— Спасибо вам, Андрей Борисович, что уговорили меня поехать в путешествие. Сто лет не гуляла в Петергофском парке.
— А я здесь в последний раз был ранней весной 2011 года. Тогда ещё в центральном фонтане почему-то отсутствовала фигура Самсона.
— Насколько я помню, статуя четыре месяца была на реставрации. Её вернули на место в апреле две тысячи одиннадцатого.
— К стыду своему, ничего не знаю об этой скульптуре. Она ведь, должно быть, старинная?
— Ну, как сказать. Монумент, что мы видим перед собой, разменял восьмой десяток лет. Но впервые фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» появился в Петергофе ещё в 1735 году. Фигуру ветхозаветного героя тогда отлил из свинца скульптор Бартоломео Растрелли, отец знаменитого архитектора.
— Куда же девалась древняя статуя?
— Она очень быстро обветшала, и в 1801 году её заменила на новую, из бронзы.
— Сделали точную копию работы Растрелли?
— Нет, на этот раз автором проекта был скульптор Михаил Козловский. Его произведение простояло почти полтора века, а во время фашистской оккупации в 1943 году исчезло. Вероятнее всего, статую вывезли в Германию. Но через два года после войны её восстановили по чертежам Козловского практически в прежнем виде.
— У меня, кстати, есть вопросы по внешнему виду скульптуры. Библейская книга судей рассказывает, что Самсон родился около десятого века до нашей эры. Израильтяне тогда страдали от языческого племени филистимлян. Самсон посвятил себя Богу — его служение состояло в том, чтобы защищать свой народ и веру от воинственных соседей. В знак посвящения герой дал Создателю обет не касаться бритвой своих волос. И пока они оставались длинными, богатырь обладал исполинской силой. Эта мощь и позволила ему разорвать руками молодого льва. Когда же коварная язычница Далила остригла Самсона во время его сна, он стал слабым, как ребёнок.
— Вы хотите сказать, что встреча со львом, описанная Книге судей, произошла до того, как богатырь лишился волос?
— Вот именно! А в Петергофском фонтане мы вдруг видим богатыря стриженым. Признаться честно, в этом монументе больше угадывается мифический Геракл, чем библейский Самсон.
— Нет, это именно Самсон. И, кстати сказать, первая скульптура, работы Растрелли, изображала его длинноволосым. Трудно сказать, почему Михаил Козловский пренебрёг этой подробностью в своём проекте. Может быть, счёл, что для христианина в образе Самсона важнее самоотверженная преданность своему народу и Богу, чем чудесные свойства волос.
— А почему вообще главный фонтан Петергофа посвятили герою Книги судей, да ещё и не самому значительному эпизоду в его жизни?
— О, тут интересная история! И связана она, представьте себе, с Полтавской битвой. После победы в этом сражении архиепископ Феофан Прокопович назвал Петра Первого «Самсоном, победившим льва шведского». Образ подхватили. В том же 1709 году художники Иван Зубов и Михаил Карнавский создали гравюру с сюжетом из Книги Царств и надписью: «Самсону российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему». «Свейский» означает шведский. А к двадцатипятилетию победы над шведами в Петергофской императорской резиденции появился великолепный монумент-фонтан.
— Что ж, сравнение Петра с Самсоном вполне справедливое. В битве под Полтавой русский монарх под стать ветхозаветному герою самоотверженно защищал свой народ!
— И, по словам архиепископа Феофана Прокоповича, Божие благоволение содействовало императору.
— Вот, оказывается, сколько тайн хранит монумент «Самсон, раздирающий пасть льва»! Гуляя по Петергофу, непременно стоит постоять в возле этого фонтана и поразмышлять о библейской и нашей отечественной истории.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди