2018-02-11

Мф., XXV, 31-46 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться

106764.bМф., XXV, 31-46 (о. Дмитрий Барицкий)

31 Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
32 и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
33 и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
34 Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
35 ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
36 был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
37 Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
38 когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
39 когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
40 И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
42 ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
43 был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
44 Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
45 Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
46 И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Евангельский отрывок, который мы только что услышали, содержит предсказания Спасителя о конце времен. Христианская традиция именует это событие Страшным судом. Страшным в первую очередь потому, что на нем будет решена окончательная участь каждого живого существа. Человек наследует или вечную жизнь, полноту бытия в Боге, или же бытие вне Творца — вечную муку и умирание.

В связи с этим важно обратить внимание на два момента. Что необходимо, по словам Христа, для того, чтобы стать участниками Его паствы? Ответ, который предлагает Господь, делает акцент не на следовании формальным предписаниям церковного устава, не на согласии со всеми тонкостями вероучительных положений. Спаситель обращает наше внимание на ту сторону христианской жизни, которое имеет непосредственное отношение к Его главной заповеди. Подлинный ученик и последователь Иисуса тот, кто ради Него оказывает милость своему ближнему. Накормить, утешить, посетить, приютить человека во имя Господа — означает оказать все эти благодеяния Ему Самому. Без подобного жертвенного служения человеку исполнение каких бы то ни было предписаний устава христианской общины, становится бессмысленным. Религиозная активность превращается в пустышку, обманку, в чем-то сродную идолопоклонству.

Важен еще один момент. Несмотря на то, что истинные последователи Христа из притчи действительно совершали добрые дела, они словно не помнят об этом. Они искренне удивляются и считают, что не заслужили такой высокой награды. И наоборот, те, кто проводил жизнь в духовном расслаблении и беспечности, обескуражены приговором. Очевидно, что они считают себя достойными лучшей участи. На самом деле, все очень закономерно. Только ленивый или же неопытный студент будет полагать, что, прочитав во время сессии две книги, узнал все на свет, и теперь имеет право с видом знатока спорить с профессором. И только поистине мудрый Сократ со смирением искренне воскликнет: «единственное, что я знаю — то, что я ничего не знаю». Так и в духовной жизни. Тот, кто старается жить по заповедям Христа, ежедневно все больше и больше убеждается на своем опыте, как сложно им следовать. Как немощна и противоречива наша человеческая природа. Как далеко еще хотя бы до начала совершенства и святости. Сколько еще предстоит сделать и сколько никогда в этой земной жизни сделать не удастся. И наоборот только человек с духовно обрюзгшим сердцем и огрубевшей душой, может высокопарно заявлять: «не учите меня жить, Бог у меня в душе». А потому первый всегда будет смиренно занимать последнее место, почитая себя ничего не сделавшим, а второй настырно и нагло лезть вперед, а потом еще и недоумевать, почему его просят пересесть в конец зала.

Период поста, в которой вступает в Церковь — не только период всякого рода гастрономических воздержаний. Это период активного доброделания. Именно исполняя заповедь Христову о любви, человек познает свою немощь. Понимает, как он далек от совершенства. Ощущает всем своим существом, как ему действительно нужен Спаситель. А потому с еще большим рвением и усердием начинает проводить христианскую жизнь. Будем помнить об этом, чтобы в тот страшный день, возможно, неожиданно для себя, услышать от Господа, пришедшего в славе: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (31 оценок, в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...