Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12. Комментирует -
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12

01 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

02 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

03 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

04 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

05 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

06 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

07 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

08 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

09 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 12, стихи 1-12 (о. Стефан Домусчи)
73717.p

Притча о злых виноградарях

Мк., 53 зач., XII, 1-12 (о. Стефан Домусчи)

1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.
7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.
8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;
11 это от Господа, и есть дивно в очах наших.
12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

В сегодняшнем чтении мы слышали притчу о винограднике. Человеку сегодняшней культуры эта притча может быть совершенно непонятна, как и слова Христа, которые Он говорит после нее. Язык притчи, даже для слушающих был языком образов, которые надо было правильно интерпретировать… Требовалось усилие, чтобы понять о чем именно притча говорит.  

Самое интересное, что для ее понимания были необходимы не только знания, культуры, истории, или текста Священного Писания… В первую очередь притча понималась через нравственные усилия, важно было увидеть в ней свое место.  

Притча о злых виноградарях, которая сегодня может показаться простым рассказом о наглых работниках, и о том, как они пытались захватить чужую собственность, в Ветхозаветном контексте опиралась на целую традицию образов. Особенно ярко об этом говорит пророк Исайя. Виноградник есть народ Божий, который Он избрал себе во служение, который взращивал, поливал… Главы и священники Израиля есть работники, которые призваны ухаживать за виноградником, отвечать за него… Христос пересказывает им историю их отношений с Богом. Это история их неверности, их попытки подменить закон Божий постановлениями старцев, традициями и обычаями… Ради своих целей они побивали камнями пророков и вот к ним пришел Сын, которого они решили убить.  

Что мы можем сказать об участниках этой притчи?  

Например, о хозяине виноградника?! Что Он человек заботливый и старательный. Он не оставляет виноградник недоделанным, не лишает его ограды и всего необходимого. Кроме того, Он доверчив и очень терпелив. Он не только оставляет виноградник полностью готовым к работе, но и доверяет виноградарям, и терпит их несовершенство. Ведь любой начальник, и в древности, и в наши дни, наказал бы таких работников по всей строгости. И сделал бы это сразу, после первого же избиения посланных слуг… Однако Тот, о ком мы говорим, не таков. Посылая сына, Он надеется на то, что работники постыдятся… Внутренне они уже потеряли всякую меру, уже не ориентируются на свои обязательства… Живут так, как будто никакого хозяина у виноградника нет вовсе… Но стыд, это чувство связанное с возможным позором. Говоря о стыде, хозяин уже не рассчитывает на соблюдение договоренностей, но по крайней мере надеется, что они побоятся наказания и бесчестия… Но они не боятся ничего.  

Причина этого очень проста. Даже если в начале, нанимаясь на работу, они были искренни… Со временем они забыли все это, потеряли совесть и стыд, стали работать на себя, поверили в собственный самообман.  

Слушая эту притчу, задаешься одним вопросом, в котором звучит и молитва, и надежда… Господи, как мне самому не стать злым виноградарем? Как не узурпировать истину, как сохранить сердце открытым к Твоей вести, к Твоим пророкам, к Твоему Сыну? Как мне не побить их камнями? Как мне не распять Его, надеясь получить мир в свои руки? Забыв о стыде и собственном призвании. Так легко слушать притчу, в которой рассказывают о ком-то злом. Так спокойно на душе, когда неправы оказываются какие-то далекие люди, жившие сотни лет назад…  

Но в том то и проблема, что Новый Завет для каждого из нас и он не преображает людей механически. Мы должны прилагать усилия, и в первую очередь стремиться честному взгляду на себя, к тому, чтобы вслушиваясь и всматриваясь в Священное Писание, не зачерстветь сердцем.  

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!