларсен

— Безбожный, да.

Прот. Андрей Юревич

— А где же memento more?

Т. Ларсен

— Есть такое высказывание, знаете: первые сорок лет — самые сложные в детстве мужчины. Мне очень это нравится. Потому что мне кажется, что мужчины, которые так поступают, они просто вообще не повзрослели и всё. Они считают, что если они женились на более молодой женщине, если они хорошо выглядят, если у них есть кубики на животе и они в состоянии управлять яхтой, и отжиматься от пола 50 раз, то они проживут долго и счастливо. А жена вот эта, она им мешает старая.

Прот. Андрей Юревич

— Я бы такой пример привёл бы: всё-таки любовь — это вещь, скажем, как костёр. Вначале, когда зажигается такая влюблённость, это ещё не любовь, а влюблённость. Влюблённость — это некое болезненное состояние, оно потом проходит, в любом случае проходит. И в таком случае многие говорят, что любовь прошла. Да не любовь прошла — прошла влюблённость, то есть первая вспышка. Вот зажгли костёр. Сначала всё полыхает, внешние вот эти: кора, сучья — вот это всё внешнее у дров оно полыхает, полыхает, полыхает... Потом, смотришь: огонь как-то вроде бы утих. Уходит всё в глубину, внутрь. Но потом картошечку-то пекут вообще-то на углях, а не на огне. Огонь-то может сжечь, а вот эти угли, они горячие, они, кстати, дают самую теплоту. И даже когда печку топят, то надо обязательно протопить до углей. И угли дают самое тепло. И вот это с годами. Вот мы сейчас до сорокалетнего периода дошли в нашей супружеской жизни. И мы видим, как вот эти горячие угли, вот огонь, он, может, там прогорел, а горячие угли, они начинают греть. Они греют нас, они греют людей вокруг нас, они греют всю нашу семью, наш клан, они греют наших детей. И нам самим при этом хорошо, нам замечательно, нам очень уютно. Нам порой не надо что-то говорить, мы и так всё прекрасно понимаем. Мы прошли вместе очень много, неужели это не ценно, неужели это надо выбрасывать? Я сейчас не про себя, понятно, жизнь священника совершенно особая, а вообще про любую семью: почему надо это выбрасывать и начинать опять зажигать какой-то костёр?

Т. Ларсен

— Очень многие люди говорят, что нет счастья. Нет любви, нет счастья, невыносимо рядом находиться, постылый человек рядом.

Прот. Андрей Юревич

— Потому что хотят вот этого огня.

Т. Ларсен

— Смотрю на него и меня от него тошнит.

Прот. Андрей Юревич

— Потому что они не понимают, в чём любовь-то! Они хотят вот этого огня, они хотят чего-то внешнего.  А вот того, при чём можно греться, они не думают, что это ценно. А наши дети, например, они... Я считаю, что вот один из чудесных таких моментов в жизни нашей семьи — дети видят нашу любовь родительскую. Они очень чётко её чувствуют, как сенсоры какие-то. Они моментально встают как-то в стойку, когда что-то между нами — чуть-чуть повышается тон. Они сразу: «Ой, что такое? Папа с мамой начали что-то между собой делить?» А мы просто немножко повысили градус обсуждения.

Т. Ларсен

— Эмоционально.

Прот. Андрей Юревич

— Эмоционально, да. А они уже настороже. Они греются в нашей любви, они выросли в ней. Это залог их уже счастья, на них это транслируется.

Т. Ларсен

— «Вам повезло, что у вас такая долгая любовь», — кто-нибудь скажет. «А вот у нас прошла любовь».

Прот. Андрей Юревич

— Вообще-то пришлось и потрудиться! Нет, прошла влюблённость вот та самая, то болезненное состояние. А вообще-то надо трудиться. Для того, чтобы её сохранить, надо трудиться!

Т. Ларсен

— То есть семейное счастье можно построить каким-то конкретным способом, да? То есть есть некая схема, ингредиенты: столько кирпичей, столько цемента, такая-то крыша, по такой-то технологии строим этот наш счастливый семейный дом?

Прот. Андрей Юревич

— Совершенно правильно сравнила счастье со стройкой! Его надо именно строить, оно не просто даётся в дар: вот дали счастье и мы при нём живём — это строительство, надо построить. Любой человек, который сталкивался со стройкой чего угодно: дома, дачи, сарая, гаража — он понимает, что такое стройка. Стройка — это огромное дело. И надо иметь терпение при строительстве, то есть надо действительно строить. Счастье надо строить. А строить это что? Работа! Надо работать. Над тем, чтобы было счастье, надо работать, трудиться.

