* Поделиться
Евангелие от Иоанна, Глава 8, стихи 21-30

21 Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрете во грехе вашем. Куда Я иду, туда вы не можете прийти.

22 Тут Иудеи говорили: неужели Он убьет Сам Себя, что говорит: "куда Я иду, вы не можете прийти"?

23 Он сказал им: вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от сего мира.

24 Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших.

25 Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам.

26 Много имею говорить и судить о вас; но Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру.

27 Не поняли, что Он говорил им об Отце.

28 Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю.

29 Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно.

30 Когда Он говорил это, многие уверовали в Него.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Иоанн рассказывает нам о глубинном непонимании между Иисусом Христом и духовными лидерами еврейского народа. Тональность речи фарисеев — унизительно-оскорбительная; они и не собираются вслушиваться в слова Иисуса, они только лишь выискивают, за что ещё можно было бы зацепиться, чтобы выставить Его самозванцем, обсмеять и показать всю Его несостоятельность как Мессии. Именно в этом ключе следует понимать реплику о том, что будто бы Иисус намеревался убить Сам Себя: Он говорил совсем о другом, но иудеи с лёгкостью перевернули Его слова против Него же. В сегодняшнем чтении не может не потрясти то глубинное спокойствие, с которым Иисус отвечает на лукавые выпады иудеев. Вот они буквально вынуждают Его прямо сказать, что Он — и есть долгожданный Мессия. Понятно, зачем: тогда можно было бы с лёгкостью запустить давно отлаженный алгоритм проверки и осуждения лжемессий. Но в ответ они слышат всего лишь слова, отсылающие к уже сказанному ранее. В русском переводе это звучит как «от начала Сущий, как и говорю вам», в славянском — «начаток, якоже рех вам». Но исследователи сходятся во мнении, что самый корректный перевод иной: «истинно Я то, что и говорю вам». Другими словами, всё уже было сказано, и добавлять нечто новое нет никакого смысла. Пустая трата времени и сил. Заметим, что это говорится в ситуации, когда среди окружающих Иисуса людей немало настолько возмущённых, что уже готовы и на смертоубийство!

Продолжая Свою речь, Спаситель снова говорит иудеям об Отце. Он переступает через злобное нежелание вслушиваться и вникать в смысл сказанного, Он продолжает влагать в ума окружающих смыслы, которые потом смогут сложиться в целостную картину. В этом проявляется одна из удивительных черт Божественной любви — неотступность. Да, Его не хотят слышать и понимать — а Он всё равно продолжает говорить. Да, Его не воспринимают как Мессию, над Ним насмехаются и Его унижают, подлавливают на каждом слове — а Он без всякой обиды и затаённой ярости несёт людям слово о Своём Отце и том деле, которое Иисус должен будет совершить. Спаситель совершенно независим от того, как реагируют на Его слова окружающие. Он не ждёт восхвалений и почестей — и не боится оскорблений и злобного неприятия. Он в равной мере чужд и человекоугодия, и мстительности.

Каким образом Иисусу удаётся сохранять такое внутреннее спокойствие и независимость — мы находим ответ в предпоследнем стихе. «Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно!» В отличие от нас, зачастую рассчитывающих найти опору в окружающих, и нередко обманывающихся в своих надеждах, Иисус крепко утверждён только в одном: в Своём Небесном Отце. Он верен Его заповеди, и исполняет, как любящий Сын, Его волю. Именно отсюда — такая непоколебимость и стойкость. Он не преследует каких-либо Своих личных целей: Он всего лишь исполнитель воли Отца, и все возникающие вопросы переадресовывает Ему — Тому, кого осуждающие Иисуса Иудеи называют вроде бы как их Богом.

Пример сегодняшнего диалога между Иисусом и иудеями — хорошая нам всем наука, как можно оставаться верным себе, несмотря на всё внешнее давление агрессивно настроенной толпы. Но это возможно при одном условии: если главная опора в нашей душе — это любящий нас Небесный Отец!