Нередко слышу где-нибудь в маршрутке по радио или из чьего-то окна так называемый «шансон», вроде: «Владимирский централ, ветер северный…».
И всякий раз передергивает от этой блатной лирики и блатной романтики…
Однажды я задумался – почему?
Вся эта лирика тюрем и лагерей – очень непростое социальное явление в России, пережившей ГУЛАГ. Исследователи этого жанра не раз отмечали, что тюремная песня стала столь популярной в народе потому, что, созданная в условиях несвободы, воспевала свободу, что своей своеобразной системой ценностей противостояла тоталитарной идеологии. Однако в последнее время она выродилась просто в разновидность шоу-бизнеса, и вполне успешные в житейском отношении современные любители Радио «Шансон», пускающие слезу над излияниями о «доле арестантской», доле, которую сами не испытали, выглядят более чем нелепо…
Однако есть в тональности всех этих песен про лихих уркаганов, мать-старушку и злых «мусоров», которые лишили мальчишечку воли, что-то само по себе нравственно отвратительное. Это – махровым цветом распустившееся саможаление. Жалеть самого себя, прибедняться, жаловаться на весь белый свет – кому из нас это не знакомо? Это состояние очень характерно для блатной лирики. А тем временем, в жизни мы часто видим: люди, ищущие для своего саможаления подпитки в этих песнях, пускающие над ними сентиментальную пьяную слезу, нередко бывают глухи к подлинной нужде и горю тех, кто рядом… Уркаган, воспевающий мать-старушку, сидя на нарах, бывает глух к ее слезам и мольбам в тот момент, когда разбивается по-настоящему материнское сердце, когда лихой кураж ведет его по кривой дороге преступной жизни.
Саможаление – противоположно покаянию. Саможалостливые песни – они слезливы, но от таких слез нет ни очищения душе, ни от Бога прощения. Саможаление есть визитная карточка эгоизма, самости, которую известный православный подвижник Феофан Затворник метко назвал «стружкой, закрученной вокруг собственной пустоты». И в эту пустоту, как сквозь камень, живая вода жалости Божьей к человеку просочиться не в силах…
Что делать, чтоб перестать жалеть себя? Готовых рецептов тут нет, люди и обстоятельства их жизни – все разные… Но одно можно сделать всегда: отвлекись от себя, от своих претензий к жизни, от тягот реальных ли, мнимых, отодвинь их в сторону – и посочувствуй и помоги своему ближнему, которому сейчас тяжело. Может быть, это и станет первой каплей лекарства в непростом процессе лечения тяжкой болезни эгоизма.
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец»
Икона Божией Матери «Умягчение злых сердец» своим названием обязана святителю Димитрию Ростовскому. В 1687 году он стал свидетелем явления образа Богородицы в поселке Рудня, сейчас это город в Смоленской области. Реликвию нашли местные жители на болоте, где добывали железную руду. Икона была написана в древней традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Неизвестный иконописец изобразил Богородицу и Младенца Христа в царских коронах. Дева Мария держит Сына левой рукой, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения.
Святитель Димитрий посвятил явленной в Рудне святыне такие поэтические строки: «Идеже творяшеся железо от блата, /Тамо Дева вселися, дражайшая злата, /Да людем жестокие нравы умягчает /И железные к Богу сердца обращает». В переводе это звучит так: «Там, где из болота добывают железо, поселилась Дева, которая дороже золота. Она умягчает жестокие нравы людей и обращает железные сердца к Богу».
Рудненская икона вскоре прославилась чудотворениями, и её перенесли в Киево-Печерскую лавру. Почитание реликвии широко распространилось, с неё сделали множество списков. На некоторых из них иконописцы помещали стихотворение Димитрия Ростовского. А затем главная мысль этого произведения стала надписанием на иконе: «Умягчение злых сердец». Список с таким названием вошёл в церковный календарь отдельно от Рудненского образа.
Икона из Рудни, вдохновившая святителя Димитрия, пребывала в Киево-Печерской лавре до 1920 года. Во время революционной смуты она бесследно исчезла. Но сохранилось множество её копий, в том числе и с надписанием «Умягчение злых сердец». Сегодня их можно увидеть во многих храмах России. Один из почитаемых списков хранится в Казанском храме города Рудня, где, по слову святого, в семнадцатом веке явилась Дева, обращающая ожесточённые сердца к Богу.
Стоит заметить, что в девятнадцатом столетии получил распространение ещё один вариант иконографии Божией Матери с названием «Умягчение злых сердец». Образы, ему соответствующие, представляют Царицу Небесную без Младенца, пронзённую семью мечами. Такие иконы именуют также Семистрельными. Мы обязательно расскажем вам о них, но уже в другой передаче.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Преобразования в современной системе образования». Максим Костенко
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», который объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был руководитель института стратегии развития образования Максим Костенко.
Разговор шел о том как можно сделать современную систему образования в нашей стране лучше.
«Донорство крови и костного мозга». Алена Фирсова, Наталья Быстрова, священник Дмитрий Гуров
У нас в гостях были ведущий специалист Национального медицинского исследовательского центра гематологии Алена Фирсова, звонарь московского храма Спаса Нерукотворного на Сетуни Наталья Быстрова и руководитель информационного отдела Тульской духовной семинарии священник Дмитрий Гуров.
Наши гости рассказали, какие виды донорства бывают, как можно стать донором, а также какие опасения и вопросы могут возникать у желающих сдать кровь — и как на них можно ответить.