Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 49-56 (прот. Павел Великанов)
452px-John_at_patmos_n.novgorod

Иоанн Богослов на Патмосе
(икона, XVII век, Нижний Новгород).

Лк., 48 зач., IX, 49-56 (прот. Павел Великанов)

49 При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.
50 Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.
51 Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;
52 и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;
53 но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.
54 Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?
55 Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;
56 ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Мы слышали в сегодняшнем чтении несколько моментов, которые помогают нам понять отношения между Иисусом Христом и Его учениками. Первый эпизод — ученики рассказывают Спасителю, как они запретили некоему экзорцисту изгонять бесов именем Иисуса, потому что он не ходил вместе с апостолами. Второй эпизод связан с решением Иисуса отправиться в Иерусалим — при этом Он решает пойти более короткой дорогой, через недоброжелательную Самарию, где Его отказываются принять — что, впрочем, было совершенно естественно при давней вражде иудеев и самарян. В обоих эпизодах ученики действуют, исходя из своей системы координат: они — полноправные посланники Самого Мессии, в их руках сосредоточена огромная власть — как они имели возможность убедиться во время изгнаний бесов, исцелений и других чудотворений. И как только появляется хотя бы минимальная опасность в отношении их любимого Учителя — они уже готовы если не растерзать другого, так хотя бы огонь с неба свести и попалить нечестивцев.

Но как реагирует Сам Иисус? Есть только одно слово, которым можно описать Его реакцию: это великодушие. Христа не задевает то, что кто-то совершает чудеса Его именем — но при этом не является Его учеником. Он не обижается на самарян за то, что они отказывают в ночлеге, тем самым обрекая Иисуса и апостолов коротать ночь где-то на улице. Ключевая фраза, адресованная ученикам — «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришёл не губить души человеческие, а спасать!»

Неизбежно возникает вопрос: как же так, ученики были совершенно иного духа, нежели Сам Иисус — но при этом они продолжали находиться рядом с ним, проповедовать, творить многие чудеса! Зачем Иисус терпит рядом с собой людей, которым только дай повод — и они тотчас готовы агрессивно реагировать?

Всё дело в том, что в апостолах, как и в любом обычном человеке, всегда находилось место для страха. Ведь именно страх — причина агрессии: «лучшая защита — нападение» — именно потому, что очень страшно — вот и надо замаскировать глубоко сидящий в душе ужас агрессивным поведением. Очень часто это можно наблюдать у подростков, которые любыми способами пытаются убедить окружающих в том, что им всё — нипочём, что они готовы преступать любые общественные устои, нравственные законы, даже простое здравое отношение к жизни. Потому что им невыносимо признаться — прежде всего перед собой — что им очень и очень страшно в этом мире, что в глубине души — они всё те же слабые и уязвимые дети, они боятся оказаться ненужными, незамеченными, нелюбимыми. Всё агрессивное поведение — это громкий крик о том, что человеку — очень плохо, но в этом он никогда не признается. И самое ошибочное, что можно предпринять в такой ситуации — это «симметрично реагировать»: накричал подросток на вас — а вы ему ещё более хлёстко ответили. Но это будет только ещё больше раззадоривать раздражение между людьми — и результат порой бывает очень печальным, если не трагичным. Но мудрый родитель, у которого в семье «сложный подросток», никогда так реагировать не будет: он «проглотит» эту агрессию, и позаботиться о том, чтобы дать почувствовать бутнующему ребёнку, что его всё равно очень и очень любят — даже несмотря на то, что он такой колючий и ершистый.

И сегодня Христос Спаситель предстаёт перед нами именно как Любящий Отец, Который хоть и указывает Своим детям на то, что они неправы — но не осуждает их, и продолжает также сильно любить, как и раньше. И не только самых близких учеников — но и вообще любого человека, даже если он — откровенный враг. Этот решительный отказ мстить — ни при каких условиях не пытаться вернуть обидчику причинённое им зло — стал одним из сильнейших аргументов в пользу христианства. Такого великодушия, которое стало неотъемлемой стороной церковной жизни, ни языческий, ни иудейский мир ещё не видал!

У каждого из нас есть те или иные страхи, которые нередко могут рождать агрессию. И сегодня Христос призывает нас не идти у них на поводу — а учиться верой Богу и любовью к окружающим выбираться из привычной колеи и уподобляться Богу в Его безграничном великодушии!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!