
Заспорили однажды между собой Счастье, Ум и Богатство, кто из них важнее.
— Конечно, я, — говорило Богатство.
— Без счастья и богатство ни к чему, — возражало Счастье.
— Если ума нет, не поможет ни богатство, ни счастье, — сказал Ум.
Долго спорили они, а потом решили пойти странствовать по свету и проверить, кто из них прав.
Повстречали они молодого крестьянина, который сеял на своём маленьком поле кукурузу.
— Пусть поле бедняка покроется золотом! — повелело Богатство.
И тут же всё поле бедняка покрылось золотыми самородками. Но бедняк решил, что это простые камни, и начал звать соседей на помощь.
— Беда у меня: на моё поле выпал град из камней! Помогите мне их убрать!
Прибежали люди из аула, собрали на поле золотые слитки, а бедняк принялся дальше кукурузу сажать.
Тогда Счастье, чтобы показать своё могущество, глянуло на бедняка пристально и сказало:
— Будь счастлив!
Откуда ни возьмись, подъехал к полю слуга богатого бая и говорит:
— У нашего хозяина есть дочь, красавица из красавиц. Как-то проезжала она мимо твоего поля, увидела на нём тебя — и влюбилась без памяти. Хочет, чтобы ты женихом её стал.
— Да разве её отец согласиться? — удивился парень.
— Уже согласился, на свадебный пир тебя зовёт. Бай решил тебя сделать предводителем отряда джигитов.
Дали слуги бая крестьянину серебряную кольчугу, опоясали драгоценным оружием, посадили на вороного скакуна и увезли с собой. Таким сделался парень джигитом-молодцом, что и узнать нельзя!
Созвали народ повеселиться на пиру. Но кто из байской родни с женихом не заговорит, тот только молчит в ответ. Сидит, будто в рот воды набрал. Дочка бая ждёт, чтобы жених ей хотя бы одно ласковое слово сказал, а джигит и рта не раскрывает, только глазами хлопает.
— Что это он всё молчит? — дивится родня. — Может, он и разговаривать не умеет?
На третий день уже и бай рассердился, передумал свою дочку за глупого парня отдавать.
Видят Богатство и Счастье, что дела плохи, стали Ум просить, чтобы на помощь пришёл.
Послушался Ум, вернулся к джигиту. Как раз в это время пришёл бай и захотел с женихом поговорить.
— Скажи, джигит, — попросил он, — отчего ты всё молчишь?
И тут, на удивление всем, джигит заговорил. Да так складно и красиво, что все заслушались. А потом забрал джигит молодую жену и уехал в свой аул — они и теперь там живут.
А Счастье, Ум и Богатство разрешили свой спор, кто из них самый главный. Если нет у человека ума, ему ни богатство, ни счастье не помогут.
(по мотивам балкарской народной сказки)
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема