* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 4, стихи 31-36 (прот. Павел Великанов)

040102Лк., 15 зач., IV, 31-36 (прот. Павел Великанов)

31 И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние.
32 И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью.
33 Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом:
34 оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
35 Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
36 И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?

Комментирует протоиерей Павел Великанов

После того, как Иисус был отвергнут жителями родного города, Назарета, Он уходит в Капернаум. Именно здесь происходит множество чудес исцелений, изгнаний бесов, здесь Спаситель не встречает того жёсткого отторжения, которое было в Назарете.

Евангелист, описывая чудеса Иисуса в Капернауме, говорит о том, что жители удивлялись словам Христа – потому что они были «со властью». Но что это значит? Разве слово – не одно и то же, будучи всего лишь произнесено, озвучено разными людьми?

Конечно, сразу хочется привести в пример деятелей искусства – например, поэтов, которые тщательно подбирают каждое слово, каждую фразу для сложения стихотворных строк. Они делают это для того, чтобы предельно точно воспроизвести в читателе или слушателе определённое переживание, и

таким образом посредством слова коснуться струн души для извлечения мелодии.

Но ведь Христос – не поэт: Он не оставил нам ни одной стихотворной строчки! Значит, речь идёт о какой-то другой «власти» – а именно о власти как предельной отвественности за каждое произнесённое слово.

К сожалению, мы живём в мире, где значимость слова стремительно уменьшается. Пустословие, многословие, празднословие – которые в православной традиции считаются грехами, сегодня мало кто вообще относит к недостаткам или тем более к порокам. Но ведь проблема обессмысливания слова как такового от этого никуда не исчезает! Мне хотелось бы привести такое сравнение. Представьте себе, что вы приходите в супермаркет и закупаете целую тележку продуктов. Возвращаетесь домой, разбираете пакеты, и теперь вполне довольны: еды хватит на несколько дней. Садитесь обедать, открываете упаковку – а там ничего нет. Берёте другую – то же самое. Третью – опять пустая. Четвёртую – а в ней лишь микроскопический кусочек еды, как говорится, «на один зубок». Едва ли кому-то подобная ситуация придётся по душе! Но ведь посмотрите, что происходит с нашими словами! Вместо того, чтобы передавать смыслы, идеи, чувства – они превращаются в мыльную пену, которая скрывает, замазывает, маскирует – а не проявляет то, ради чего слова и произносятся!

В отличие от нас, Христос «просто так» ничего не произносил. Он не «болтал без умолку» о чём попало, Он не пытался скрыть за обилием слов их настоящее «послание». У Него каждое слово – это снайперский выстрел, точно попадающий в цель. И тогда, когда Он понимал, что цель всё равно недостижима – этого выстрела не было. Когда Он видел, что любое слово, сказанное Им, окажется выстрелом в пустоту – Он молчал, приводя в изумление окружающих.

Но что мы можем сделать, чтобы хотя бы немного притормозить этот процесс превращения слов в пустые упаковки? Прежде всего, слово следует полюбить. Невозможно полюбить то, красоту чего не понимаешь. Значит, главный показатель любого образованного человека – это любовь к красоте слова. Вряд ли научишься этой красоте, читая газеты, блоги или сообщения с эмодзи в социальных сетях. Второе – наше отношение к слову становится ответственным, когда мы осознаем, что за каждым – совершенно за каждым! – словом есть определённая сила, некий Логос, начинающий действовать, как только оно произнесено или написано. Слова благословения и проклятия – это не какая-то средневековая выдумка, а очевидная реальность для человечества с самых древних времён. И написанные, но неотправленные адресату письма – тоже зачастую «работают» каким-то совершенно неведомым для нас образом.

И последнее, третье. Любое слово – это своего рода «контейнер» для передачи самого главного – Духа. Поэтому если мы хотим, чтобы наши слова были «с силой» – надо стараться внимательнее искать, как бы сонастроить нашу душу с Духом Божиим.

Помоги же нам, Господи, дорожить красотой, ценностью и силой дара Слова, которым Ты нас столь щедро одарил!