* Поделиться
Евангелие от Марка, Глава 8, стихи 22-26

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.

23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?

24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.

25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.

26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Читает и комментирует Евангелие от Марка, глава 8, стихи 22-26 (о. Стефан Домусчи)
310px-Spas_vsederzhitel_sinay

Энкаустическая икона Иисуса Христа из монастыря св. Екатерины, Синай. VI в.

Мк., VIII, 22-26 (о. Стефан Домусчи)

22 Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?
24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно.
26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении.

Комментирует священник Стефан Домусчи.

Сегодняшнее чтение рассказывает о том как Христос приходит Вифсаиду и исцеляет слепого. При чем важная деталь звучит уже с первых слов, его не только приводят, что само по себе естественно, т.к. Он слеп, и естественно, что его водят... Но его не только приводят, за него и просят, хотя из Евангелие мы понимаем что он вполне может говорить.

Несмотря на то, что мы практически ничего не знаем о вере слепого мы видим что Христос исцеляет его по вере других. Выходит, что с одной стороны он отчасти верил, так как пришел, но сам просить не стал... Может быть боялся или не доверял.

В любом случае эту встречу очень важно рассмотреть эту историю в контексте. Дело в том, что несколько стихов до этого от Христа требовали чуда фарисеи. В этом они видели доказательство его мессианства... Но Христос не дал им чуда, и отказался совершает чудо напоказ. Когда же потом с апостолами он обсуждал эту ситуацию оказалось что они тоже не очень поняли в чём не правы фарисеи, что именно было не так.

Однако сегодняшнее чтение примечательно ещё одним обстоятельством Дело в том что Христос исцеляет этого слепого в два приема. Обычно все чудеса происходили сразу, но здесь Он действует иначе. Христос берёт его за руку, выводит вон из селения плюет ему на глаза и возлагает на него руки. А после спрашивает видит ли он что-нибудь?

Конечно же, Христос мог исцелить этого человека и по-другому. Он мог исцелить его прикосновением руки, словом и даже мыслью, но он использует те средства, которые понятны слепому. Слюну считали целебной и использование знакомого вещества могло поддержать слабую веру слепого... Отвечая на вопрос Христа, он говорит «вижу проходящих людей, как деревья». Если он знает, что такое деревья и как они выглядят, значит он потерял зрение и не был слепорожденным. Услышав такой ответ, Христос возлагает руки ему на глаза, открывает и спрашивает его вновь, видит ли он? На этот раз слепой видит все. Отсылая его домой, Христос запрещает ему заходить в селение и рассказывать кому бы то ни было об этом случае.

Задумываясь над тем, почему Христос не исцелил его сразу, для чего была нужна эта постепенность, можно говорить, во-первых, о внутренних причинах, о духовном мире самого слепого и, во-вторых, о том, что он стал символом тех изменений, которые происходили в апостолах.

Если говорить о нем самом, очевидно он сомневался во Христе и Тот исцелил его постепенно, потому что вместе с исцелением формировалась и крепла вера этого человека. Вспомним, что изначально не он сам, но его близкие попросили об исцелении.

Однако, кроме внутренних причин были причины внешние. Совсем недавно ученики столкнулись с неверием фарисеев. И хотя, формально, они остались на стороне Христа, они так и не поняли, почему Он не явил чуда, которого от него просили. Они верны Христу, но сами не до конца осознают того, Кто такой Христос... Более того, читая Евангелие, мы ещё не раз увидим как они проявляют это непонимание... Как постепенно, от разговора к разговору, объяснения к объяснению, Он приводит их видению Его миссии... Постепенное исцеление слепого — это образ постепенного исцеления учеников. Более того постепенное исцеление — это образ всякого восхождение к тайне Божий, не только апостольского, но и нашего собственного. И дело не в том, что мы постепенно узнаем о Боге все больше и больше... Мы узнаем Самого Бога, встречаемся с Ним лично, учимся видеть в нем не просто небесного владыку, но любящего и спасающего Отца.