Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Матфея, Глава 12, стихи 9-13

09 И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их.

10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?

11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?

12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро.

13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Христос вызывает раздражение у духовных лидеров еврейского народа всё больше и больше. Они выискивают поводы, чтобы подловить Его в нарушении норм религиозной жизни. И сегодня перед нами — именно такой случай, когда Иисуса провоцируют на поступок, который в любом случае можно было бы осудить. Если не исцелит — то можно упрекнуть в немилосердии к несчастному, если исцелит — тогда почему Он позволяет Себе нарушать субботний покой? И Христос выбирает исцеление — но сначала обосновывает Своё решение.

Для объяснения Спаситель приводит пример, который любому еврею был вполне понятен. Что такое — иметь одну овцу? Это значит, быть очень бедным всё больше, фактически нищим. Для бедняка эта единственная овца — главное состояние. И если она попала в яму, из которой уже не может выбраться — она с лёгкостью может стать добычей хищных зверей. Выбирая между опасностью лишиться единственной овцы — и между нарушением субботнего покоя, любой здравомыслящий человек выберет спасение овцы. И далее Спаситель использует традиционный риторический приём — от меньшего к большему: насколько же человек лучше и дороже любой овцы! И если ему можно оказать существенную помощь в субботу — это следует сделать.

Нам может показаться, что сегодня перед нами такая дилемма уже невозможна. Субботу как день покоя мы практически не соблюдаем в той строгости, как это было у иудеев. Да, в воскресный день мы не работаем, ходим в храм, отдыхаем — и, конечно же, не станем мучиться вопросом, не нарушаем ли мы заповедь, если представится случай для совершения доброго дела. Но если посмотреть на понятие субботы несколько шире, то всё становится не столь просто и очевидно.

Суббота для еврея — это один из важнейших «идентификаторов» религиозности как таковой. А для нас, православных христиан, что является подобным «маркером» нашей «православности»? Участие в богослужении? Исполнение заповедей? Нательный крестик? Исповедь и причастие? Или что-то другое?

А для Самого Христа что было бы самым важным «показателем» верности Ему? И здесь нам не надо переворачивать множество страниц богословских трактатов, поскольку ответ дан Самим Христом в Евангелии. «По тому узнают все, что вы мои ученики — если будете иметь любовь между собой». Вот он, единственно значимый критерий — которым если бы пользовались иудеи, вопрос с исцелением в субботу у них и не мог бы возникнуть.

Если посмотреть именно через эту заповедь на самое существо Христовой Церкви, становится понятным: Церковь — это не стены, не богослужения, не иерархия и даже не верность канонам и догматам. Церковь — это прежде всего правильные отношения между людьми. Это — фундамент, основа — только на котором и можно строить всё остальное. В противном случае даже самое богато украшенное здание, с отточенными богословскими формулировками и работающей как часы системой управления может оказаться построенной на песке.

Помоги же нам, Господи, почаще вспоминать о том, что Ты в первую очередь ждёшь от нас милости по отношению друг ко другу!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!