Евангелие от Марка, Глава 6, стихи 14-30
14 Царь Ирод, услышав об Иисусе (ибо имя Его стало гласно), говорил: это Иоанн Креститель воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.
15 Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков.
16 Ирод же, услышав, сказал: это Иоанн, которого я обезглавил; он воскрес из мертвых.
17 Ибо сей Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней.
18 Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
19 Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла.
20 Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его.
21 Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским,-
22 дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе;
23 и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
24 Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя.
25 И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
26 Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей.
27 И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
28 Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей.
29 Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе.
30 И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
В Евангелии есть строки, где Сам Господь Иисус Христос называет Иоанна самим большим из всех рождённых женщинами. Выделяет его среди других пророков. И это весьма примечательно. Ведь мы не знаем ни одного чуда, которое бы он совершил. Более того, мы не знаем ни одного пророчества, в привычном смысле этого слова, которое бы он произнёс. Всё, что нам о нём известно — лаконичный, даже скупой рассказ о его призывах приготовить своё сердце к пришествию Мессии, о том, как он крестил Иисуса, наконец, трагическое повествование о его мученической смерти. Почему же он самый великий?
Вспомним, как Евангелие называет Иоанна — «голос, вопиющего в пустыне». В этой фразе и содержится ответ. Пророк до такой степени посвятил себя своей миссии, которая заключалось в том, чтобы приготовить израильский народ к пришествию Мессии, что не имел ничего своего. Вся его жизнь была единственно служением великому делу. Как бы мы сказали — никакого личного пространства. Он весь словно превратился в один призыв к людям. Стал голосом Бога, который обращается к ним среди знойной иудейской пустыни. По мысли христианских богословов, именно в таком состоянии пребывают ангелы. Смысл их бытия — служение Творцу. Именно по этой причине Иоанн пророк нередко изображается на иконах с ангельскими крыльями — символом готовности в каждое мгновение исполнять волю Создателя.
Не только это. «Голосом, вопиющим в пустыне» Иоанна называют и за то, что вся его жизнь стала одним единым молитвенным порывом, который обращён с Богу. Он не смог бы выполнить возложенное на него поручение, если бы не находился в состоянии непрестанного общения с Творцом. Тем он и отличался от многих, что в его сердце была не полифония различных чувств, мыслей и желаний, которые так часто раздирают душу простого человека. Там один единственный глас, направленный к Небу. Все силы своей души он сумел сосредоточить в одной точке. Благодаря чему и смог исполнить ту высокую миссию, которую на него возложил Господь.
Печально, но если приглядеться к себе, то зачастую обнаруживаешь, что никакого внутреннего единства в тебе нет и подавно. Вся жизнь души протекает на фоне непрестанного гула, пронзительной какофонии целого хора различных голосов. Это те впечатления и помыслы, которые живут в нас, причём зачастую живут совершенно самостоятельно, как отдельные независимые голоса. В результате, как говорил апостол Павел: «Доброго, чего хочу не делаю, а злое, чего не хочу, делаю». Порой разлад такой серьёзный, что доставляет человеку подлинные нравственные страдания. Задача человека в том и заключается, чтобы всё это многоголосие организовать и собрать в единый стройных хор, который как голос пророка Божия Иоанна был бы направлен на возвещение в этой жизни воли Божией и на молитвенное собеседование со своим Творцом.