Т. Ларсен

— А человек включает кино или сходит в кинотеатр на какой-нибудь американский хороший фильм — какой-нибудь бестселлер, который кучу денег заработал и «Оскара» получил, или книжку почитает, или журнал откроет, и он видит там образцы такого счастья: вот человеку повезло, вот он встретил свою половинку, ему повезло, и он с ней счастлив. «А мне не повезло — вот мне казалось, что у меня с ним что-то получится, а он...» Не знаю, очень много всяких отговорок почему с этим человеком невозможно построить счастье. Начиная от этого пресловутого тюбика, который он не закрывает, и заканчивая тем, что он денег не приносит — мало работает или плохо работает, не научился нормально работать. Там приносит свои жалкие копейки, а мне семью надо содержать. Как можно быть с ним счастливой?

Прот. Андрей Юревич

— Я не знаю про «Оскары», это, кстати, не гарантия того, что фильм хороший. У нас в семье мы смотрим американские фильмы, но мы их находим по-другому принципу. Как правило, у них очень много хороших таких христианских фильмов, которые на христианских идеях замешаны. И там показывают достаточно трудные жизни семейные. Например, жена там заболела где-то в середине лет своих болезнью Альцгеймера, потеряла память, а муж вот много-много лет рядом с ней. А потом она попадает в какой-нибудь там дом инвалидов, а он переселяется туда. А дети приезжают и хотят его забрать к себе. А он говорит: «Нет, моё место здесь. Вы уже взрослые, живите». Потом они, прямо как Пётр и Феврония, двое стареньких ложатся как-то, где-то там рядышком, друг друга как-то гладят по-стариковски. И утром приходит сиделка, а они уже умерли оба. Такие вот фильмы, да, они как-то учат тому, что, действительно, жизнь — это штука такая, где надо работать, трудиться и терпеть, и в конце концов получишь какую-то радость.

Т. Ларсен

— Ужасно звучит это для молодой души какой-нибудь восемнадцати-двадцатилетней! Значит, ты всю жизнь трудись, терпи, мучайся...

Прот. Андрей Юревич

— Не факт, что мучайся! Почему?

Т. Ларсен

— С больным супругом ещё полжизни проживи. А к концу жизни, когда у тебя уже все зубы повыпадают и голова трястись начнёт, и ничего тебе уже не надо будет от жизни, ты вдруг обретёшь семейное счастье!

Прот. Андрей Юревич

— Ну, нарисовала такую картину утрированную совершенно!

Т. Ларсен

— Я нарочно!

Прот. Андрей Юревич

— Конечно, я понимаю, что нарочно. Почему же мучиться? Не надо мучиться! Разве проявлять милосердие — это мучение? Это радость! Если ты послужил другому человеку, ты обретаешь радость. А если ты послужил себе — ну, это сиюминутное удовольствие, которое очень быстро проходит. А там настоящая, глубокая радость.

Т. Ларсен

— Продолжим разговор буквально через минуту. Мы пытаемся сегодня обнаружить рецепт семейного счастья.

 

Т. Ларсен

— Вы слушаете программу «Светлый вечер», говорим о семейном счастье с нашим гостем — настоятелем храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве протоиереем Андреем Юревичем. Всё-таки пока для меня... Давайте так договоримся, что я делаю вид, что я не всё понимаю — я представляю такого некоего среднестатистического человека, не слишком воцерковлённого, возможно, не так глубоко знакомого с Евангелием и с православным образом жизни в семье, но который искренне хотел бы, чтобы у него было семейное счастье, чтобы у него была одна жена на всю жизнь, чтобы ему удалось построить какой-то семейный очаг вместе с ней, чтобы воспитать детей в более-менее каком-то нормальном, радостном состоянии, чтобы они не убежали при первых же признаках своего совершеннолетия и забыли о родителях, а вот как вы о себе рассказываете: постоянно приезжали, навещали, чтобы семейный круг ширился и всем в нём было хорошо. Но вот страшно звучит, на самом деле, для человека, не очень глубоко в это посвящённого, что залог семейного счастья в работе и в терпении. Это значит, что, как такового, самого этого чувства счастья, когда всё хорошо и можно просто сесть и наслаждаться, его невозможно испытать. Получается, что ты всё время находишься на пути к нему, но достичь его не можешь. Потому что, как только ты его достиг, уже вроде и не терпеть, и не работать — ничего не надо. Но этого состояния просто невозможно достичь.

Прот. Андрей Юревич

— А почему перед тем, как задать вопрос, была сделана поправка, что «я представляю не очень воцерковлённого, не очень сведущего», не очень, не очень... А если очень, что меняет?

Т. Ларсен

— По крайней мере этот человек знает те же слова апостола Павла о любви, этот человек может для себя привести в пример евангельские какие-то строки...

Прот. Андрей Юревич

— И что, он сумеет что-то построить?

Т. Ларсен

— Нет, понимаете, этот человек, как правило, венчанный и это очень сильно его тоже определяет в отношениях с супругом. Это не тот человек, который скажет: «Да надоел ты мне!» — и уйдёт, хлопнув дверью. Он всё равно будет стараться как-то в этих отношениях найти какой-то другой на них взгляд, какой-то иной подход, какой-то способ получить от них, грубо говоря, удовольствие. Вот мне кажется, что воцерковлённому человеку в этом вопросе немножечко проще, потому что у него есть более чёткий инструктаж, какое-то руководство к действию.

