Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Вопросы, с которыми знатоки иудейского закона подходили ко Христу, были далеко не праздными для религиозных интеллектуалов той эпохи. Суть их сводилась к следующему: какие конкретные действия необходимо выполнять, чтобы стать участником Царства Божия. Иудеи ожидали, что Спаситель предложит им четкий алгоритм формальных мероприятий: например, читай столько-то раз такую-то молитву, или же в такие-то дни соблюдай строгий пост, или избегай общения с такими-то людьми и т.п. Однако всякий раз в ответ они слышат нечто, что невозможно измерить или же воспроизвести механически: возлюби Бога и ближнего. Такое решение их не удовлетворяло. Оно казалось им зыбким и неопределенным, слишком расплывчатым. Именно поэтому законник и спрашивает Христа, а кого именно считать ближним. Он пытается добиться от Господа хоть какой-то конкретики. В ответ и звучит только что услышанная притча.

Путь из Иерусалима в Иерихон был очень опасен. Мало того, что он пролегал по извилистым ущельям, ко всему прочему он изобиловал разбойниками. По этой причине в народе его называли «Красной, Кровавой дорогой». Именно на этой дороге и произошли события причти.

Обращает на себя внимание то, что мимо израненного человека проходят не простые путники, а служители храма, священник и левит. Несмотря на это, они не оказывают ему никакой помощи. И дело здесь отнюдь не в их жестокости и равнодушии. Писание не зря говорит, что разбойники оставили свою жертву «едва живым». Вероятно, он выглядел как мертвый. Без всякого сомнения, как священник, так и левит, увидев истерзанное тело, сразу же вспомнили заповедь закона: всякий, кто притронется к мертвому, будет нечистым семь дней. Такой человек не имеет права участвовать в богослужении и даже заходить в храм. Парадоксально, но именно формальное благочестие не позволяет этим людям помочь бедолаге. Хотя наверняка, они по-человечески испытывали сочувствие к своему единоплеменнику.

Совсем иначе ведет себя третий путник. Самарянин — не обязательно указание на национальность. Этим словом называли всякого человека, кто не придерживался строго закона предков, был в глазах ортодоксальных иудеев его нарушителем. Поэтому, кстати, и Христа называли самарянином. Таких людей презирали, считали их, как бы мы сейчас сказали, еретиками. Однако именно он оказался способным на поступок.

Притча замечательно иллюстрирует, к чему может привести формальный подход к религиозной жизни. Она замыкается на себе, превращается в исполнение правил ради исполнения правил. Становится чем-то похожим на ролевую игру, в которую играют люди, совершенно оторванные от реальности. В такую игру можно играть до бесконечности, придумывая все новые и новые условности. Это и делал законник своими вопросами. Христос же Своим ответом призывает его разорвать этот порочный круг и увидеть суть.

Этот призыв адресован и нам. Спаситель ясно дает нам понять, что путь в Его Царство не отмечен на каждом шагу специальными указателями. Более того, попытка найти такие осязаемые и понятные формальные маркеры, которые вроде бы дают на время уверенность, что ты все делаешь верно, очень часто сбивает человека с этого пути. Отвлекает его внимание на вещи второстепенные. Господь же задает нам лишь общее направление. А дорожку здесь каждый прокладывает сам, в первую очередь непрестанным побуждением себя относиться ко всем, кто нас окружает неформально. Покрывая их милостью, даруя им прощением и свою любовь.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!