Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Нагорная проповедь Читает и комментирует Евангелие от Матфея, Глава 7, стихи 24-28, Глава 8, стихи 1-4 (еп. Феоктист (Игумнов)
Нагорная проповедь

«Нагорная проповедь»
Карл Генрих Блох (1834-1890)

Мф., VII, 24 - VIII, 4 (еп. Феоктист (Игумнов)

Глава 7.

24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;
25 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;
27 и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.
28 И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,
29 ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Глава 8.

1 Когда же сошел Он с горы, за Ним последовало множество народа.
2 И вот подошел прокаженный и, кланяясь Ему, сказал: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.
3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы.
4 И говорит ему Иисус: смотри, никому не сказывай, но пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им.

Комментирует епископ Городищенский Феоктист.

Говорить поучения от самого себя крайне опасно. Существует большой риск зайти куда-то не туда, сказать нечто такое, что не будет соответствовать действительности. В сфере духовной жизни «отсебятина» таит огромную опасность, это прекрасно понимали и учителя древнего Израиля. По этой причине они поступали также, как поступаем сегодня мы: в своей речи они апеллировали к известным авторитетам прошлого, к тем, чьи слова засвидетельствованы их уже окончившейся жизнью. Никто из них не дерзал сказать что-либо от себя самого. В такой позиции нет ничего страшного и предосудительного. Проблема лишь в том, что с течением времени раввины ушли от акцента на духе и смысле поучений древних авторитетов к акценту на практике повседневной жизни верующих. Внутреннее в их речи определялось внешним, но никак не наоборот. Через это слова израильских книжников потеряли свою силу. Очевидным образом утрата силы проявилась тогда, когда вышел новый Проповедник, Который не только мог говорить от Самого Себя, но и если ссылался на Моисея и других пророков, то делал это не по букве, а по духу. Он раскрывал то, что не могли раскрыть другие. Такая речь производила сильное впечатление, мы слышим, что «народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи». Народ дивился не содержательной стороне учения, она не была нова, удивляла сила власти, которая была в словах Христа. Евангелие пронесло эту силу через тысячелетия. Но, к сожалению, мы сами стремимся ее уменьшить, превратить ее в то, чем были поучения раввинов. Делаем мы это тогда, когда при чтении Евангелия перед нами не возникает вопросов о практике духовной жизни, когда встают вопросы иного порядка: как именно я должен поститься? Каким должно быть мое молитвенное правило? Можно ли мыться после всенощной и разрешено ли пить таблетки от давления перед литургией? Сами по себе подобные вопросы важны, они имеют свой духовный смысл, но ими не должны определяться интересы христианина. Наши интересы должны простираться дальше, туда, куда призывает нас наш Спаситель и Бог Иисус Христос.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!