Прот. Андрей Юревич

— Тогда уже есть половина ответа на этот вопрос, да? Что для того, чтобы что-то построить, надо сначала прийти к Богу и в Боге это начать строить. Правильно?

Т. Ларсен

— Да, но это не очень похоже на счастье, потому что это похоже на труд, это похоже на терпение, это похоже на некие достаточно серьёзные усилия над собой.

Прот. Андрей Юревич

— Я бы тогда спросил: а взгляд среднестатистического человека...?

Т. Ларсен

— А счастье — это когда у тебя всё хорошо, тебе ничего не надо.

Прот. Андрей Юревич

— А что такое счастье? Какой-то я чувствую такой абордаж в свою сторону: вот это — не счастье; терпеть — не счастье; ещё что-то — не счастье. А что такое счастье в представлении людей? Это каждый день праздник, это что-то лёгкое, порхать, как бабочка.

Т. Ларсен

— Вот мне кажется, счастье, в представлении людей, это когда тебе хорошо и тебе ничего не надо.

Прот. Андрей Юревич

— Порхать, как бабочка, как мотылёк по жизни, да? Жизнь-шоу — это счастье?

Т. Ларсен

— Ну, когда удовлетворенны все твои потребности, наверное.

Прот. Андрей Юревич

— Ох ничего себе! Счастье — это удовлетворение всех потребностей? Вот это да! Да тут не только полувоцерковлённый, это просто что-то такое...

Т. Ларсен

— Ересь какая-то!

Прот. Андрей Юревич

— Нет, это попахивает каким-то огнём преисподней!

Т. Ларсен

— Гедонизмом?

Прот. Андрей Юревич

— Удовлетворять все свои потребности!

Т. Ларсен

— Ну, как? Счастье — это когда мне хорошо. Я счастлив, мне хорошо, мне вот ничего другого не надо, у меня всё есть, о чём я мечтал, чего мне хотелось — у меня всё есть.

Прот. Андрей Юревич

— А мне хорошо, когда я в воскресенье, к вечеру, совершенно без рук, без ног, весь физически уставший прихожу и валюсь на кровать, и думаю: «Господи, как хорошо я Тебе сегодня послужил! Я отслужил Литургию, я провёл библейскую воскресную школу. Я что-то сказал, как мне кажется, может быть, путнее людям, которые меня спросили, я ответил на все их вопросы. Я помог трём-четырём в индивидуальной беседе, ещё что-то. Господи, как хорошо, как я счастлив!» Что я получил из того перечня, что было сказано? Где я порхал, как мотылёк, в этот день? Где я получал вот эти внешние удовольствия? Я на пляже не был, я не загорал, я в фитнес-зале не был, коктейль не пил...

Т. Ларсен

— Но при этом вы всё равно испытываете чувство удовлетворения от прожитого дня?

Прот. Андрей Юревич

— Величайшее просто удовлетворение! Я постоянно что-то пытался отдать — то, что у меня было. И я не знаю, что я взял. Может быть, в общении это взаимообразно. Понятно, в Литургии мы берём, получаем. Но во всём остальном? То есть сила из меня всё время исходила, а я счастлив. Почему?

Т. Ларсен

— Почему?

Прот. Андрей Юревич

— Нет более высокого счастья, чем что-то хорошее сделать для людей, помочь им в чём-то. Это же величайшее счастье! Но почему всё только: дай? Но почему всё только мне? Человек не умеет радоваться отдаче, тому, что: на! Вот надо научиться, вообще-то радоваться тому, что ты отдаёшь. Почему всегда радуемся, если мы приобретаем? А когда мы отдаём, это разве не приятно? Это же так хорошо — отдавать!

Т. Ларсен

— Я согласна, но когда люди стали супругами, то почему-то обычно как раз все претензии начинаются с выяснения, кто кому чего должен и кто на кого сколько жизни, времени, сил потратил.

Прот. Андрей Юревич

— Вот пожалуйста и первый совет: если хочешь быть счастлив, заряди себя всё время на отдачу. Если ты будешь на получение заряжен, ты никогда не будешь счастлив.

Т. Ларсен

— Тебе всегда будет мало.

Прот. Андрей Юревич

— Конечно! Тебе будет мало, тебе будет казаться, что тебе недодают или дают что-то не то, что ты хочешь. При этом мы почему-то не думаем, сколько мы кому другому даём вообще-то. Если хочешь, чтобы с тобой поступали люди, поступай с ними также. Если ты не даёшь, и тебе не дадут. То есть мы всё время заряжены на то, чтобы получить. А чтобы отдать? Причём превентивно — сначала ты отдай, не думай о том, что ты мне, я тебе, вернётся, не вернётся. И научись получать радость именно оттого, что ты будешь отдавать. Это очень важно. Всё-таки я бы вернулся в начало. Вот эти слова о полувоцерковлённом, мало что понимающем. Счастье — это категория всё-таки божественная.

