
Фото: Louis Hansel/Unsplash
Савватий Сычугов был знаменитым на всю Россию врачом-просветителем. «Народным врачом», как называли его люди. Он мог сделать блестящую карьеру в большом городе, но предпочёл работать в деревне. И никакие трудности не могли заставить Сычугова опустить руки или пасть духом.
Он родился в 1841-ом году в одной из деревень Вятской губернии. Дед, и отец Савватия были священниками и хотели, чтобы мальчик стал сельским батюшкой. Но уже учась в духовной семинарии, Савватий понял: его призвание — медицина. Для того, чтобы поступить в университет нужно было всего за год освоить семилетний курс гимназии, при этом не бросая семинарию. И юноша занимался по 17 часов в день. Благополучно сдав все экзамены, уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет.
Уже с дипломом врача Сычугов вернулся на родину и стал земским доктором села Великорецкое. Объездив множество деревень уезда, Савватий пришёл в ужас, увидев, насколько беспомощно в медицинском отношении местное население. И добился того, что в Великорецком построили больницу. Комиссия, приехавшая её принимать, особо отметила личное участие в строительстве доктора, который оказался к тому же прекрасным столяром.
Восемь лет прослужил Савватий Иванович в Великорецком, а в мае 1889-ого года вернулся в своё родное село Верховино и купил дом, в котором открыл амбулаторию для крестьян. «Вольной врачебной практикой в медвежьем углу Вятской губернии» называл доктор этот период своей жизни. Сычугов ещё только устраивался на новом месте, а больные уже шли к нему на приём. 600 человек принял Савватий Иванович в первый месяц проживания в Верховино. А за год — 7 240 пациентов. Врач работал с рассвета до заката, без помощников. Он один был и за доктора, и за фармацевта, и за уборщика.
Жалование Савватия Ивановича в год составляло 580 рублей, а в городе — Сычугова постоянно звали на работу в Вятку — ему предлагали две тысячи. Но доктор не бросил своих больных. И никогда не брал с них за приём больше семи копеек. Тех, кто заплатить не мог, лечил бесплатно, сам делясь с ними деньгами. Однажды у одной крестьянки пала корова. Доктор дал женщине нужную сумму на покупку новой.
Смысл и значение своей жизни Сычугов видел в помощи людям. В фонд медицинской кассы, из которого врачам начислялись пенсии, Савватий Иванович перечислял личные средства. Он писал научные статьи, а гонорары переводил студентам Московского университета и Медицинской академии. Сычугова не зря называли просветителем. Он открыл в Верховино народную библиотеку. Сам выезжал в Москву и Петербург за книгами. Спустя время доктор подарил свою библиотеку земству.
В конце жизни Савватий Иванович тяжело болел, с трудом ходил, но продолжал лечить людей. Сохранилось письмо крестьян, из которого видно, как тепло относились к врачу земляки. «Рази мы не видим, как ты убиваешша об нас: при мне ты сам хворый смотрел хворова и ляпнулся на пол; хоша бы деньги брал, што дают». В конце письма доктора просили съездить на воды, а в конверт были вложены девять с половиной рублей, но Сычугов никуда не поехал. Он, привыкший всегда делать дело, не мог и думать об отдыхе.
Савватий Иванович умер в 1902-ом году. На могиле доктора лежал венок, со словами на траурной ленте: «Доброму крестьянскому врачу, другу народа».
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема