Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Марка, Глава 9, стихи 10-16

10 И они удержали это слово, спрашивая друг друга, что значит: воскреснуть из мертвых.

11 И спросили Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?

12 Он сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё; и Сыну Человеческому, как написано о Нем, надлежит много пострадать и быть уничижену.

13 Но говорю вам, что и Илия пришел, и поступили с ним, как хотели, как написано о нем.

14 Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними.

15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его.

16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Марк поистине удивителен. Краткими и ёмкими словами он передаёт нам тонкие оттенки происходившего между Иисусом, учениками и окружающим народом. Спаситель спускается с горы Фавор, где произошло чудесное преображение Его перед тремя избранными учениками, и по дороге рассказывает о предстоящих страданиях и воскресении. Ученики ничего не могут понять — пытаются выяснить друг у друга, вдруг кто-то хоть что-то понял — но, увы, всё так и остаётся покрытой одной большой загадкой. Слова Христа не вмещаются в их головы, пока ещё плотно заполненные типичными народными представлениями о Мессии.

Спустившись с горы, они видят, что остальные апостолы о чём-то горячо спорят с книжниками. Прекрасно понимая, что книжники в отличие от неучёных апостолов легко могут их переспорить, Иисус обращается с вопросом прямо к книжникам. И, как мы увидим в дальнейшем тексте Евангелия, предмет спора — ситуация фиаско учеников как целителей и чудотворцев. Некий отец привёл к ним своего бесноватого сына — и ученики так и не смогли ничем помочь. Естественно, у окружающих возникает закономерный вопрос: а не проходимцы ли эти бродячие проповедники? Почему же они такие бессильные?

Сегодняшнее Евангелие побуждает задуматься вот о чём. Мы нередко думаем о том, что нам, как верующим христианам, доступны совершенно исключительные дары Божии, скрытые от тех, кто далёк от веры и благочестия. В определённом смысле мы даже ощущаем свою высокую ответственность за эти дары. Но оборотная сторона — не менее значима: когда в глубине нашего сознания укрепляется мысль, что мы — как верные Иисусу — на «особом у Бога счету» — в отличие от всех остальных — нас обязательно будут ждать серьезные испытания. Ученики Иисуса были уверены, что и это очередное исцеление вполне им по плечу — ведь они многократно совершали подобные действия, и видели воочию, как от призывания имени Иисуса демоны оставляют несчастных. Однако, увы — здесь почему-то они оказались бессильны.

У апостола Павла во втором послании к Коринфянам есть такая мысль: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова... ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор. 12:9-10). Это парадоксальное на первый взгляд утверждение — одно из важнейших для любого христианина. Действительно, наши отношения с Богом выстраиваются не как на своеобразном «духовном рынке»: ты — мне, я — тебе! Христианство говорит совершенно о другом: Бог входит в жизнь верующего в той мере, в какой сам человек умаляется, смиряется, открывается для действия Бога. Именно в эту главную преграду между человеком и Богом — самость — и направлено прежде всего орудие аскетики: посты, молитвы, воздержание, послушание духовному отцу. Со стороны может показаться, что этими средствами верующий пытается что-то «заработать» на небесах или же «убедить» Бога в серьезности своих намерений. Однако, нет: цель иная — пробить брешь в плотной пелене эгоцентризма — чтобы сквозь эту щель смог засветить Божественный свет. И для православной Церкви святость определяется прежде всего не мерой подвигов и трудов, а тем, насколько в конкретном человеке стала явной Божественная сила, благодать Святого Духа. История Церкви знает немало ситуаций, когда для вразумления великих подвижников Бог направлял их познакомиться с самыми простыми мирскими людьми — которые, однако, были гораздо ближе к Богу, несмотря на отсутствие каких-то выдающихся подвигов. Но их кротость, любовь друг ко другу, жертвенное служение и смиренное понимание своих границ распахивали их сердца навстречу Богу — и Он уже никуда их не оставлял!

Помоги же и нам, Господи, научиться не стесняться своих немощей, и в каждом очевидном «провале» жизни видеть действие воспитывающего нас Промысла Божия!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!