* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16

06 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

07 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

08 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

09 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам

15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;

16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 26, стихи 6-16 (прот. Павел Великанов)
Христос у фарисея (1)

Помазание Иисуса миром

Мф., XXVI, 6-16 (прот. Павел Великанов)

6 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,
7 приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.
8 Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?
9 Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.
10 Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:
11 ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;
12 возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;
13 истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.
14 Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам
15 и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников;
16 и с того времени он искал удобного случая предать Его.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодня перед нами — трагедия предательства Иудой своего Учителя. Конечно, это тоже одна из глубоких евангельских тайн — мы можем лишь выстраивать те или иные предположения, основываясь на крайне скупых свидетельствах евангелистов — но не можем утверждать достоверно, что же явилось главным мотивом такого подлого поступка одного из апостолов. Что говорят евангелисты об Иуде? То, что он был казначеем апостольской общины — то есть человеком ответственным и скрупулёзным. Евангелист Иоанн единственный, кто прямо называет Иуду «вором». Вот, собственно говоря, и всё, что мы знаем за пределами истории самого предательства.

Церковная традиция наделяет личность Иуды двумя ключевыми характеристиками — «вор» и «льстец». Отсюда несложно сделать предположение, что болезненная жажда денег и зависимость от сильных мира сего были определяющими характер Иуды. Другими словами, власть и деньги — вот что было для него самым главным. Евангелисты умалчивают о том, как проявил себя Иуда на протяжение апостольского служения. Мы видим, как другие апостолы то и дело появляются в повествовании — когда в положительном, когда в негативном ключе — но Иуды там нигде нет. Вполне возможно, он был достаточно рассудительным и предусмотрительным — из той категории людей, которые не намерены раскрывать своё нутро без особой на то необходимости.

И вот наступает острейший кризис: Иуда видит, как его Учитель принимает с благосклонностью страшное расточительство. Эти драгоценные капли мира буквально прожигают сребролюбивую душу Иуды и в нём рождается окончательное решение: всё, надо с этим безумием заканчивать. Мечты о воцарении Иисуса рушатся, налицо острейшее противостояние Иисусу со стороны иудейских старейшин. Иуда решается перейти на сторону врагов Иисуса и помочь им решить непростую задачу: осуществить арест так, чтобы это не привело к возмущению народа.

Мы не можем понять до конца мотивы этого предательства. Несомненно только одно: Иуда совершенно запутался в своих корыстных планах. В отличие от других апостолов, он не был прост: одно у него было в уме, другое — на сердце, а вовне он выражал вообще нечто третье. В итоге, когда он увидел, к чему привел запущенный им процесс, он в ужасе бросил сребреники и повесился. Сети, которые он сделал для того, чтобы уловить свою «птицу счастья», оказались силками для него самого. Вполне можно предположить, что Иуда был умнее других апостолов — но, как и следует человеку умному, особо это не показывал. Мелочное сердце и распухший ум — страшное сочетание. Умаление сердечного чувства, заглушение голоса совести доводами рассудка неизбежно приводит к тому, что человек запутывается в своих рациональных построениях — при всей внешней видимости понятности и предсказуемости результатов. Вот почему и основная молитва Церкви — не об уме, а о сердце: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!»

Каждому из нас хорошо бы научиться хотя бы время от времени проверять, чем же наполнено наше сердце — и не только ставить тот или иной диагноз, но и сверять его с Божественными заповедями. Да, поначалу это может оказаться неожиданно и даже болезненно — но только научившись быть честными перед собой и перед Богом мы можем избегнуть ловушек лукавого разума — в которых и пропал несчастный Иуда.