* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Матфея. Глава 24, стихи 1-13 (еп. Феоктист (Игумнов)

15Мф., 97 зач., XXIV, 1-13 (еп. Феоктист (Игумнов)

1 И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?
4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: "я Христос", и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это - начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

В 24-й главе Евангелия от Матфея переплетено несколько пророческих линий, в ней говорится о днях осады Иерусалима, о его полном разрушении и о времени, которое будет предварять собой Второе Христово Пришествие. Эти линии переплетены между собой и не всегда понятно в каком именно месте Спаситель говорит о том или ином грядущем событии. Но есть в этой главе и нечто общее, то, что актуально для всех поколений, на что необходимо обратить особое внимание: это связь между умножением беззакония и охлаждением любви. Эта Христова мысль теряется среди описаний грядущих событий, она, в отличие от попытки высчитывать времена и сроки, не привлекает к себе особого пристального внимание и не становится объектом пристального исследования. Она ускользает, и в повседневной жизни мы ей, увы, не руководствуемся. Если, по слову Христа, любовь уничтожается беззакониями, то, чем больше грехов, тем меньше любви. Очевидная и понятная обратная пропорция между грехом и любовью. Соответственно, нет никакого смысла говорить о любви там, где есть грех. И грех не может быть путём достижения любви. Неважно какой грех и неважно о какого рода любви здесь идёт речь. К сожалению, попытки достигнуть любви и единомыслия в браке лежат зачастую именно через грех, пусть для многих и неосознаваемый. Хотя, конечно, Христос Спаситель имеет в виду иной, самый важный для человека вид любви — любовь к Богу, которая зиждется на вере. Тот, кто ищет любви, должен перво-наперво озаботиться борьбой с собственным грехом, с уменьшением того, что святитель Феофан Затворник назвал «областью грехолюбия». А это сделать можно лишь путём уничтожения собственного эгоизма. Ведь именно с эгоизма, с осознания себя особенным и чрезвычайно достойным началось падение праотца Адама, ему не пришло в голову задать самому себе вопрос: «С чего я вообще взял, что я достоин различать добро и зло? Почему я считаю для себя это возможным?» С эгоизмом же невозможно совладать иначе как отсечением своей воли. Да, это «заезженная» фраза, это неприятное действие, это крайне непопулярное направление внутренней работы и внешней деятельности. Но иного пути нет, ведь как писал всё тот же святитель Феофан, «какие хочешь употреблять средства против эгоизма, ничего не сделаешь с ним, если будешь давать свободу воле. Отсюда следует, где ищут волюшки во всем, там ищут расширения эгоизма и иссякновения любви, ищут большего зла».