
Я выросла в семье, где меня воспитывали порядочным человеком. Всегда знала, что ложь — это грех, поэтому врать не могла. Кажется, даже и не умела. Но лет в 14 у меня в жизни произошла история, за которую мне до сих пор стыдно. Я всё-таки обманула и совершила воровство.
В тот день собиралась к лучшей подруге на день рождения. К основному подарку решила добавить большое количество разных сладостей. Разложила в супермаркете 6 видов разных конфет по пакетам и пошла их взвешивать.
— Как же это дорого всё выйдет. Конфет так много... — думала я — и отказаться от них не могу — хочу Наде сделать приятное. А если попробовать один пакетик со сладостями приподнять на весах, чтобы стоимость получилась меньше? — пронеслась лукавая мысль в моей голове.
Я подошла к весам. Первый пакетик, второй, пятый — всё правильно взвесила, а вот на шестом... После некоторой паузы я всё-таки реализовала свой коварный план. В тот момент совесть меня не мучила. Я переживала лишь за то, чтобы не поймали на этой, пусть и небольшой, но краже.
Когда я подошла к кассе, спохватилась, что не учла один момент — продавщица каждый мой пакетик с конфетами начала снова взвешивать. Первый, второй, пятый... Моё сердце, казалось, выпрыгнет из грудной клетки. Было очень страшно. И уже стыдно.
Подошла очередь того самого шестого пакетика со сладостями, ворованными сладостями. Как вдруг кассир просто переложила его к остальным покупкам. Она не стала проверять вес. Она поверила мне. Она поверила, что, если предыдущие 5 пакетиков были взвешены честно, то, наверняка, и с шестым всё в порядке.
Я ничего не сказала, забрала продукты и вышла из магазина. Но как же мне было стыдно! Не сколько от того, что я обманула — украла эти несколько конфет, а от того, что я обманула тогда, когда мне доверяли.
До сих пор кажется, что, если бы меня поймали на обмане, было бы не до такой степени стыдно и дурно, как после того, как мне просто поверили. Ложь сама по себе ужасна, но ложь на доверии, на мой взгляд, самая страшная.
Если бы тогда продавщица меня отругала, я бы расстроилась и даже, возможно, разозлилась. Но не уверена, что после не повторила бы такую авантюру.
Господь меня поучил иначе — через голос совести. К каждой душе у Него отдельный собственный ключик. Кому-то требуется сильная встряска и порицание. Кому-то — вот такая ситуация, где тебя никто открыто не ругает, скорее — наоборот, но, при этом — невыносимо тяжело на душе от своего поступка.
Автор: Анна Жарая
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 61. Богослужебные чтения

61-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, имеет очень интересные и непохожие друг на друга переводы на разные языки своего первого стиха. Давайте сначала послушаем весь псалом — а потом поразмышляем над причинами разных переводов.
Псалом 61.
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё.
3 Только Он — твердыня моя, спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своём клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он — твердыня моя и спасение моё, убежище моё: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение моё и слава моя; крепость силы моей и упование моё в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие — только суета; сыны мужей — ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаёшь каждому по делам его.
В русском синодальном переводе первый стих звучит так: «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение моё». Открываем церковно-славянский текст: «Не Богу ли повинется душа моя? от того бо спасение мое». Как вам разночтение? В русском — «успокаивается», в славянском — «повинуется». Вроде бы как совсем не об одном и том же, не так ли?
Очень интересным видится перевод, сделанный архиепископом Амвросием (Зертис-Каменским) в середине XVIII века: «Точию пред Богом молчание [да будет] [тебе] душе моя! от Того бо спасение мое». А вот как поэтически переложил этот стих священник Гавриил Пакацкий: «Не Богу ли в повиновенье Предаться должен ты, мой дух! Не той ли даруя спасенье, Возвеселит мой взор и слух?»
Если попробовать подытожить всё вышеизложенное, то главный смысл этого стиха можно передать так: только перед Богом моё сердце может спокойно помолчать. И это молчание — «беременно надеждой»; оно не пассивно, оно рождается не от пустоты или обречённости, а, напротив, от глубокой веры и спокойного ожидания спасения. И вот именно в этой точке смыкаются наконец-то «успокоение» и «повиновение»: человек вручает всего себя целиком водительству Божественной воли, и через это «отпускание» себя успокаивается: так преодолевается кажущаяся двойственность между Божественной силой и Божественной милостью — упоминанием которых и завершается 61-й псалом.
В завершение мне хотелось бы привести мысли блаженного Августина из его «Комментариев на Псалмы» именно об этой кажущейся двойственности: «Два основания — сила и милость. Поймите Божью силу, и поймите Божью милость. Этими двумя охватывается почти всё Писание. Его силу — бойтесь; Его милость — любите. Не надейтесь на милость так, чтобы презреть силу; и не бойтесь силы так, чтобы отчаяться в милости».
Псалом 61. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 61. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 61. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора Идифумова. Псалом Давида.
2 Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое.
3 Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более.
4 Доколе вы будете налегать на человека? Вы будете низринуты, все вы, как наклонившаяся стена, как ограда пошатнувшаяся.
5 Они задумали свергнуть его с высоты, прибегли ко лжи; устами благословляют, а в сердце своем клянут.
6 Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя.
7 Только Он - твердыня моя и спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь.
8 В Боге спасение мое и слава моя; крепость силы моей и упование мое в Боге.
9 Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище.
10 Сыны человеческие - только суета; сыны мужей - ложь; если положить их на весы, все они вместе легче пустоты.
11 Не надейтесь на грабительство и не тщеславьтесь хищением; когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца.
12 Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога,
13 и у Тебя, Господи, милость, ибо Ты воздаешь каждому по делам его.
8 июля. О сострадании и сочувствии друг другу

В 12-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими».
О сострадании и сочувствии друг другу — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел призывает нас быть внимательными к другим людям, поскольку мы эгоисты, мы очень сильно зациклены на себе, и часто мы транслируем именно то, что с нами происходит, в окружающий мир, и хотим, чтобы люди с нами плакали и с нами смеялись.
Но христианство учит открывать глаза и видеть, что происходит с людьми, находящимися рядом с нами, и в том числе замечать их состояние. Если они скорбят, было бы правильно и благочестиво войти в их страдания, открыть своё сердце для сострадания.
И наоборот, если мы увидим чью-то радость, у кого-то что-то получилось, то не стоит завидовать и думать: «Почему это, Господи, им такие благодеяния? Ты их что, любишь, а меня — нет?»
Нужно быть сострадательными и плакать с теми, у кого случилось горе, и учиться радоваться с теми, у кого что-то получилось.
Все выпуски программы Актуальная тема