Многие мужчины мечтают не только о красивой жене, но и об умной, которая станет поддержкой и утешением в трудную минуту. Такую женщину, которая понимала бы проблемы супруга, тяжело найти, но зато с ней куда легче провести долгие годы брака.
Мы не можем точно сказать, видел ли князь Ярослав Владимирович свою будущую жену до сватовства. В те годы внимание обращали прежде всего на семью и окружение: достойные ли они люди? Если да, то наверняка они воспитали хорошего человека. Так посчитал и Ярослав, когда пожелал породниться со шведским правителем Олафом ШёткОнунгом, прозванным Святым. И князь не ошибся – ИнгигЕрда, дочь первого христианского короля Швеции, оказалась ему под стать. Она слыла умной и образованной женщиной; как многие скандинавки, неплохо владела оружием и разбиралась в политике.
Выйдя замуж за Ярослава и приехав в Новгород, Ингигерда сразу приняла православие и новое имя, более привычное русскому уху, – Ирина. Став великой княгиней, она все свои силы и способности отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды против великого князя взбунтовался его брат Мстислав Тмутараканский. Ингигерда предложила решить спор поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами бороться не привык, — и уступил брату.
В другой раз Ингигерда узнала, что Ярослав поругался со своим воеводой Эймундом. Князю нечем было заплатить наёмной норвежской дружине жалованье, и гордые скандинавы стали возмущаться. Узнав об этом, княгиня поспешила к мужу и убедила его помириться с воеводой. Ведь он угрожал присоединиться к врагам князя, и, последуй он своему обещанию, войска разорили бы княжество, убили множество людей. К счастью, Ярослав прислушался к мудрой жене. В дальнейших спорах дружина не раз просила Ингигерду заступиться перед князем, однако княгиня честно предупреждала – что бы ни произошло, она будет представлять интересы мужа.
Однако Ингигерда занималась не только примирением мужа с врагами, но и просвещением. В браке с Ярославом у нее родились 10 детей, и всех княгиня воспитывала в атмосфере книжности и учености. Строгая мать, Ингигерда следила, чтобы ее сыновья и дочери обязательно читали и духовную литературу. Именно в те годы на Руси по настоянию князя открыли первые школы при храмах – простые крестьяне стали обучаться грамоте по Священному Писанию. Кто знает, не княгиня ли подсказала Ярославу Мудрому ввести такой обычай?
Ингигерда и Ярослав трудились на благо своего народа так же, как на благо собственных детей. Вместе они принимали важные решения, вместе обсуждали проблемы государства. Пока Ярослав занимался внутренними проблемами – усмирял бунты, разрабатывал первый свод законов «Русскую правду», - его жена налаживала связи с другими христианскими странами: Норвегией, Францией, Венгрией… Под совместным правлением супругов Русь получила необыкновенный подъем, ее города росли, повсюду поднимались школы и монастыри. Глядя на укрепление своей страны, муж и жена были счастливы.
Состарившись, княгиня основала в Киеве монастырь, посвященный своей покровительнице святой Ирине, и стала его настоятельницей. Ингигерда была первой русской княгиней-монахиней. Именно с нее в русском государстве началась традиция принимать постриг после исполнения княжеского долга. Ингигерда с радостью приняла его и взяла имя Анна. Вскоре после этого она умерла. Сегодня Ингигерда почитается Православной церковью как святая Анна Новгородская…
Лишившийся жены Ярослав был безутешен. Он не только потерял верную и любимую женщину – обрушилась одна из опор его жизни, ведь Ингигерда единственная разделяла с ним все непосильное бремя управления государством.
От этого удара Ярослав уже не смог до конца оправиться. Через четыре года он умер. Великий князь Ярослав и его жена оставили после себя не только добрую память в народе, но и сильное цивилизованное государство. Русь в то время играла значительную роль в жизни Европы, её авторитет и влияние были как никогда высоки. Это произошло благодаря мудрому управлению Ярослава, но еще и во многом благодаря тому, что рядом с князем, который принимал трудные решения, находилась умная и любящая женщина.
Псалом 2. Богослужебные чтения

Царя древнего Израиля, Давида, часто именуют пророком. Не случайно, конечно. Ведь в его псалмах — особых стихах-молитвах — предвещаются события будущего. События, имеющие отношение к служению Христа Спасителя, Которого в историческом отношении от Давида отделяло примерно 10 веков. Примером пророческого творчества царя Давида является псалом 2-й, что читается сегодня в православных храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 2.
Псалом Давида.
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак, вразумитесь, цари; научитесь, сдьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.
На самом деле, об авторстве прозвучавшего сейчас псалма в самом псалме не говорится ни слова. Нет указания на составителя и в так называемом надписании псалма — краткой аннотации с указанием, почему и кем данное произведение было сочинено. Почему же мы утверждаем, что псалом 2-й написал именно Давид? Об этом говорит библейская книга Деяний святых апостолов, в которой зафиксирована речь апостола Петра. Он цитирует первые стихи псалма и указывает, как общеизвестный для древних евреев, факт — псалом 2-й написал Давид.
Что же это за стихи? Звучат они так: «Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Прозвучавшие строки имеют сразу два значения. Царь Давид писал эти слова, имея в виду грядущее нападение сирийских войск. И себя он называет помазанником Божиим. Царей в древнем Израиле поставляли через особое помазание головы оливковым маслом. Но со временем строки Давида стали восприниматься как пророчество. И помазанником в результате стал не Давид, а обещанный Богом Спаситель — Мессия.
