Дело дня
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Марка, Глава 10, стихи 11-16 (о. Дмитрий Барицкий)
800px-10_Gebote_(Lucas_Cranach_d_A)

«Десять заповедей», Лукас Кранах Старший. фрагмент.

Мк., 44 зач., X, 11-16 (о. Дмитрий Барицкий)

11 Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;
12 и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.
13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.
14 Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.
15 Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.
16 И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В отрывке, который мы только что услышали, женщины пытаются пробиться ко Христу, чтобы подвести к Нему под благословение своих детей. Однако ученики препятствуют им. Увидев это, Господь упрекает Своих апостолов, объясняя, что кто-кто, а именно ребенок, имеет больше всех оснований находится рядом с Ним. Чем же таким особым обладает маленький человечек, что делает его уникальным в глаза Христа?

В отличие от взрослых ребенок еще не принимает всерьез собственное «я». Иными словами, детской душе еще не известно тщеславие — порок, которым страдают в той или иной степени практически все взрослые и который побуждает нас к превозношению над окружающими. А ведь именно по этой причине мы теряем сердечную связь с ближними, и, как следствие, перестаем чувствовать Бога. Не случайно Господь, а за ним и вся христианская традиция, настаивает на том, что показателем здоровой духовной жизни является не телесный подвиг, а в первую очередь наши отношения с людьми. Все аскетические упражнения преследуют в итоге одну единственную цель — сделать свое сердце мягким, широким, милостивым, чтобы оно смогло вместить в себя тех, кто нас окружает. Так вместе с людьми человек незаметно для себя обретает и Бога.

В отличие от взрослых ребенок доверчив. Он еще не понимает, что у людей могут быть злые мысли и они способны на злые поступки. Поэтому в нем нет подозрительности, которая живет в старших. Безусловно, подозрительность — это защитный механизм, который позволяет нам избежать опасности. Однако зачастую мы пользуемся этим механизмом топорно, неумело. По этой причине мы не в силах принять того, что могло бы обогатить нас и сделать нашу жизнь полноценнее. Именно подозрительность, проводит пропасть между нами и людьми, а, следовательно, между нами и Богом. Ведь порой именно Господь шлет к нам Своих вестников, которых мы не в силах принять, опасаясь быть в очередной раз обманутыми.

Наконец, еще одно. Ребенок не способен долго обижаться. Он умеет искренне, от сердца прощать. При том, что не обязательно просит это самое прощение. У взрослых — все с точностью наоборот. Мы готовы просить прощение, т.к. понимаем, что лучше худой мир, чем добрая ссора. Мы готовы просить прощение даже по той причине, что на душе от обиды бывает слишком гадко. Однако вот сердце не отпускает. Оно все очень хорошо помнит. А потому заноза обиды может жить в нем до самого конца. И опять же, хотел бы сойтись с человеком, вернуть былую искренность в отношениях, да душевных сил нет переступить через себя. А там, где нет полноценного открытого общения с людьми, нет такого же общения и с Богом.

Это лишь некоторое свойства детской души. Но уже и этого достаточно для того, чтобы понять, какую сложную работу необходимо провести над собой взрослому человеку, чтобы он, обремененный горьким опытом взрослой жизни, смог вернуться в детство. Единственно человеческих сил для этого недостаточно. А потому дай же нам, Господи, хоть каплю Твоей благодати. Ведь только с ее помощью мы можем совершить невозможное, каждый в свою меру приобрести эти важные качества, чтобы подобно детям в простоте сердца принять тех, кто нас окружает, Тебя, и Твое Небесное Царство.