Т. Ларсен

— Духовная.

Прот. Андрей Юревич

— Да, духовная. И всё-таки именно божественная, в смысле, что всё это от Бога. Без Бога не до порога, как предки наши говорили в пословице. То есть без Бога невозможно построить ничего хорошего и ничего счастливого. Если мы пытаемся в безбожном мире, в безбожной семейной жизни построить что-то хорошее, это не получится. Уж я не знаю про среднестатистического, но надо всегда думать, что только в Боге можно построить. Как-то тоже я это однажды говорил, что мы всегда в нашей семье утром ли, вечером ли, вот мы говорим: «доброе утро» или «спокойной ночи», и всегда произносим эти литургические слова: «Христос посреди нас», а второй говорит: «И есть, и будет!» это очень важно. Супругов не двое. Вернее, их-то двое, но посреди них Господь. Если нет посреди них Его, тогда они не одно целое. Потому что мужчину и женщину Бог сотворил, Бог привёл одного к другому. И они должны быть в Боге единым целым.

Т. Ларсен

— Должны.

Прот. Андрей Юревич

— Бог — это тот самый цемент, который эти кирпичики соединяет.

Т. Ларсен

— Должны. И это большое счастье, когда люди приходят к такому осознанию через свой труд, через своё терпение. Но очень многие семьи об этом даже не задумываются. Ведь есть какие-то вещи, которые, опять же, вытерпеть совершенно невозможно. У меня есть просто такие примеры перед глазами. Даже вот у воцерковлённых семей, когда у них четверо детей, она ходит беременная пятым, он ходит налево. Она об этом знает. Она ходит к своему духовнику, который говорит: «Терпи, молись! Он вернётся, перебесится. Молись за него». А у неё пятеро детей...

Прот. Андрей Юревич

— А он тоже верующий?

Т. Ларсен

— Да, он верующий, он христианин. Может быть, он на тот момент, что вот у него эти бури происходят житейские, он не ходит в храм. Но она ходит одна, с детьми, которыми тоже занимается только она. Он их содержит, спасибо и на этом. Но, тем не менее, это можно терпеть?

Прот. Андрей Юревич

— Вот я бы сказал, слово «воцерковлённый», оно какое-то синтетическое, не очень хорошее слово «воцерковлённый»...

Т. Ларсен

— Ну, человек, который старается вести православный образ жизни. Давайте так.

Прот. Андрей Юревич

— Что это значит «воцерковлённый»? Это по воскресеньям бывает в храме, знает названия икон, праздников, куда свечу поставить? Что такое «воцерковлённый»?

Т. Ларсен

— Мне кажется, это человек, который регулярно бывает на Литургии, исповедается и причащается.

Прот. Андрей Юревич

— Тогда я не понимаю, в чём он исповедуется.

Т. Ларсен

— Он, наверное, нет.

Прот. Андрей Юревич

— Потому что, вообще, по-настоящему исповедь — это покаяние, это перемена, это преображение, это полное потрясение внутреннее.

Т. Ларсен

— Я просто не общалась с ним, я общалась с ней.

Прот. Андрей Юревич

— Тут надо посмотреть ещё, что за вера у этого человека. Есть ли она, настоящая вера?

Т. Ларсен

— Про мужчину не знаю. Но про женщину знаю, которая мне говорит: «Я не знаю, как мне жить, потому что мне говорят, что терпи и молись. А подружки говорят: «Да беги от него! Как можно жить с таким подонком?» И вот получается, что какое тут семейное счастье? Тут даже не о счастье уже речь, а просто о том, чтобы выжить или как-то не сойти с ума!

Прот. Андрей Юревич

— Вот ещё два таких, может быть, совета мог бы дать. Первое, это касательно юности. Вообще, всё начинается, всякий залог урожая — это семена и почва, куда сажаешь. Поэтому надо смотреть, кого ты выбираешь себе в супруги. Это должно быть, несмотря на всю пылкость влюблённости, всё-таки там должен присутствовать и какой-то момент рациональный, избирательный — умственный процесс, скажем. То есть надо думать, за кого замуж выходишь или на ком женишься. Надо как-то осмотрительно действовать. Для этого должно пройти какое-то определённое время. Вот это время, скажем, жениховства. Если это неделя, две, месяц — это совершенно ничто. Вот у меня две девочки, старшие мои две дочки, вышли замуж после трёхлетней дружбы. И то они очень многого за это время в своих будущих мужьях не увидели. Потом, естественно, как-то пришлось что-то разруливать и где-то соединять что-то, какие-то разные вещи. Это очень важно. Второе, вообще-то слушай взрослых, умных, мудрых людей и выбирай советчиков при этом. Я уж не знаю кого — папу или маму, которые мудрые, духовников ли, старших ли каких-то друзей-наставников. Но вообще, прислушиваться надо иногда к ним.

Т. Ларсен

— Вот я к себе применяю. У меня у мамы три брака за плечами, и сейчас она — одинокая женщина. Вот как мне её слушаться? Что она мне может рассказать про то, как строить семейную жизнь?

Прот. Андрей Юревич

— Она, по крайней мере, может рассказать какие-то вещи...

Т. Ларсен

— Как не надо!

Прот. Андрей Юревич

— Да. Негативные: вот туда не ходи. Куда ходи — она не знает, а куда не ходи — три случая она уже может рассказать. Это второй момент. А дальше то, что я уже сказал: дальше, конечно, это труд.

Т. Ларсен

— А если что-то ты открываешь в своём супруге такое... Я не знаю, он, например, пьёт или бьёт, или не верен. Это ведь как ни трудись, как ни работай, но ничего ты не сделаешь с этим. Семейного счастья тут быть не может. Тебе всё равно терпеть?

Прот. Андрей Юревич

— А что надо? Развестись и жениться, замуж выйти заново?

Т. Ларсен

— Не знаю.

Прот. Андрей Юревич

— Есть же всегда какие-то альтернативы.

Т. Ларсен

— Варианты, да.

Прот. Андрей Юревич

— Надо же сравнивать и выбирать.

Т. Ларсен

— По крайней мере, да, развестись и выйти замуж за того, кто тебя не будет бить. Просто мне кажется, что семейное счастье, опять же, по крайней мере в масштабах нашей страны, это роскошь какая-то, которую позволить себе могут очень и очень немногие семьи.

Прот. Андрей Юревич

— А при чём здесь наша страна?

Т. Ларсен

— Потому что у нас свои особенности в отношениях между мужчиной и женщиной.

Прот. Андрей Юревич

— Какие?

Т. Ларсен

— Даже если взять наши пословицы: бьёт — значит, любит; плохонький, да свой; я его слепила из того, что было, и так далее. У нас очень как-то вот отношения в семье регламентируются не теми всё равно категориями, о которых мы так хорошо говорим: не доверием, не взаимным уважением, не самоотдачей, а какими-то другими вещами. Женщина очень часто выходит замуж потому, что пора, потому что все там, а я ещё нет. Или потому, что просто страшно быть одной. Или, прости Господи, по залёту — такое тоже часто случается. А потом у них не то, что нет этих трёх лет дружбы, у них уже даже в трёх годах брака, они всё равно друг друга не понимают, не знают и знать не хотят, и совершенно другими вещами озабочены: в лучшем случае — как купить новый телевизор; а в худшем — что делать, когда он выпил, и к кому бежать, чтобы не побил. Это кто виноват, что нет этого семейного счастья у них? Она неправильно выбрала мужчину? Господь послал такое испытание? Как это понять?

Прот. Андрей Юревич

— Нет, я бы сказал... Вот вернуться в самое начало нашего разговора: это масса неправильных ответов на арифметическую задачу. Ответ-то один должен быть правильный. А это всё не так.

Т. Ларсен

— То есть значит здесь не семья?

Прот. Андрей Юревич

— Изначально, да. Она не была семьёй изначально. Потому что неправильно сразу, с самого начала, криво начали строить. Сразу фундамент был заложен криво, косо. На нём стали ставить какие-то стены, не тем раствором, не те кирпичи, не те камни — всё вкривь и вкось пошло. И понятно, что этот дом рушится. Он неправильно построен.

Т. Ларсен

— А кто виноват? Сами люди виноваты в этом?

Прот. Андрей Юревич

— А кто же ещё-то? А кто?

Т. Ларсен

— Судьба такая.

Прот. Андрей Юревич

— А судьба — это разве кто?

Т. Ларсен

— По-разному.

Прот. Андрей Юревич

— Христиане же не фаталисты.

Т. Ларсен

— Нет.

Прот. Андрей Юревич

— Что значит «судьба»? Какая «судьба»? Кто это, Бог дал? Ну да, это начинается сразу, что Бог виноват. Почему Он дал такого супруга?

Т. Ларсен

— Крест повесил.

Прот. Андрей Юревич

— Да, крест повесил. Вот начинается: почему Бог терпит зло?  Вот эти все вопросы. Мы как-то целую передачу на эту тему — об оправдании Бога и справедливости Его — говорили. А кого ещё винить, кроме как себя? То есть, в конце концов, надо же когда-то трезво и правдиво, и честно посмотреть на себя.

Т. Ларсен

— Зачем я в этом во всём нахожусь?

Прот. Андрей Юревич

— Опять же мы возвращаемся к тому, что мы любим винить всё вокруг — других людей, папу, маму, супруга, обстоятельства...

Т. Ларсен

— Государство, Президента.

Прот. Андрей Юревич

— Да. Страна вот у нас не такая, менталитет в России не такой, ещё что-то такое. А я? Я-то что в этом во всём? Я такой белый и пушистый, я хороший? Ведь христианство начинается с покаяния. А покаяние — это всегда трезвый взгляд на себя самого, критический взгляд на себя самого. Надо стать себе самому прокурором, а мы вечно свои собственные адвокаты. Мы всё только себя оправдываем. Но я-то что? Любое исправление происходит только через покаяние. И я всегда другим советую: «Если у тебя что-то плохо, посмотри на себя! Всё равно ты другого человека никогда не исправишь. Единственный человек в жизни, которого ты можешь исправить — это ты сам. Если ты хочешь перемен, поменяйся сам, поменяй свой взгляд на окружающее». В конце концов даже можно найти радость и в безрадостном окружении. Это же какой взгляд смотря.

 

Т. Ларсен

— Продолжаем наш разговор с настоятелем храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве протоиереем Андреем Юревичем. В студии я — Тутта Ларсен. Это «Светлый вечер». Мы сегодня говорим о семейном счастье, которое оказывается очень трудно достижимой, но абсолютно возможной такой категорией жизни людей в браке. Всё-таки кто в большей степени тогда отвечает за счастье в семье — мужчина или женщина? И можно ли вообще так распределять здесь обязанности? Кто главный прораб на этой стройке?

Прот. Андрей Юревич

— Вот когда человек занимается спортом. Например, в гимнастике что важнее: руки или ноги?

Т. Ларсен

— Улыбка!

Прот. Андрей Юревич

— Это для киносъёмки, да? Но всё-таки в теле человеческом всё же очень гармонично, всё равномерно и всё по своему назначению, и всё важно — и внутренние органы, и внешние. Одного глаза не будет, и то сразу монокулярное зрение, и всё сразу порушится. То есть важно всё. Так и здесь. Человек же двуедин. Мужчина и женщина — это, скажем, две части одного существа, по крайней мере в браке — муж и жена. И на каждом лежит своя ответственность, своя часть ответственности. Половина ответственности на одном, половина на другом. Но только у каждого своя некая специализация. Испокон веков всегда было так, что мужчина — это какой-то фронт, а женщина — это тыл. Вот во время войны что важнее — фронт или тыл? Казалось бы, фронт — там всё совершается: победы, бои всякие и так далее. А как это без тыла? Да дня не продержится фронт без тыла — без еды, без боеприпасов, без помощи людьми, без штаба и так далее, ну не возможно. Так и здесь: муж без жены ничто, а жена без мужа тоже ничто.

Т. Ларсен

— А ещё бывают такие ситуации, когда у счастливой пары начинают появляться дети, и вдруг их семейное счастье тоже оказывается под большой угрозой, зыбким, под вопросом.

Прот. Андрей Юревич

— От детей?

Т. Ларсен

— Да! По статистике, очень часто с появлением младенца люди расстаются. Потому что очень сильно меняется их жизненный уклад. Есть разные вариации: когда мужчина ревнует женщину, потому что она тратит больше внимания на младенца; когда быт становится сложным и невыносимым, и мужчина просто уходит, потому что он устал; когда женщина себя, как говорят, запустила, она думает только о ребёнке, уже не хорошо выглядит, уже не так улыбается и лишний раз мужу суп не сварит. И, в общем, эти все обстоятельства... Казалось бы, дети должны усугублять только счастье семейное, но очень часто бывает, что с их появлением семья рассыпается.

Прот. Андрей Юревич

— Всё, что перечислила, это, опять же, говорит о чём? Об эгоизме глубочайшем и о желании взять, а не дать. Вот всё, что перечислено.

Т. Ларсен

— Нет, для меня это тоже шок. Я просто знаю статистику эту. Я вообще не понимаю, как можно уйти из семьи, в которой у тебя появился первенец...

Прот. Андрей Юревич

— Нет, я прекрасно это понимаю. Потому что муж и жена жили друг для друга, а, в общем-то, для себя в результате. Один от другого что-то получал.

Т. Ларсен

— Да, третий лишний.

Прот. Андрей Юревич

— Они имели возможность ходить, куда надо, куда хотели, ездить, куда хотели, разговаривать, общаться, ещё что-то. Ночи в их распоряжении, пожалуйста — никто не плачет, никого кормить не надо, пелёнки менять не надо. Я вспоминаю первую ночь, когда первую дочь принесли из роддома — Катюшку. Для меня жизнь раскололась на два периода: до этого и после этого. Потому что до этого ночи мои были очень короткие: первую секунду я засыпал, вторую секунду, утром, я уже просыпался. И вдруг её принесли из роддома. Я сплю, у меня завтра работа. Ночь какая-то длинная, какой-то горит ночник. Мама с женой чего-то возятся, чего-то шепчутся, что-то там она чмокает, её чем-то пеленают. Всё это происходит какие-то длинные часы...

Т. Ларсен.

— Бесконечно.

Прот. Андрей Юревич

— Бесконечно. Я утром с тяжёлой головой иду на работу, я прихожу, а меня начинают на работе спрашивать, а я начинаю рассказывать. В процессе рассказа я понимаю, как я счастлив всему этому, я обо всём этом рассказываю. Но дальше это было пять лет бесконечных бессонных ночей. Мы даже разделялись, и одну ночь дежурила жена, одну ночь дежурил я. И всю ночь надо было катать на колёсах кроватку. Если катаешь, она молчит. Как только ты засыпаешь, руку опускаешь, она мгновенно начинает кричать. Это было очень мучительно. Но как-то не возникало совершенно... мы были не только не в Церкви, мы вообще неверующие ещё были. У нас не возникало мысли при этом разбежаться. Мы несли это на себе. Это была часть нашей семейной жизни. И больше того скажу, это была часть нашего семейного счастья — служить всему этому общему делу. Я не знаю, что за мотивации были. Мне кажется, это просто чудо Божие. Мне кажется, Господь просто вёл нас по жизни.  Я не знаю, для чего — для семьи, для священника, для того, чтобы сейчас иметь право что-то сказать. Не знаю, для чего. Но как-то оно так вот шло. Хотя я могу сказать, конечно, по жизни, если жизнь сравнить с течением реки, то это река не просто по равнине текущая. Какие-то критические, естественно, либо по возрасту, либо по обстоятельствам периоды бывают. Это, как пороги на реке — вот эти пороги надо пройти, чтоб тебя не смыло, чтоб тебя не перевернуло, чтоб тебе голову не оторвало.

Т. Ларсен

— А как понять что это порог, что это временное состояние, а не финал наших отношений?

Прот. Андрей Юревич

— А всё временно в жизни, ничего не бывает в этой жизни вечного.

Т. Ларсен

— Опять перетерпеть?

Прот. Андрей Юревич

— Где-то и перетерпеть, а как? Вот если они плывут на байдарке, на каноэ и пороги — там очень сильно нужно перетерпеть. Там просто надо взять себя в руки, всю свою волю и всё между этими камнями, между этими порогами пройти. Так и здесь.

Т. Ларсен

— Можно и перевернуться же.

Прот. Андрей Юревич

— Можно, но вот надо смотреть.

Т. Ларсен

— Можно ли детей научить каким-то признакам, каким-то навыкам по которым они будут строить своё семейное счастье в будущем?

Прот. Андрей Юревич

— Самый главный, конечно, навык, я ничего нового здесь не скажу, это собственный пример. И повторюсь опять, что дети во многом транслируют. Вот мы сейчас наблюдаем за нашими парами детей наших, даже за теми, кто ищет сейчас, в поиске — последние четыре девочки младшие. И мы видим, как они во многом транслируют нас. То есть они ищут себе, может быть, друзей, исходя из тех каких-то критериев, которые в нашей жизни они видят. Не скажу даже, что это хорошо. Потому что если они ищут второго папу, например, себе в мужья, то, может быть, это совсем и не нужно. Но, тем не менее, это так. Они видят отношения у нас, они хотят, чтобы у них отношения были не меньше и не хуже, чем у папы и мамы. Они видят ценность этих отношений наших. Многие вещи они понимают, где нам приходится обходить какие-то виражи крутые, углы.

Т. Ларсен

— Родителям можно ссориться при детях?

Прот. Андрей Юревич

— Это, наверное, в каждой семье по-разному. В нашей семье для детей это катастрофа. Причём мы-то как раз с матушкой прекрасно понимаем, что это только на верхнем уровне, что глубинно у нас всё замечательно, единодушие и всё остальное. Мы просто...

Т. Ларсен

— Пар выпускаем.

Прот. Андрей Юревич

— Да. Ну, пар выпускаем, обсуждаем какую-то ситуацию. А дети начинают — мы видим их глаза, — начинают трепыхать, иногда просто даже плакать. Им кажется, что всё рушится. То есть лучше при них не надо выяснять никаких отношений.

Т. Ларсен

— Один раз я поругалась со своей мамой при детях. Причём я попросила не кормить детей шоколадом. Бабушка нарочно нарушила мой запрет. Я возмутилась, наругалась на неё. И пятилетняя Марфа разрыдалась, убежала к себе в комнату. Я пошла за ней, говорю: «Что ты ревёшь, что такое, что случилось?» Она сказала: «Мне бабушку жалко!»

Прот. Андрей Юревич

— У меня тоже, кстати, младшая Марфа, только ей уже семнадцать! Насчёт бабушек, тут тоже надо быть очень осторожными.

Т. Ларсен

— Кстати, бабушки очень часто бывают нарушителями семейного счастья!

