Многие мужчины мечтают не только о красивой жене, но и об умной, которая станет поддержкой и утешением в трудную минуту. Такую женщину, которая понимала бы проблемы супруга, тяжело найти, но зато с ней куда легче провести долгие годы брака.
Мы не можем точно сказать, видел ли князь Ярослав Владимирович свою будущую жену до сватовства. В те годы внимание обращали прежде всего на семью и окружение: достойные ли они люди? Если да, то наверняка они воспитали хорошего человека. Так посчитал и Ярослав, когда пожелал породниться со шведским правителем Олафом ШёткОнунгом, прозванным Святым. И князь не ошибся – ИнгигЕрда, дочь первого христианского короля Швеции, оказалась ему под стать. Она слыла умной и образованной женщиной; как многие скандинавки, неплохо владела оружием и разбиралась в политике.
Выйдя замуж за Ярослава и приехав в Новгород, Ингигерда сразу приняла православие и новое имя, более привычное русскому уху, – Ирина. Став великой княгиней, она все свои силы и способности отдала новой родине, будучи верной помощницей и советчицей мужа в его делах. Однажды против великого князя взбунтовался его брат Мстислав Тмутараканский. Ингигерда предложила решить спор поединком с ней, но Мстислав ответил, что с женщинами бороться не привык, — и уступил брату.
В другой раз Ингигерда узнала, что Ярослав поругался со своим воеводой Эймундом. Князю нечем было заплатить наёмной норвежской дружине жалованье, и гордые скандинавы стали возмущаться. Узнав об этом, княгиня поспешила к мужу и убедила его помириться с воеводой. Ведь он угрожал присоединиться к врагам князя, и, последуй он своему обещанию, войска разорили бы княжество, убили множество людей. К счастью, Ярослав прислушался к мудрой жене. В дальнейших спорах дружина не раз просила Ингигерду заступиться перед князем, однако княгиня честно предупреждала – что бы ни произошло, она будет представлять интересы мужа.
Однако Ингигерда занималась не только примирением мужа с врагами, но и просвещением. В браке с Ярославом у нее родились 10 детей, и всех княгиня воспитывала в атмосфере книжности и учености. Строгая мать, Ингигерда следила, чтобы ее сыновья и дочери обязательно читали и духовную литературу. Именно в те годы на Руси по настоянию князя открыли первые школы при храмах – простые крестьяне стали обучаться грамоте по Священному Писанию. Кто знает, не княгиня ли подсказала Ярославу Мудрому ввести такой обычай?
Ингигерда и Ярослав трудились на благо своего народа так же, как на благо собственных детей. Вместе они принимали важные решения, вместе обсуждали проблемы государства. Пока Ярослав занимался внутренними проблемами – усмирял бунты, разрабатывал первый свод законов «Русскую правду», - его жена налаживала связи с другими христианскими странами: Норвегией, Францией, Венгрией… Под совместным правлением супругов Русь получила необыкновенный подъем, ее города росли, повсюду поднимались школы и монастыри. Глядя на укрепление своей страны, муж и жена были счастливы.
Состарившись, княгиня основала в Киеве монастырь, посвященный своей покровительнице святой Ирине, и стала его настоятельницей. Ингигерда была первой русской княгиней-монахиней. Именно с нее в русском государстве началась традиция принимать постриг после исполнения княжеского долга. Ингигерда с радостью приняла его и взяла имя Анна. Вскоре после этого она умерла. Сегодня Ингигерда почитается Православной церковью как святая Анна Новгородская…
Лишившийся жены Ярослав был безутешен. Он не только потерял верную и любимую женщину – обрушилась одна из опор его жизни, ведь Ингигерда единственная разделяла с ним все непосильное бремя управления государством.
От этого удара Ярослав уже не смог до конца оправиться. Через четыре года он умер. Великий князь Ярослав и его жена оставили после себя не только добрую память в народе, но и сильное цивилизованное государство. Русь в то время играла значительную роль в жизни Европы, её авторитет и влияние были как никогда высоки. Это произошло благодаря мудрому управлению Ярослава, но еще и во многом благодаря тому, что рядом с князем, который принимал трудные решения, находилась умная и любящая женщина.
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. О личности и служении Михаила Голенищева-Кутузова

Сегодня 16 сентября. В этот день в 1745 году родился русский полководец Михаил Голенищев-Кутузов.
О его личности и служении — протоиерей Игорь Филяновский.
Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов происходил из старинного дворянского рода. Окончил артиллерийскую и инженерную дворянскую школу. Служил сначала в Польше, а затем в 1770 году был переведён в армию генерала Румянцева и принял участие в начавшейся войне с Турцией. Особенно отличился при штурме Измаила. С 1776 года служил под началом Суворова.
В начале Отечественной войны 1812 года был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. С августа 1812 года — главнокомандующий русской армией, разгромившей Наполеона. За блестящую победу над врагом удостоен титула князя Смоленского и награждён высшим военным орденом Святого Георгия I степени.
В 1813 году Михаил Илларионович умер и был похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Александр I написал его вдове: «Не вы одна проливаете о нем слёзы. С вами плачу я и плачет вся Россия».
Уже в XX веке про Кутузова снимали фильмы, писали книги, его именем назвали орден, вручаемый выдающимся полководцам. По сей день он остаётся не только самым известным военачальником Отечественной войны XIX столетия, но и одним из самых знаменитых полководцев в истории России.
Все выпуски программы Актуальная тема