Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 42-46

42 Но горе вам, фарисеям, что даете десятину с мяты, руты и всяких овощей, и нерадите о суде и любви Божией: сие надлежало делать, и того не оставлять.

43 Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях.

44 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что вы - как гробы скрытые, над которыми люди ходят и не знают того.

45 На это некто из законников сказал Ему: Учитель! говоря это, Ты и нас обижаешь.

46 Но Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Обличительная речь Христа Спасителя, адресованная фарисеям и законникам, с первого взгляда кажется очень жёсткой. Ведь обращение «горе вам» — это нечто прямо противоположное словам «блаженны» — то есть благословению. «Горе вам» — это проклятие, печать, свидетельствующая о том, что проклятый уже окончательно отлучён от живительного потока Божественной милости. Проклятие — свидетельство полной безнадёжности ситуации: увы, но пациент обречён.

Что же могло побудить кроткого Иисуса произносить столь страшные слова проклятий? Вспомним ситуацию, в которой были произнесены эти слова: Иисус приглашён в дом некоего фарисея, но перед трапезой не стал умывать рук по обычаю — чем вызвал недоумение у хозяина дома. В ответ Христос сказал о неразумности столько внимания уделять внешним омовениям, когда основная грязь — в смысле порочности и греха — находится не на кончиках пальцев, а в глубине сердца — куда никакие омовения не проникнут. И затем мы слышим сегодняшние слова обличения.

Нам будет сложно понять эту ситуацию, если мы упустим из внимания один важный факт: всё это происходит потому, что фарисеи и книжники пока ещё только присматриваются к новому проповеднику, пытаются «раскусить» Его и найти способы привлечь Его каждый на свою сторону. Они очень аккуратны, внимательны, расчётливы и лукавы — и никуда не торопятся. Им крайне важно понять, как относиться к Иисусу, и что дальше с Ним делать. А самое главное — можно ли Его использовать для своих целей: то, что Иисус — личность выдающаяся, в этом сомнений уже ни у кого не было, оставался открытым лишь один вопрос — на чьей Он стороне? С кем Он дальше будет?

И сегодня Спаситель проводит чёткую линию разграничения между Собой, фарисеями и законниками: Он — не только не на их стороне, но Он ещё и решительно не согласен с той политикой, которую они проводят под видом религиозного благочестия. Ему категорически не нравятся те религиозные «подделки», которым фарисеи уделяют первостепенное внимание. Они заботятся о внешнем благочестии, вместо того, чтобы творить дела любви к окружающим, а также открыть свои сердца навстречу Богу.

Образ, который Иисус использует для обличения, очень хлёсткий: ведь гробницы воспринимались иудеями как своего рода «абсолютная скверна», овеществлённая смерть, место, предельно удалённое от Бога как источника жизни. Страх оскверниться от мертвеца был настолько сильным, что иудеи боялись, чтобы даже их тень не коснулась источника скверны — не то, чтобы даже случайно задеть одеждой или телом.

Сравнивая фарисеев с «покрашенными гробницами», Спаситель ударяет в самую сердцевину фарисейского благочестия. Он словно говорит: вы всю жизнь посвящаете тому, чтобы сохранять себя от прикосновения к чему бы то ни было скверному — в то время, как внутри у вас, в ваших сердцах — разложившиеся зловонные трупы, и они вас нимало не смущают! И поэтому вы — не понимая этого — сами себя уже отлучили от Бога, вот почему — горе вам!

Любой религиозный человек однажды оказывается перед непростым выбором. С одной стороны, есть привычная, хорошо настроенная благочестивая канва жизни — в которой только почему-то всё меньше радости и вдохновения. С другой стороны, попытка что-то изменить, найти свежую живительную струю опытного Богообщения входит в конфликт с привычным руслом. Благочестие — привычно и устойчиво; новый личный опыт — опасен и привлекателен. Чтобы честно признаться себе в том, что те или иные инструменты почему-то перестали работать — надо иметь достаточно мужества. Но если не сделать этот шаг, не прорваться сквозь тесный кокон — можно настолько сродниться с формами, что даже когда появится уже явный запах прелости и гнили — он будет восприниматься как «аромат благочестия».

Помоги же нам, Господи, суметь вовремя распознать, когда внутри нас благочестивые привычки начинают закисать и понемногу отравлять нашего внутреннего человека!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!