Прот. Андрей Юревич

— А в той же Библии сказано, что оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей. И не только муж к жене, а это взаимообразно вообще-то. То есть — родители до свадьбы. Потом можно слушать их совета. Но вообще-то надо стараться жить, так скажем, автономно. Семья — это не родители и вы, и дети. Семья — это муж, жена и дети. Родители — это их уже семья. То есть от них надо уже отпочковаться.

Т. Ларсен

— А как это объяснить детям?

Прот. Андрей Юревич

— Например, некоторые мужья вообще говорят своей жене: «Жён у меня может быть сколько угодно, а мама одна».

Т. Ларсен

— Да.

Прот. Андрей Юревич

— Это ужасно. Ни в коем случае нельзя так думать! Жена одна. Мама, понятно, тоже одна по природе. Но жена одна и всё. Если возникает вопрос, например кораблекрушение, барахтаются в море мужчина, его жена, его мама. Кому спасать ему? Он может спасти только одного человека.

Т. Ларсен

— Утопиться самому, мне кажется, от такого вопроса страшного.

Прот. Андрей Юревич

— Это не решение вопроса. То есть всё-таки семья — это муж и жена.

Т. Ларсен

— А как это объяснить детям? Потому что когда мы говорим детям, что наша семья это мама, папа и вы. Они: «А бабушка с дедушкой?»

Прот. Андрей Юревич

— Я бы сказал как муж, как мужчина... У меня, кстати, никогда не было по своей жизни таких вопросов. Мои родители всегда уважали нашу автономность, наши решения, никогда не лезли в нашу жизнь. Но если бы что-то, то я бы сказал так папе и маме: «Мама, я тебя очень люблю, я тебе благодарен за то, что ты меня родила и вырастила. Но прости, вот у меня есть жена. Это моя жена, это моя семья. И прошу тебя, пожалуйста, не лезь в нашу жизнь».

Т. Ларсен

— Это очень понятно. Я просто про то, как... То есть дедушки и бабушки — это же тоже, с одной стороны, часть семьи. Как сказать: «Семья — это мама, папа и вы, мои дорогие дети. А бабушка и дедушка — это наши любимые родственники»?

Прот. Андрей Юревич

— Я понимаю, что часто приходится даже просто под одной крышей жить. Хорошо, когда есть возможность отдельно. А часто же трёхколенная семья живёт вместе. Здесь уже я бы дал совет бабушкам и дедушкам: они вообще-то должны смиряться. Потому что малые дети живут со своими родителями. Взрослые дети со своими родителями престарелыми уже не живут. Уже престарелые родители живут со взрослыми детьми. И они уже должны вставать за, они уже вторичны, они вообще-то должны прислушиваться. То есть есть понятие «большуха»: хозяйка — «большуха». Вот до тех пор, пока мать ведёт хозяйство, хорошо. Когда уже молодая невестка — жена сына встаёт за хозяйство, она перестаёт быть большухой, она уже должна вообще-то слушать её какие-то приказы. Вот как у казаков: есть атаман, есть совет старейшин. Атаман может быть молодой. Совет старейшин имеет право высказывать какие-то советы. Но решения принимает и приказы отдаёт атаман.

Т. Ларсен

— Ой, я надеюсь, уважаемые слушатели, что из нашего разговора вы почерпнули для себя какие-то важные факты, что счастье — это не то, что тебе даётся и падает на голову, а то, что ты сам строишь своими руками. Начинаешь ты его строить с того, что отказываешься от своих хотелок и своего эгоизма.

Прот. Андрей Юревич

— Это очень важно!

Т. Ларсен

— И начинаешь давать тому, с кем ты готов создать семью. И помнишь о том, что между тобой и твоей половиной всегда стоит Третий, Самый Главный на свете — Господь Бог.

Прот. Андрей Юревич

— Господь, да. Вот это очень важно!

Т. Ларсен

— Это очень, кстати, хороший, полезный факт, который надо прям всё время держать в голове. Особенно, когда захочется на супруга поругаться за то, что он тюбик не закрыл. Спасибо вам огромное! У нас в гостях был настоятель храма Живоначальной Троицы при Черкасской богадельне в Москве протоиерей Андрей Юревич. Будьте счастливы!

Радио ВЕРА

Последние записи

Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы…

02.05.2024

«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева

У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева. Мы говорили…

02.05.2024

«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская

У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская. Мы говорили об истории фресок…

02.05.2024

Гатчинский Павловский кафедральный Собор. Святая преподобномученица Мария Гатчинская

Есть среди царских резиденций, расположенных в окрестностях Санкт — Петербурга, особенное место — город Гатчина. Все в нем связано…

02.05.2024

«Белые птицы»

Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела,…

02.05.2024

Тайная вечеря – первая Пасха

Тайная вечеря. Леонардо да Винчи. 1495—1498 г. Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую…

02.05.2024

This website uses cookies.