Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Перед нами — продолжение испытания Христа со стороны представителей духовных элит еврейского народа. Пока они ещё не понимают, что за человек Этот Иисус, и с разных сторон пытаются Его исследовать. Вопрос законника — при всей своей типичности для иудаизма — это вопрос с подковыркой. Потому что он задаётся не с целью в чем-то разобраться, а чтобы «искусить», спровоцировать.

Ответ Иисуса вполне традиционен: а что в законе Моисея написано? Таким ответом Он сразу же лишает законника самой возможности провокации: сам задал вопрос — но раз ты — эксперт в законе — сам на него и отвечай! Не ожидая такого поворота, законник приводит слова из главной молитвы иудаизма — точнее, это даже не столько молитва, сколько декларация заповеди, данной Богом — любить Творца и ближнего.

И вот здесь надо остановиться. Почему законник не ожидал такого поворота? Потому что он был уверен, что Иисус пустится в «умные разговоры», рассуждения о том, как следует понимать заповеди, как их исполнять — ну а в этих хитросплетениях уже не представляло бы никакой сложности поймать Его в ту или иную ловушку, давно известную специалистам. И затем — обвинить Его в ложном толковании Закона, в том, что Он ведёт подрывную деятельность, проповедует ложные учения.

Но весь этот план рухнул. Иисус не пытается навязать какое-то Своё, оригинальное, вероучение, которое радикальным образом отличалось бы от того, что уже имеется в ветхозаветном иудаизме. И это ввергает фарисеев, законников и книжников в полную растерянность: они вообще не могут понять, что происходит и чего хочет этот загадочный Плотник из Назарета?

«Я пришел не разрушить Закон, а исполнить его!» — скажет о Себе Иисус. И это «исполнение» Закона — вся Его жизнь. Иисус совершает нечто гораздо более важное, чем появление очередного религиозного учения: Он «делает» несоизмеримо больше, чем «учит». И всем нам показывает, что наши проблемы — не в том, что мы что-то неправильно понимаем, а в том, что даже то малое, что мы очень хорошо понимаем — мы, увы, не исполняем. В нашей жизни «понимание» главенствует над «исполнением» — и сегодняшняя притча о милосердном самарянине — именно об этом. И левит, и священник очень хорошо понимали, что не могут оказать помощь несчастному — потому что если вдруг он умрёт, они станут ритуально нечистыми, осквернятся — и не смогут совершать богослужение в храме. А самарянин — тоже понимал, что может оскверниться — но его сострадательное сердце оказалось сильнее «понимания», и он сделал то, что следовало — спас еле живого путника.

Нередко приходится слышать от супругов, которые вошли в фазу острого конфликта, слова о «понимании». Пока они любят друг друга, пока хватает терпения, уступчивости и готовности служить другому — ни о какой проблеме «понимания», как правило, речь не ведётся. Но как только что-то треснуло в отношениях — сразу начинаются разговоры: «Я не понимаю, почему он (или она), так себя ведёт? Надо разбираться! Я хочу понять!» Как правило, в результате таких «разбирательств», которые уже по факту происходят в раздражённом состоянии духа, уже без любви и милости — конфликт ещё больше обостряется. Разум играет с нами дурную шутку: возможно, мы даже смогли разобраться — при помощи опытного психолога — в чём причина именно такого поведения — да только легче от этого не стало! Наш ум помог вытащить на поверхность всю ту слежавшуюся грязь души — но от этого сильнее любить другого мы отнюдь не стали.

Не надо пытаться понимать умом то, что может быть понять только лишь сердцем. Если любишь — значит, взваливаешь на свои плечи другого и тащишь — а не занимаешься его «препарированием»: так, это мы берём — а вот это — нет, это мы оставляем! А если не любишь — то и никакое «понимание» не способно стать главной причиной для настоящей любви!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!