Ветхозаветные евреи были убеждены, что Мессия станет земным царём. Но Спаситель Иисус Христос от этой власти отказался. И пророческие слова псалма получили совершенно иное практическое исполнение. Цари земли — это и римская власть, и власть Ирода Великого. А князи — фарисеи, саддукеи и прочие лидеры современного Христу общества. Как пророческие можно понимать и другие слова из псалма: «Живущий на небесах посмеётся, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своём и яростью Своею приведёт их в смятение». Противникам Христа казалось, что, отправив Его на казнь, они, тем самым, смогли Его победить. Но нет.
Царство Христа, как уже отмечалось, не имеет отношения к земной политике. Спаситель воскрес из мёртвых, победил смерть. Те, кто в Него верят и принадлежат к Его Церкви, тоже получают возможность быть совершенно свободными. Противники же Христовы раз за разом становятся жертвами собственных же козней. Как произошло с упомянутыми фарисеями, чей бунт против Римской империи привёл к гибели древней Иудеи.
Учение же Христа распространилось по всему миру. Многие и многие народы теперь принадлежат к истинной Церкви Христовой. Далеко не всегда это распространение было мирным и беспрепятственным. Гонениям подвергали древних христиан. Все, думаю, знают о страшных преследованиях веры в советские годы. Но Церковь Божия живёт и будет жить. Потому что она Божия, а не человеческая. Тем же, кто объявит себя врагом Господа, остаётся только посочувствовать.
Давид пишет о судьбе этих людей по-ветхозаветному строго: «Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре». Так Давид описывает страшный суд в конце времен. Но опять же речь идёт не о мести Божией, а о той участи, которую люди сами себе избрали. Решили существовать без Бога, лишив себя света благодати. Те же, кто пожелал с Господом жить, получат удивительную истинную радость. Или как пишет Давид: «Блаженны (то есть счастливы) все, уповающие на Бога».
Псалом 2. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 2. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 164 зач., XV, 58 - XVI, 3.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Порой в исповедальных беседах люди жалуются, что не могут справиться с серьёзными грехами, которые как будто бы совсем неожиданно случаются в их жизни. О том, по какому пути пойти, чтобы победить такие грехи, прикровенно говорится в отрывке из 15-й и 16-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах время богослужения. Давайте его послушаем!
Глава 15.
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.
Глава 16.
1 При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских.
2 В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду.
3 Когда же приду, то, которых вы изберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
Некоторое время назад я пошёл со своим сыном в тренажёрный зал. Ему очень не терпелось попробовать позаниматься со штангой. Имея некоторый опыт тренировок и заботясь о его здоровье, я сказал, что после обычной разминки мышц и суставов уже на скамье надо размяться с грифом, несмотря на то что он относительно мало весит. Молодому человеку хотелось выжать много и сразу, и он никак не хотел понять, что благодаря работе с лёгким весом можно подготовиться к более серьёзным упражнениям и отработать технику выполнения.
В сегодняшнем чтении апостол Павел обращается к Коринфянам с похожей просьбой. Речь, правда, совсем не про спорт, но суть апостольской просьбы очень похожа. Проповедуя Евангелие среди язычников, апостол призывал их по возможности финансово помогать Иерусалимской общине, члены которой бедствовали и нуждались в пропитании. Напоминая ученикам о грядущем сборе, апостол советует им очень простую вещь — откладывать по понедельникам некоторую часть дохода, которую человек может себе позволить, чтобы потом передать всю собранную сумму Павлу и не переживать, что самому себе и домочадцам ты ничего не оставил. Суммы для всех должны были быть разными, так как у всех разные обстоятельства и возможности, главное посильное и искреннее участие, в котором ты сделаешь доброе дело ближнему и не повредишь самому себе. Кажется, Павел говорит только про финансы... но на самом деле это, конечно, не так. Принцип постепенности прекрасно подходит для большинства наших дел. Учась в школе, большие задания лучше начинать делать заранее... готовиться к экзаменам тоже лучше постепенно, не набрасываясь на гранит науки в предпоследний день. И, конечно, к аскетике этот принцип походит как нельзя лучше.
По учению многих и многих духовных авторов, грех человек совершает не сразу. Прежде его совершения в сознании первоначально возникает прилог — то есть мимолётное впечатление, потом внимание как проявление интереса к впечатлению, услаждение как удовольствие от этой мысли — и человек оказывается всё ближе и ближе к тому, чего сначала никак не собирался совершать. И если бы ему показать окончательную картину греха и страстного пленения, он с большой вероятностью в ужасе отшатнулся бы от неё. Однако начинается всё с почти невинных мыслей, которые порой и греховными-то становятся не сразу. Призыв апостола Павла в данном контексте очень важен, так как предлагает постепенную подготовку к важному испытанию. Для коринфян, которым Павел пишет, это была подготовка к пожертвованию денег, для современного читателя — это подготовка к тому, чтобы не совершить грех, который может навалиться на тебя всей тяжестью. И если у тебя нет опыта решения малой проблемы, если у тебя не отработана техника духовного усилия, испытание может показаться совершенно непосильным. Но таково ли оно на самом деле? Обычно нет. Просто мы бываем к нему не готовы. Пожелание апостола очень простое, он призывает коринфян, а вместе с ними и нас, к тому, чтобы наш труд был не тщетен перед Господом. Но для того, чтобы так и было, стоит начинать с малого. Неслучайно Спаситель говорит: «верный в малом верен и во многом».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Об Иисусовой молитве». Протоиерей Андрей Рахновский

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе с протоиереем Андреем Рахновским читали и обсуждали фрагменты из книги преподобного Никодима Святогорца «Невидимая брань», посвященные значению Иисусовой молитвы, а также тому, как приучать себя к молитвенному труду.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов