
Наши собеседники — настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый цвет» священник Алексей Костин и его супруга Лидия.
Отец Алексей и Лидия рассказали о своем приходе к вере, о знакомстве друг с другом, о счастливой семейной жизни и о тонкостях воспитания пятерых детей. Также наши собеседники поделились, как они преодолели коронавирус, и каким был для них период самоизоляции.
Ведущая: Анна Леонтьева
А. Леонтьева
– Добрый «Светлый вечер». Сегодня с вами Анна Леонтьева. И у нас на связи иерей Алексей Костин, настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и его матушка Лидия. Добрый вечер.
Иерей Алексей
– Добрый вечер.
Л. Костина
– Добрый вечер.
А. Леонтьева
– Я еще не упомянула, что отец Алексий и матушка находятся в Тверской епархии, и что я первый раз слышу про икону «Неувядаемый Цвет». Вот оказалось, что это очень красивая икона, которая... Как, отец Алексей, правильно сказать?
Иерей Алексей
– «Неувядаемый Цвет», так называется.
А. Леонтьева
– «Неувядаемый Цвет чистоты» – вот из этих вот слов, да?
Иерей Алексей
– Ну тут был такой, наверное, употреблен образ, который приведен в строках акафиста, где говорится о Пресвятой Богородице как о «Неувядаемом Цвете чистоты». И иконописец, видимо, вот хотел изобразить этот образ вот в таком виде.
А. Леонтьева
– А я напоминаю, что по понедельникам мы говорим о семье, а у отца Алексея и матушки Лидии пятеро детей, так что будет, где развернуться. И я на самом деле хотела начать передачу с вопроса, который семьи не касается, но еще как касается. Дело в том, что матушка и батюшка недавно переболели вот этим самым COVID-19, и вот не могу вас хотя бы немного об этом не расспросить. Я так поняла, что болели вы в не очень легкой форме.
Иерей Алексей
– Ну да, вот матушка у нас первая как-то так приобрела эту нелегкую форму. Я сначала болел немного вялотекуще, с небольшой температурой. А вот матушка сразу как-то, у нее температура была высокая...
Л. Костина
– И все.
Иерей Алексей
– Кашель.
Л. Костина
– Не было у меня кашля. У меня на самом деле кроме температуры вначале ничего не было. То есть у меня температура высокая была, она потом сбивалась, но я не могла бы сказать, что мне прямо было очень-очень плохо. Нет, и в груди там никакого дискомфорта не было. И я сначала, честно говоря, не думала, что у меня пневмония прямо там. А когда уже КТ сделали, и очень удивилась, что у меня, оказывается, двухсторонняя пневмония, 25–50% среднетяжелая. А ощущений вообще никаких не было.
А. Леонтьева
– А дети ваши тоже заболели?
Иерей Алексей
– Дети, да, тоже заболели, но они заболели совершенно неочевидно. Кто-то болел один день, голова там немного болела, кто-то болел пару дней там, тоже там с одной температурой, с небольшой. Ну, в общем, они болели так, совсем легко, можно сказать.
А. Леонтьева
– Тоже не могу не спросить. Вот все-таки мы сейчас все находимся все еще в очень большом напряжении по поводу всех этих болезней, осложнений. Вот когда вы поняли, что вы больны именно вот этой вот нашей популярной заразой, была ли какая-то паника и, если была, как вы с ней справлялись?
Л. Костина
– Ну так как, наверное, у меня у первой были симптомы, я, наверное, начну. Вообще, честно говоря, паники не было абсолютно никакой. Ну не знаю, как-то ну я вообще не подвержена панике, надеюсь всегда на лучшее. Ну, естественно, на Бога уповаю. Но как-то даже не думала о чем-то плохом, абсолютно. Но вот интересно отметить, что первое, что меня как бы вот на подозрение такое навело. Когда я в маске ходила, ну я так более-менее нормально дышать могла. А как-то вот я пошла в маске, я чувствую, что очень тяжело дышать. И вот тогда мне как-то закралось вот первое сомнение: что-то не то, то есть прямо вот невозможно – это вот первый день такой. А потом уже там начались такие симптомы небольшие, уже на следующий день.
Иерей Алексей
– Да, наверное, такого как бы переживания панического у нас не было скорее всего. Ну вот заболели и заболели. Единственное, что когда вот, каждый человек, я думаю, вообще переносит болезни индивидуально: кто-то температурит сильно, кто-то температурит мало. Вот я мало температурю, как правило, но у меня очень тяжелое состояние при этом. А кто-то, у кого-то сильная температура, но он себя чувствует, может быть, даже лучше, чем у кого низкая температура.
Л. Костина
– Да, это про меня.
Иерей Алексей
– Но паники не было такой, наверное.
А. Леонтьева
– Ну будем надеяться, что те, кто уже переболели этой болезнью, а у меня много знакомых болело, относятся уже к разряду неуязвимых.
Иерей Алексей
– Надеемся, что да. Но опять же вот процесс восстановления, как выяснилось, он небыстрый довольно-таки, от этой болезни – где-то два-три месяца все приходит в норму, в таком периоде. Не сразу, не через неделю, не через две.
А. Леонтьева
– Но раз уж мы начали говорить о болезни, я так понимаю, что в Тверской области карантина не было, то есть вы не самоизолировались, да, и не сидели там дома.
Иерей Алексей
– Ну надо сказать о том, что мы-то вообще живем в Москве, потому что вот жилья в Тверской области у нас никакого нет и не было. И я туда приезжаю на богослужения, на какую-то там необходимую пастырскую деятельность из Москвы.
А. Леонтьева
– То есть на самом деле болели вы в Москве?
Иерей Алексей
– Ну да, получилось, что мы здесь болели. И с карантином, с самоизоляцией такой, как положено, как у всех, с социальным мониторингом.
А. Леонтьева
– То есть вы достаточно долго тоже, как и все москвичи, просидели на изоляции. Поэтому я все-таки у вас, как у батюшки, как у матушки, спрошу, вот вы, наверное, все-таки думали, почему это, что происходит там, не знаю, с Москвой, со страной. Может, не думали.
Иерей Алексей
– Нет, ну конечно, разные мысли, много разной очень информации, противоречивой очень информации, одни говорят одно, другие другое, возникновения этого всего, этой болезни. И важна очень на самом деле реакция людей, реакция общества на такие явления и на такие меры, которые предпринимает там государство, то государство, другое государство, у каждого в некотором смысле свои какие-то особенности. Кто-то вообще карантин не принимал, были такие государства. А где-то и как такового и заражения не было. Там во Вьетнаме, говорят, вообще не проявился ни один случай почти, практически. И глобально, так вот посмотрев на то, что опустели улицы, опустели дороги, люди перешли в какой-то такой, совершенно иной режим жизни, и для них это совершенно новый опыт, для многих. Потому что некоторые люди привыкли совершенно к другому образу жизни, там жизнь вести, может быть, как у молодежи принято говорить, тусовочную там, богемную, может быть, какую-то такую, слишком светскую. А тут вот необходимо, действительно, закрыться, и больше не из страха, а из-за того, что вот власти предписывают находиться все-таки дома, чем подвергать себя и других, и близких своих опасности заражения. И вот это для многих, может быть, сыграл какой-то совершенно другой взгляд на жизнь, на себя. Но опять же это все индивидуально. Кто-то, может быть, еще больше обозлился, а кто-то, наоборот, проявил какое-то понимание и, может быть, выработалась хоть крупица смирения какого-то.
Л. Костина
– Ну это опыт, опыт тоже такой интересный на самом деле. Ну я думаю, что многие приобрели что-то за этот период на самом деле, что-то, может быть, поняли про себя такое интересное, чему-то научились. Когда вот жизнь такая суетливая, на самом деле, все время в движении, а тут была возможность ну немного в другом состоянии побыть, так скажем. Ну тоже со всеми, конечно, не очень приятными, казалось бы, такими моментами. Но, с другой стороны, значит, это вот нам надо было. Тоже из всего как бы надо извлекать и положительные моменты и находить.
А. Леонтьева
– Да, многие говорят о том, что вот было время остановиться, помолиться и вообще как-то научиться домашней молитве. Ну вот ваша семья, отец Алексей и матушка Лидия, чем-то новому вы действительно научились? Я не сомневаюсь, что у вас домашняя молитва была и без этого.
Иерей Алексей
– Ну вот я бы сказал про себя, что мне, я по-другому взглянул на свою супругу, и у нас как-то отношения стали, мне кажется, лучше. Вот, действительно. И вот это нахождение всегда вместе – в одной комнате, в одной квартире – оно могло бы сыграть совсем другую роль, как кажется, да, что надоесть можно до изнеможения. Но здесь как-то все произошло совершенно по-другому.
Л. Костина
– Не надоели.
Иерей Алексей
– Не надоели, да. Совершенно не надоели.
Л. Костина
– Что удивительно.
Иерей Алексей
– И дети очень участвовали в нашей ситуации. Ну у нас было такое тяжелое состояние, а у них нет.
А. Леонтьева
– У них не было тяжелого состояния.
Иерей Алексей
– Да, тяжелого состояния у них не было. Они там по дому трудились, с нашим питомцем, с собачкой гуляли. Ну, в общем, участвовали в жизни.
А. Леонтьева
– Ну да, дети вообще, дети вот, молодежь вообще как-то, я заметила, очень по-другому переживала это время. Мои дети тоже, с одой стороны, там все время какие-то новые предписания, какие-то дома, которые по очереди гуляли, маски, перчатки. Мои дети, например, ну они тоже, во-первых, они научились как-то уважать личное пространство друг друга, оказавшись, в общем, в одной квартире в Москве, и так вот закрывать вовремя двери, как-то так не надоедать друг другу. С другой стороны, они накупили каких-то ужасно смешных этих масок, и вот так встречали этих курьеров, в каких-то черных таких масках, с какими-то оскалами – было очень смешно. В общем, чувство юмора в этой ситуации, вот это юношеское чувство юмора, оно точно спасает.
А. Леонтьева
– Я напомню нашим слушателям, что с нам на связи иерей Алексей Костин, настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет», и матушка Лидия, которая относится к Тверской епархии. Мы говорим о семье, как обычно по понедельникам. И все-таки уже отвлекаясь от вот этой темы, которая, наверное, еще будет звучать в передачах, но хотелось еще о чем-то успеть поговорить, хотелось все-таки вернуться к нашей семье. Вот, отец Алексей и матушка Лидия, как вы начали приходить в Церковь, как начиналось ваше вхождение в Церковь, как начиналась ваша вера в Бога?
Иерей Алексей
– Подход к вере был параллелен – то есть у матушки свой совершенно был путь, а у меня свой. И мы познакомилась, уже будучи людьми воцерковленными довольно-таки, я-то уже после семинарии был, а матушка уже была на клиросе певчей. Поэтому, можно сказать, ощущение Бога было у каждого уже свое. И лично я попал в церковную вообще среду, можно сказать, случайно. Так как родители у меня неверующие были, можно сказать, с рождения, они к Церкви не относились никак, потому что ни родители не воспитывали, обычные такие люди позднесоветского периода, уже 60–70-х годов, трудились в разных сферах. И я, соответственно, тоже был ребенком некрещеным, невоцерковленным. До 18 лет я, можно сказать, знать не знал, что Церковь существует. Ну был там один момент, что я как-то попал, мимо храма проходил (кстати, это было на Пасху), но как-то так вот это не возымело во мне никакой такой, не всколыхнуло никаких ни мыслей, ни размышлений, ни рассуждений. Не было никакой тяги и так далее. Ну вот. И такое живое общение с моими друзьями в нашем, скажем, дворе, с нашими ровесниками, оно привело нас вот как-то раз к отцу Анатолию Волгину. И отец Анатолий пригласил нас всех к себе на летние каникулы, там на какой-то период, в храм святителя Николая на Чуриловском погосте – это тоже Тверская область. И ну и мы поехали, что нам, молодым, делать-то еще. Это еще мне не было 18 лет, это было около как раз, ну в мае где-то. И мы поехали все. Приехав туда, отец Анатолий проводил там всегда занятия для тех, кто приезжает в гости, по Священному Писанию он много собеседовал с людьми. И вот здесь для меня открылся совершенно другой мир, который я никогда не видел. То есть вот можно подумать, что огромное количество людей сейчас, может быть, находится совершенно в разных плоскостях жизни. Кто-то вообще не воспринимает этот мир в принципе, и я это очень хорошо понимаю на личном опыте, как это было до вхождения в этот мир и как это произошло после.
А. Леонтьева
– А что значит, отец Алексей, в другом мире?
Иерей Алексей
– Ну мир внецерковный, мир вне Божественных слов, элементарно. Потому что те занятия, которые проводил отец Анатолий, особенно по Посланиям апостола Павла, где он объяснял, употребляя и святоотеческое наследие, и современных богословов – и Бердяева, и Франка, и Ельчанинова, – разъясняя вот эти какие-то истины, я вот для себя нашел ответы на многие вопросы, которые на самом деле где-то там, внутри меня существовали. И мне стало многое сразу понятно, как будто шторы раздвинуть.
Л. Костина
– Завеса.
Иерей Алексей
– Завеса как вот открылась, и солнце влилось в комнату.
Л. Костина
– А у меня, ну вот вы знаете, свою историю я даже успела рассказать на телеканале «Спас». Они заинтересовались, вот это было на программе «Завет», у меня такая неординарная история, так скажем, прихода в Церковь. Так как я еврейка, ну соответственно, все с этим связано. Естественно, и родители у меня евреи, так скажем. Но что интересно, что вот с Библией меня познакомил папа. Ну то есть он принес мне, знаете, вы помните, наверное, такая голубенькая книжечка была, «Детская Библия» с картинками. Вот он мне ее принес и сказал, да, ну как для общего развития, что каждый уважающий себя культурный человек должен такие вещи знать. Потому что и все искусство, музыка и живопись, там, естественно, присутствуют библейские сюжеты, как из Ветхого Завета, так и из Нового Завета. Ну и я, это было где-то, наверное, в классе 7 я училась еще, я прочитала и вот поставила перед фактом, восприняла это так все, что я собираюсь креститься. Конечно, все на уши встали. И папа со мной начал говорить уже серьезно, что так и так, там надо придерживаться веры отцов и так далее. Хотя особо верующие... они неверующие были, ну как бы так, скорее больше принадлежность к национальности у них была.
А. Леонтьева
– Матушка Лидия, прерву вас. То есть вы хотите сказать, что родители пожалели, что дали вам Библию. Но они же не были иудеями?
Л. Костина
– Нет, не были. Но, естественно, для них это шок был, особенно для папы: как это, креститься? И у меня это все так вот затормозилось: ну да, ну может быть. А потом все равно у меня внутри какие-то такие моменты были, ступени, все время я искала. То есть я прошла, мы с подружкой учились в колледже педагогическом, и мы были везде там, и на этих собраниях, вот приезжали, да, протестантские всякие, и я там, ну естественно, я пошла до этого в синагогу. Вот, думаю: ну надо, раз я еврейка, надо, так скажем, вот с Богом познакомиться сначала там. Ну меня, честно говоря, не впечатлило как-то, не затронуло в моей души никакие струны. Ну так вот я и дальше пошла в этом развитии. И вот как-то по телевизору была передача, я помню, два священника, значит, сидели, один православный, другой католический. И вот тоже вопросы задавали. И вот, значит, корреспондент задал вопрос: вот как, все же считают, у них истина, как вот человеку разобраться? И мне запал в душу именно ответ православного священника, он сказал: надо просто молиться, и Господь всегда приведет к Себе. То есть разными путями, но всегда человек почувствует, что он дома, он пришел к Богу. И для меня это так было странно: почему я раньше, действительно, не догадалась? И вот я каждый вечер там своими словами молилась, чтобы Господь меня привел. Ну и вот какие-то моменты были всякие, да, такие небольшие чудеса, так скажем, и вот привел к Себе, в лоно Православной Церкви. Но был момент, что я уходила из дома, потому что мама узнала, что я хожу в храм (я, естественно, это держала в секрете), вот когда это мне лет 17 было. И мама мне вот на праздник святителя Николая, после всенощной, она сказала: ты была в храме? Ну тут я уже отпираться не стала: да, я говорю, в храме. Она говорит, выбирай: или я или храм.
А. Леонтьева
– Ого! Серьезно.
Л. Костина
– Она как-то, я очень была такая послушная, покладистая, ну то есть она я просто не ожидала, что я вот так сказала: я выбираю храм.
А. Леонтьева
– Ничего себе!
Л. Костина
– Это был шок, я так бухнула. Я поехала к подруге, собственно говоря, к той, с которой мы в храме. Все это, конечно, мы созвонились, все это, ну как, мама есть мама.
А. Леонтьева
– Ну то есть впоследствии мама вас простила.
Л. Костина
– Ну пришлось, да, она смирилась.
А. Леонтьева
– Удивительная история, действительно, что 18-летний подросток, да, на жесткий вопрос родителей: выбирай меня или храм, ответил: храм. Удивительная история. Напомню, что с нами на связи иерей Алексей Костин, настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и матушка Лидия. Мы вернемся к вам через минутку, не уходите от нас.
А. Леонтьева
– Сегодня с вами Анна Леонтьева. И у нас на связи, разговариваем о семье с иереем Алексеем Костиным, настоятелем храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» в Тверской области. В Твери или в Тверской области, батюшка?
Иерей Алексей
– Да, в Тверской области.
А. Леонтьева
– В Тверской области. И матушка Лидия. Мы говорим о семье и остановились на очень таком прямо интересном моменте, как матушка Лидия жестко в своей еврейской семье поставила условия хождения в храм. Ну очень мне хочется как-то дальше продвинуться. Можно я спрошу у вас, как вы познакомились?
Иерей Алексей
– Да. Вот познакомились мы, я уже закончил семинарию, как говорится, вернулся в Москву, вернулся домой и искал себе деятельности той, которой я, как говорится, обучался. Ну так как мы были всегда, любили петь в семинарии, то вот я пошел искать в храме место певчего. И где-то вот так вот, то в одном месте, то в другом, и зашел вот в храм «Знамения» Божия Матери иконы, в Переславский слободе который стоит. И там я подошел к регенту левого хора, конечно, – Елена Ивановна, Царствие ей Небесное. И она вот, узнав, что я семинарист, она сразу меня поставила, хотя нужды-то, может, особой и не было во мне, но она поставила меня к себе, попросила, чтобы меня взяли на какой-то минимальный оклад. И там я у нее тоже многому научился, и в смысле хорового пения, и вообще такого какого-то регентского дела. Потому что она была такая вот регент-самоучка, но регент от Бога. И я пришел когда на клирос, матушки Лидии не было еще, то есть Лиды тогда еще. И она отъехала куда-то с подругой, видимо, в какой-нибудь очередной монастырь.
Л. Костина
– В Пафнутьев монастырь, мы там были как раз в это время.
Иерей Алексей
– То есть я пришел не потому, что матушка Лидия была на клиросе. Ну и вот в один из дней, сколько там, два-три дня я уже походил каждый день петь на службы, и появилась вот Лида. И вот сразу как-то ее образ мне понравился.
А. Леонтьева
– Образ.
Иерей Алексей
– Ну вот да.
А. Леонтьева
– Сказали поэтично, батюшка.
Л. Костина
– Ну Елена Ивановна, она сразу нас хотела так как-то своим опытным взглядом соединить, потому что она какие-то задания давал. Есть же там еще храм...
Иерей Алексей
– Часовня.
Л. Костина
– Да, часовня, Трифона мученика. И там по субботам с утра службы идут, священники вот из этого храма знаменского, они там служат.
Иерей Алексей
– Ну и певчих туда тоже отсылают для совершения богослужения. И вот она послала нас, вернее меня отдельно, Лиду отдельно, чтобы мы шли туда на службу. А потом говорит: ты его проводи.
Л. Костина
– Да, она мне дала задание, что ты его проводи. А я еще подумала: ага, что сам что ли дорогу не найдет? Все и так понятно. Ну, естественно, понятно, почему она вот так вот сказала, чтобы все тоже какие-то были постоянные моменты, когда она нас хотела объединить в каком-то действии.
Иерей Алексей
– В совместном деле. Ничто там не объединяет людей, как совместно сделанное дело.
А. Леонтьева
– Поскольку вы так заговорили о том, как вас, можно сказать, так вот сводили...
Иерей Алексей
– Ну это не то чтобы нас сводили, нам скорее помогали просто. А так-то движение сердца и ума были у меня лично свои тоже. Отдельно от всяких вот этих вот вспомогательных вещей. Так что я имел намерение предложить руку и сердце уже в будущем, когда это представится уже возможным, и будут какие-то понятные ответные сердечные движения тоже. И в какой-то момент я стал ее провожать каждый день домой. И получилось, что вот мы каждый день вместе ходили после богослужения, я ее провожал. А потом мы еще ходили, так как всенощное бдение мы не пели, воскресное, имеется в виду, мы не пели уже в храме, то мы ходили в храм на подворье Троице-Сергиевой Лавры вместе тоже. И где-то...
Л. Костина
– Ну гуляли мы. Что значит: храм, храм.
Иерей Алексей
– Мы, конечно, гуляли. Но через, наверное, месяца два я уже сделал предложение, и мы 8 ноября уже обвенчались. То есть получилось, что где-то прошло всего – сентябрь, октябрь – и все.
А. Леонтьева
– То есть, как это говорят в светском обществе, конфетно-букетный период продолжался всего два месяца.
Иерей Алексей
– Ну в некотором смысле.
Л. Костина
– Ну два с половиной, наверное. Но я хотела до лета дотянуть, но не получилось, как-то я это не смогла настоять.
Иерей Алексей
– Вот так, да?
Л. Костина
– На продолжении конфетно-букетного периода.
Иерей Алексей
– Так и произошло, на Дмитрия Солунского мы вот обвенчались. Нас отец Федор Рожик, настоятель храма вот Знаменского, обвенчал.
А. Леонтьева
– Хотела вернуться вот к этим удивительным годам, в которые вот вы приходили тоже, наверное, в храм, 90-м. Меня в храм привел мой первый муж. У нас была там такая прекрасная тусовка, приход то есть, извините. И она была достаточно молодая. Это были молодые семьи, которые дружили друг с другом, были еще очень бедны, то есть все были одинаковые. И как-то вот вместе рожали детей... И какая-то в этом была, знаете, такая горячность, и такая... Мы воцерковлялись, кстати, на подворье Оптиной тогда пустыни, вот в Шереметьевском храме Святой Троицы. И вспоминаешь ее, конечно, с ностальгией. Вспоминаешь какие-то такие моменты, когда благодать давалась авансом, и вот столько, сколько можно унести. Вот для вас такие воспоминания существуют? Есть у вас вот некоторая ностальгия вот по тем вот. таким вот довольно опасным, страшным и какому-то очень одухотворенному времени?
Иерей Алексей
– Ну вот я бы не назвал, лично для меня у меня не было ощущения страшных времен. Так как это уже был 96-й год, когда мы венчались уже, начали жить вместе, как православная семья. И надо сказать, что в скором времени я перешел для помощи в алтаре в храм Иакова Заведеова в Казенной слободе, поближе к дому перебравшись. И там же у нас родился сын, мы жили недалеко от этого храма. И через какое-то время, благословением Святейшего Патриарха, меня рукоположили в сан диакона. И жизнь была всегда богослужебная для меня, получается, я всегда был в процессе богослужебном. И я бы, ну не знаю, не было такого ощущения, когда там что-то такого происходит страшного. Может быть, но Господь как бы вот на руках носит и поддерживает. Было понятно, что всегда Он есть, с нами, но тем не менее ты тоже действуешь в этом мире, действуешь именно в Церкви, как Его служитель. Вот у меня были вот такие именно ощущения.
Л. Костина
– Ну вот если говорить про жизнь, когда вы так оговорились, тусовочную – ну так трудно подобрать на самом деле другое слово, если вот как бы православная тусовка, да, некоторая. Я-то как бы задолго до знакомства с отцом Алексием ходила уже именно в храм «Знамения» на Рижской, и там именно да, была молодежная такая среда. Мы даже ездили куда-то, общались, то есть там как бы жизнь в этом смысле кипела тоже. А потом уже, после того как мы поженились, венчались, какое-то время, вот как уже сказал отец Алексей, мы там были, а потом перешли уже ближе к дому. И там мы тоже, храм восстанавливался, там он совсем был, чуть ли не трактор стоял и асфальт был вместо пола в храме. И все были, конечно, на подъеме, это все такой энтузиазм был, и все сглаживалось. И как-то вокруг вот эти вот нестроения, какие-то вот моменты государственные, они отходили уже на второй план. Потому что...
Иерей Алексей
– Это было не так важно.
Л. Костина
– Да, это было не так важно, и в приоритете был именно этот момент. Ну естественно, у меня вот ребенок появился, потом другой ребенок. И вот так как я у родителей одна, я, конечно, даже предполагать не могла, что у меня там их будет аж пять. А сейчас-то они уже взрослые, младшему одиннадцать. И, конечно, оглядываясь, я думаю: как же я все-таки смогла, ну надо же. Все-таки ну как-то вот был какой-то такой, вот Господь давал силы, потому что сейчас уже нет таких сил.
А. Леонтьева
– Батюшка, а сколько лет вашим детям? Я обычно спрашиваю это вначале передачи, а тут мы увлеклись другими темами. Какого возраста детки?
Л. Костина
– Ну вот старшему 23 будет.
Иерей Алексей
– Вячеславу.
Л. Костина
– Вот Вячеславу, да, старшему. Потом Савва – 21 год, Серафиму будет 19, Никита, ему вот недавно было 15, и младший, Иван, ему 11 в апреле исполнилось.
А. Леонтьева
– Ну слушайте, как я сказала в начале передачи, есть где развернуться. С другой стороны, время как-то с вами течет так быстро и так как-то легко, поэтому срочно задаю вопросы о воспитании детей. Потому что очень хочется принести немножко пользы в конце передачи.
Иерей Алексей
– Воспитание детей, наверное, это тема необъятная абсолютно. И по большей части она проходит, наверное, без нашего участия. Как бы вербального участия такого, назидательного. Секрет вот многодетной семьи в том, что дети, они как-то самосоциализируются, потому что им есть с кем, как говорится, с таким же, как он, ребенком, общаться, что-то там выяснять, вместе трудиться, играть, ругаться, все, всю жизнь как бы пройти. И все эти моменты пережить не по отношению родителей и ребенка, да, когда вот один в семье человек, и ему довольно-таки сложнее с внешним миром как-то коммуницировать, чем детям, которые как-то выходят из семьи там, где три и более детей. Но надо сказать, что все большая, львиная, львинейшая доля воспитания наших детей – это, конечно, матушкина заслуга и матушкины плечи.
Л. Костина
– Ну воспитание, как я его понимаю, это прежде всего пример взрослых. Потому что как бы что бы ты ни говорил там назидательно, пытался втиснуть в ребенка, это все ерунда. Потому что на самом деле дети должны видеть перед собой то, что они действительно воспринимают потом. И как бы ты что бы ты там ни говорил, в любом случае говорит за себя твое поведение, да, твоя жизнь. Ну это самое главное. Вообще у меня образование педагогическое, но с прошествием времени, и ну потом как бы я там развивалась, что-то читала, я понимаю, что в любом случае там сделаны какие-то шибки. То есть вот, допустим, если я что-то вспоминаю, что вот сейчас бы да, вот именно с такой позиции, что я там многое, уже как-то багаж накоплен, я бы так бы не делала, я сделала бы по-другому. На самом деле ну то есть как бы знания были, но они были такие, теоретические. Нет, конечно, многое что-то, оно, багаж-то есть, это не отнять, но все равно какие-то моменты. В любом случае люди делают ошибки, и главное, это признавать. Вот я считаю, что человек должен прямо правде в глаза смотреть и оценивать реально свои какие-то действия, чтобы уметь исправлять, корректировать.
А. Леонтьева
– Но, безусловно, очень много родителей сейчас тут же подписались под вашими словами о том, что все делали ошибки. Но корректировать ошибки – это значит говорить «прости» ребенку или что?
Л. Костина
– Конечно. А вы знаете, да, у меня был такой опыт, когда я вот разговаривала со старшим и мы обсуждали какие-то моменты и да, я говорила, что вот я не права была, допустим, в каких-то вещах. И мы обсуждали это. Потому что я считаю, они же тоже будущие родители, они тоже взаимодействовать будут там в жизни и с детьми, и с женами, и они должны осознавать, ну то есть как бы понимание у них тоже должно быть, потому что они по-другому. Я на самом деле очень долго думала, вот этот разговор осуществить или нет. То есть не просто так, взяла и начала, нет, я очень как бы продумала, и у меня были сомнения, потому что мало ли. И когда я поговорила, я прямо, честно говоря, эффект был очень хороший. То есть, наоборот, какое такое было сближение. Потому что я боялась, что ну не то что как бы в унизительной, да, я оказалась позиции, нет. То есть тут такое, не знаю, проникновение, какая-то чуткость. Дети очень откликаются на такие моменты.
А. Леонтьева
– Ну это очень, да, важно услышать. Потому что, вы знаете, у меня долгая была история с дочерью, и она прошла клиническую депрессию, и в конце концов она оказалась в какой-то очень такой сильной терапии. И в какой-то момент она пришла и сказала, что она должна сказать, что она на меня за многие вещи обижена. И я очень обрадовалась, что она это сказала, что она нашла в себе силы вот это сказать, и я нашла повод ей сказать: да, прости, я неидеальный родитель, и я много чего могла там наделать.
Л. Костина
– Ну это да, это очень важно. Потому что просто я на своем примере это понимаю, у меня как бы с мамой там большие, так скажем, проблемы были в этом смысле. И не проговариваемые, так скажем. И у меня такая просто закрытость была, стена, и эмоциональная, и со всех сторон. И мне не хватало именно открытости и то, что вот чтобы мы поставили все точки над «и», и действительно моменты какие-то оговорили. Поэтому ну я посчитала важным вообще для каждого родителя. Потому что не бывает идеального родителя, не бывает так, что ты все сделала правильно, потому что человек развивается, он что-то читает. Ну тем более сейчас масса всего, и очень это все развивается, и ты обдумываешь что-то, проникаешься. И, естественно, это важно. Ты уже с опытом огромным приходишь к какому-то возрасту. И, естественно, по-другому все это, на это смотришь, нежели когда тебе было 20 лет. Это очень важно. И дети, они все это чувствуют, понимают. И очень, конечно, проникаются, когда родитель именно, да, не отдаляется, а их тоже как бы вовлекает вот в эти взрослые отношения такие. Не просто там: я родитель – ты ребенок. А именно вот с такой позиции доверия.
А. Леонтьева
– Дорогие родители пятерых детей, отец Алексей и матушка Лидия, вот скажите мне, у вас пятеро человек, которые имеют право, наверное, на собственный какой-то выбор. Они выросли в православной семье, но имеют право там на кризис своей веры, имеют право на то, что еще как-то выбрать. Вы даете им такую свободу в семье?
Л. Костина
– Мне кажется, даже слишком. У нас большая свобода.
Иерей Алексей
– В вере есть одна особенность: она тогда становится именно верой в Бога, когда она приобретена в свободном состоянии. Не в процессе эйфорического какого-то восприятия чуда или в процессе такого насильного, ну или полунасильного какого-то такого крещения и так далее, а именно в какой-то совершенно свободной, осознанной стадии. Только тогда она дает какие-то плоды и прогрессирует. В других случаях, как правило, она угасает, человек становится двуличным, лукавым, уходит в какие-то там подводные, тинные области души и так далее.
Л. Костина
– В любом случае, встреча с Богом – это очень личная вещь. И у детей она тоже должна быть своя, не навязанная. Потому что это как бы внешние вещи какие-то, обрядовые, они зачастую...
Иерей Алексей
– Когда они только обрядовые, они зачастую могут, как говорится, набить оскомину. Дети наши, они всегда участники богослужения, тоже вот с малых лет они в алтаре, мальчики. И уже много лет они в Подворье Троице-Сергиевой Лавры алтарники, можно сказать, практически все уже.
Л. Костина
– Ну не все. Никита, он...
Иерей Алексей
– Кроме Никиты.
Л. Костина
– Но опять же это был его выбор, то есть у каждого свой выбор. Мы не говорим там, всех там: рота подъем, – и все строем идут там. Они сами решают, вот мы, допустим, сегодня я иду. То есть нет такого вот принуждения абсолютно, то есть это их выбор. Они уже взрослые, и человек взрослый должен сам решать, это их личная жизнь.
Иерей Алексей
– Мы, конечно, подгоняем так вот иногда, что говорим, что ну как, ты вот в храм пойдешь сегодня, завтра или как?
Л. Костина
– Ну нет, я там, может быть, на следующий неделе.
Иерей Алексей
– Пытаемся все-таки пробудить в них какие-то мысли об этом, что все-таки это необходимо делать, надо дисциплинироваться. Беседуем, разговариваем. Говорим именно об этом, что важна регулярность и так далее. Но все равно оставляем последнее слово за ними.
А. Леонтьева
– А что имеете в виду, когда говорите – и это, наверное, к сожалению, уже такой вот, один из последних вопросов, которые успею задать, – что вы имеете в виду, когда говорите, что у них слишком много свободы?
Иерей Алексей
– Слишком много в том смысле, что, может быть, их не ограничивают в их действиях практически никак. То есть мы видим, что в этом нужды нет.
Л. Костина
– Они сами принимают решения вот какие-то, о каких-то своих действиях. Я могу только вот так подвести, что-то там сказать. Но каких-то авторитарных таких моментов, их абсолютно нет. Потому что я понимаю, что это только отобьет вообще...
Иерей Алексей
– Надо сказать, что родители и так редко бывают для детей авторитетами. Они только, наверное, в таком более-менее зрелом возрасте понимают важность и авторитарность родителей. И уже вспоминая свои там, то что они не послушались, то что они сделали по-другому, не так, как родители говорили, они начинают понимать, что да, все-таки это было правильно, и там отец и мать, они говорили правильные вещи. И через это часто становятся авторитетом. И редко бывает, чтобы там родители в реально молодом возрасте детей своих, в юношеском особенно, были бы авторитетами там непререкаемыми, это не так часто бывает.
А. Леонтьева
– Ну что же, мне очень жаль, что передача подходит к концу, потому что еще столько хочется всего обсудить. Знаете, наверное, вот в данном случае я бы хотела, чтобы, может быть, мы попозже еще бы раз встретились. Может быть, даже уже в реальности, в нашей замечательной студии.
Иерей Алексей
– Да, дай Бог, чтобы ваша студия, она всегда стала бы работать так же, как и другие заведения подобного рода, в обычном режиме.
А. Леонтьева
– Да. Напоминаю, что с нами сегодня были иерей Алексей Костин, настоятель храма иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» и матушка Лидия. С вами была Анна Леонтьева. Спасибо вам большое, отец Алексей и матушка. Всего доброго.
Иерей Алексей
– Спасибо и вам.
Л. Костина
– До свидания.
Иерей Алексей
– Всего доброго.
А. Леонтьева
– До свидания.
Второе соборное послание святого апостола Петра

Апостол Пётр
2 Пет., 67 зач., II, 9-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Духовная жизнь — это жизнь по определённым правилам. И для того, чтобы эти правила усвоить, нам необходим проводник. Именно поэтому спрос на духовных учителей всегда был и останется высоким. Но как не ошибиться в выборе наставника? Как выбрать, кого слушать, а кого нет? Один из важных критериев находим в отрывке из 2-й главы 2-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда, для наказания,
10 а наипаче тех, которые идут вслед скверных похотей плоти, презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших,
11 тогда как и Ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда.
12 Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся.
13 Они получат возмездие за беззаконие, ибо они полагают удовольствие во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя с вами.
14 Глаза у них исполнены любострастия и непрестанного греха; они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию: это сыны проклятия.
15 Оставив прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную,
16 но был обличен в своем беззаконии: бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка.
17 Это безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею: им приготовлен мрак вечной тьмы.
18 Ибо, произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении.
19 Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.
20 Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого.
21 Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди.
22 Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
Отрывок, который только что прозвучал, — это призыв апостола Петра к христианам избегать ложных пророков и ложных учителей. Из истории мы знаем, что опасность псевдохристианства всегда подстерегала верующих. Время от времени в Церкви появлялись проповедники, которые своей харизмой увлекали людей, но при этом навязывали им образ мысли и жизни, который входил в резкое противоречие с заповедями Спасителя.
Сегодня апостол Пётр указывает на характерный признак этих людей. Они «презирают начальства, дерзки, своевольны и не страшатся злословить высших». Важно подчеркнуть. По словам апостола, их побуждает к такому поведению скверная похоть плоти. Это выражение не обязательно понимать в его узком значении. Дескать они одержимы блудной страстью. Скверная похоть плоти — это то, что воодушевляет человека во всём искать свою корыстную выгоду.
Вот именно это настроение и заставляет этих ложных учителей противиться тем, кто поставлен заботится о церковном единстве. Они одержимы духом противления. Упорно настаивают на своём. Не в силах думать об общем благополучие, но заняты лишь собственными идеями и проектами.
Яркий пример подобного поведения апостол Пётр находит в Священном Писании. Когда евреи во главе с Моисеем возвращались из Египетского плена в Палестину, один из местных царьков нанял провидца по имени Валаам, чтобы тот при помощи магических заклинаний проклял богоизбранный народ. Валааму обещали за это кругленькую сумму. Бог явился кудеснику лично и предостерёг его от безумного поступка. Валаам на словах отказался от своей затеи, однако позже всё-таки пошёл, чтобы проклясть евреев. Он боялся Бога. Но ещё больше боялся потерять деньги. А потому стал противником Творцу.
Важное напоминание всем нам. Для подлинного ученика Христова не характерно враждовать и воевать с окружающими людьми. «Не противьтесь злому», — говорит об этом Сам Господь. Это не означает, что мы не можем защищаться от агрессии. Это означает, что мы не должны быть её инициаторами. Есть люди, которым комфортно жить в конфликте и эмоциональном возбуждении. Внутри они исполнены претензий к жизни и окружающим. Их хлебом не корми, но дай с кем-то поспорить и кому-то что-до доказать. Их мнение всегда должно быть последним. Даже если они научились держать его при себе. Прислушаемся к совету апостола Петра. Лучше от таких удаляться. Искать тех, чей дух мирен. Тех, кого окружает атмосфера покоя и тишины. А для того, чтобы такого человека встретить и распознать, нам необходимо и самим взращивать тишину и покой в своём сердце.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Нина Дорицци-Малер

В 1970-м году в церкви Воскресения Христова швейцарского города Цюриха шла литургия. Наступило время Причастия. Прихожане благоговейно выстроились в очередь к Чаше. Но вдруг среди людей началось шевеление. Народ расступался, пропуская кого-то вперёд. Перед священником оказалась инвалидная коляска. В ней сидела молодая девушка. «Нина», — назвала она батюшке своё имя. Голос глухой, сдавленный, хрипловатый. На лице — отпечаток недуга и страдания. Но глаза девушки светились радостью. В тот день после долгих лет, проведённых в больничной палате, она впервые приехала в храм и причастилась. Так началась новая жизнь Нины Дорицци-Малер — женщины, которая сумела впоследствии не только побороть собственную болезнь, но и найти силы, чтобы помогать другим людям.
Нина Малер родилась в 1944-м году в Швейцарии, в православной семье потомков русских иммигрантов. Долгое время она ничем не отличалась от сверстников. Бойкая, жизнерадостная девочка прилежно училась, занималась спортом, увлекалась туризмом, неплохо пела. Но однажды любимые занятия стали для Нины навсегда недоступны. Это произошло, когда ей исполнилось шестнадцать. Девушка заболела полиомиелитом и оказалась на больничной койке. Её парализовало, способность двигаться она утратила. Даже дышала Нина с помощью специального аппарата — огромного, размером со шкаф. Кислород подавался через катетер, введённый в трахею. Немного шевелились у неё лишь губы и язык. Когда нужно было подозвать медсестру, Нина слегка причмокивала — и это всё, что она могла. Врачи давали неутешительные прогнозы: считали, что девушке осталось недолго. Но прикованная к постели, парализованная Нина хотела жить! Она горячо молилась Богу. И мечтала о том, чтобы снова самостоятельно передвигаться. О доме, обустроенном специальными механическими приспособлениями для людей с инвалидностью.
Нина решила бороться. Под руководством терапевта невероятными усилиями ей удалось научиться сжимать во рту палочку. Постепенно с её помощью, она научилась печатать на машинке! А через некоторое время упорные физиотерапевтические упражнения помогли, пусть и не в полной мере, восстановить голос. Друзья и знакомые Нины собрали средства и приобрели для девушки особое кресло-коляску и новый, лёгкий и мобильный, дыхательный аппарат, который крепился к коляске. Теперь Нина больше не была привязана к палате и выезжала на прогулки в больничный сад. Однажды она встретила там молодого человека по имени Урс Дорицци. Они познакомились, со временем полюбили друг друга. И обвенчались! Урс оборудовал дом всеми доступными по тем временам техническими средствами, чтобы Нина могла самостоятельно по нему передвигаться. После долгих лет девушка, наконец, покинула клинику.
Однажды Нина предложила мужу организовать в их доме что-то вроде приюта для инвалидов — ведь далеко не у каждого есть возможность окружить себя комфортной средой. Урс поддержал идею жены, и скоро у них поселились несколько человек. Для многих это стало возможностью начать самостоятельную жизнь. Тогдашний настоятель Воскресенского храма в Цюрихе, священник Олег Батов, часто навещал Нину. Он вспоминал, что обитатели её дома были общиной, в которой люди по-евангельски несут бремя друг друга. Нина поднимала их дух, подбадривала, не давала унывать. Она помогала людям научиться помогать себе. Говорила: «Посмотрите на меня. Я — смогла. Сможете и вы».
Нина, действительно, смогла очень многое. Упорным трудом она освоила компьютер — научилась печатать с помощью всё той же палочки, зажатой во рту. Стала работать приходским секретарём своего храма. Дистанционно получила высшее образование. Начала писать и публиковать статьи и книги, в которых обращала внимание общества на проблемы инвалидов. А в 90-х годах ХХ века основала благотворительный фонд. Фонд Нины Дорицци-Малер много помогал российским инвалидам. Направлял из Швейцарии в Москву современные электрические и ручные кресла-коляски, а ещё компьютеры и модемы, которые отправлялись в отдалённые деревни и сёла, чтобы инвалиды могли пользоваться интернетом — ведь для многих из них это была единственная связь с миром.
Нина Дорицци-Малер скончалась в ноябре 2008 года в возрасте 64-х лет. В своей автобиографической книге «Я живу!» она писала: «Нельзя замыкаться в болезни. Наше пребывание на этом свете — не зря. Так захотел Бог. А Он, конечно, знает для чего и зачем, и почему всё в жизни обстоит именно так. Ибо не даёт Господь креста не по силам».
Все выпуски программы Жизнь как служение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Как известно, человеческий мозг устроен так, что всегда старается экономить силы. В новой для себя ситуации он задействует большие ресурсы, но как только обвыкается, снижает напряжение до минимума, и действия, первоначально вызывавшие у нас панику, мы начинаем совершать автоматически. Но ли присутствовать автоматизм в области веры? Ответ на этот вопрос звучит в 27-м псалме, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь – крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Если мы задумаемся о своих отношениях с окружающими и особенно близкими, мы поймём, что многое в них доведено до автоматизма. Более-менее точно понимая, чего ждать друг от друга, мы заранее рассчитываем на привычные действия. Гарантировать, конечно, что-либо сложно, но иногда в отношении друг друга мы можем сказать — я твёрдо уверен, что он это сделает и не подведёт. Опыт подобной уверенности в другом человеке бывает трагичным в том смысле, что человек может подвести, дать слабину и в какой-то важный момент выбрать своё благо вместо общего, на которое мы рассчитывали и в котором были уверены. Однако, несмотря на всю трагичность, этот опыт оказывается важным в отношениях с Богом. Только он, естественно, становится более глубоким и сложным. И сложность такого доверия заключается в том, что мы призваны доверять не только там, где всё идёт по-нашему, не только в ситуациях, суть которых мы понимаем, но даже там, где наши планы ломаются и мы не понимаем практически ничего.
27-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с утверждения, важнее которого в Ветхом Завете сложно подобрать. Формулировки, конечно, могут быть разными, но суть одна: человек называет Бога своей опорой. Давид взывает к Богу, как к твердыне, к скале, на которой он стоит, к родителю, в любви которого он совершенно не сомневается. Но в каком положении Давид обращается к Богу с такими словами? Когда именно он доверяет Ему? Только ли когда у него нет проблем и всё хорошо? Отнюдь нет. Он говорит: «Твердыня моя, Господи, не молчи, чтобы при молчании Твоём я не стал похож на умирающего. То есть дай мне знать, что Ты всё ещё со мной. Враги рядом, они говорят о мире, а в сердце у них зло, не погуби же меня вместе с ними».
Мы видим, что доверие Давида звучит из глубины, но не означает при этом отчаяния. Он взывает к милости, вдалеке от храма простирает к нему руки. Ему трудно, но он ни на мгновение не сомневается в Боге, почему и просьба перерастает в уверенность. Удивительным образом на пространстве трёх предложений мы видим три времени: воздай им, просит он Бога, и уже знает, что Бог разрушит козни врагов, и не только разрушит в будущем, ведь Он помог и укрепил молящегося уже сейчас.
Ступая по земле, мы совершенно не задумываемся о том, что доверяем ей. Мы идём по ней с уверенностью, что она не разверзнется под нами. Доверяя Богу, мы точно так же не должны сомневаться в Нём, как не сомневаемся в земле, по которой идём. Но учитывая, что перед нами живая личность, наши отношения никогда не должны становиться автоматическими. Землёй под нашими ногами ничто не движет, когда она гарантирует нам свою твёрдость. В свою очередь Бог поддерживает нас не автоматически, но потому, что Он есть любовь.