Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 12, стихи 16-21

16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

17 и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

19 и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В притче о безумном богаче Христос Спаситель обращается к слушателям с вопросом, который прямо вроде бы и не звучит — но в головах неизбежно появляется. Вопрос этот такой: а ты сам, окажись на месте богача, разве не также поступил бы?

С точки зрения житейской логики богач всё делает правильно: его бизнес пошёл в гору, надо обеспечить условия для этого роста, чтобы потом на многие леты забыть о заботах и спокойно тратить заработанное! Хоть и минуло уже как две тысячи лет — а такой подход никуда не исчез. Только сегодня это называется «поставить свой бизнес на ноги» — то есть выйти на достаточно устойчивый этап развития бизнеса, и после этого — и только после этого можно начать нормальную, полноценную жизнь — как это кажется самому бизнесмену.

Что именно осуждает Христос в этой притче? Мы ни слова не слышим о том, что само по себе богатство — однозначное зло. Не укоряет богача Христос и за то, что он собрался отнестись по-хозяйски к невиданному урожаю. Главная проблема — в том, что богач «богатеет в себя», присваивает как нечто безусловно принадлежащее ему то, что на самом-то деле пришло к нему от Бога как дар. Проблема богача не в самом урожае — а в том, что он не хочет хотя бы немного приподняться, возвыситься над исключительно материальным измерением своей жизни.

Чтобы усилить драму притчи, Спаситель использует крайне болезненный для еврейской ментальности приём: вопрос наследства. Тема собирания материальных благ для того, чтобы дети не нуждались, а могли опереться на плоды трудов родителей — важнейшая тема для любой семьи. В иудаизме она приобретает колоссальный масштаб: и если богатство нажито, а вот передать его некому — это воспринималось как однозначное проклятие от Бога: значит, такой человек недостоин, чтобы его род продолжался; он — тупиковая, гнилая ветвь, из которой точно не сможет родиться Мошиах — и какой бы красивой и цветущей она ни казалась — её конец только один: смерть и полное забвение.

Спаситель выстраивает свою притчу по всем законам драматургии: сначала — завязка о нежданном урожае; затем — история с новыми житницами — и в этот момент слушатели, скорее всего, подумали про себя: эх, вот бы и мне так повезло! И в этот момент неожиданный поворот сюжета с развязкой: да не приведи Господь оказаться в такой ситуации! И вывод ложится уже в подготовленное и открывшееся сердце: не «в себя», не «в свой карман» следует «богатеть», а «в Бога!»

У каждого из нас в жизни случаются неожиданные «излишки». Невозможно понять, почему и когда они появляются. Что самое удивительное — это никак не связано с общим материальным положением. И я не погрешу против истины, если скажу из опыта: бедная пенсионерка скорее принесёт что-то в храм или поделится с соседями нежданно свалившимся кусочком условного «богатства», нежели и без того вполне состоятельный человек — уверенный, что он и без того достаточно помогает.

Главный вопрос, который ставит перед нами сегодняшняя притча, вот какой: насколько мы способны видеть Господа Бога сквозь те «случайные» удачи, которые порой происходят — или мы настолько любим их и жаждем, что стоит лишь получить — и радость полностью затмевает всё наше сердце?

Помоги же нам, Господи, всегда помнить: Ты очень внимательно смотришь всякий раз, когда нам что-то ниспосылаешь — захотим ли мы стать «маленькими богами» для окружающих — пустив Твою милость дальше — или выберем тупиковый путь, остановив этот поток любви только на себе!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!