
Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство, кто из них важнее.
— Конечно, я, — говорило Богатство.
— Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье.
— Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.
Долго спорили они, а потом решили пойти странствовать по свету и проверить, кто из них прав.
Повстречали они молодого крестьянина, который сеял на своём маленьком поле кукурузу.
— Пусть поле бедняка покроется золотом! — повелело Богатство.
И тут же всё поле бедняка покрылось золотыми самородками. Но бедняк решил, что это простые камни, и начал звать соседей на помощь.
— Беда у меня: на моё поле выпал град из камней! Помогите мне их убрать!
Прибежали люди из аула, собрали на поле золотые слитки, а бедняк принялся дальше кукурузу сажать.
Тогда Счастье, чтобы показать своё могущество, глянуло на бедняка пристально и сказало:
— Будь счастлив!
Откуда ни возьмись, подъехал к полю слуга богатого бая и говорит:
— У нашего хозяина есть дочь, красавица из красавиц. Как-то проезжала она мимо твоего поля, увидела на нём тебя — и влюбилась без памяти. Хочет, чтобы ты женихом её стал.
— Да разве её отец согласиться? — удивился парень.
— Уже согласился, на свадебный пир тебя зовёт. Бай решил тебя сделать предводителем отряда джигитов.
Дали слуги бая крестьянину серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким сделался парень джигитом-молодцом, что и узнать нельзя!
Созвали народ повеселиться на пиру. Но кто из байской родни с женихом не заговорит, тот только молчит в ответ. Сидит, будто в рот воды набрал. Дочка бая ждёт, чтобы жених ей хотя бы одно ласковое слово сказал, а джигит и рта не раскрывает, только глазами хлопает.
— Что это он всё молчит? — дивится родня. — Может, он и разговаривать не умеет?
На третий день уже и бай рассердился, передумал свою дочку за глупого парня отдавать.
Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить, чтобы на помощь пришёл.
Послушался Ум, вернулся к джигиту. Как раз в это время пришёл бай и захотел с женихом поговорить.
— Скажи, джигит, — попросил он, — отчего ты всё молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил. Да так складно и красиво, что все заслушались. А потом забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул — они и теперь там живут.
А Счастье, Ум и Богатство разрешили свой спор, кто из них самый главный. Если нет у человека ума, ему ни богатство, ни счастье не помогут.
(по мотивам балкарской народной сказки)
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема