Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 20, стихи 9-18

09 И начал Он говорить к народу притчу сию: один человек насадил виноградник и отдал его виноградарям, и отлучился на долгое время;

10 и в свое время послал к виноградарям раба, чтобы они дали ему плодов из виноградника; но виноградари, прибив его, отослали ни с чем.

11 Еще послал другого раба; но они и этого, прибив и обругав, отослали ни с чем.

12 И еще послал третьего; но они и того, изранив, выгнали.

13 Тогда сказал господин виноградника: что мне делать? Пошлю сына моего возлюбленного; может быть, увидев его, постыдятся.

14 Но виноградари, увидев его, рассуждали между собою, говоря: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство его будет наше.

15 И, выведя его вон из виноградника, убили. Что же сделает с ними господин виноградника?

16 Придет и погубит виноградарей тех, и отдаст виноградник другим. Слышавшие же это сказали: да не будет!

17 Но Он, взглянув на них, сказал: что значит сие написанное: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла?

18 Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

«Бога нет. Перестань волноваться и начни наслаждаться своей жизнью». Конечно же, это не евангельская и не святоотеческая цитата, это призыв, который можно встретить в том числе и на баннерах в ряде крупных городов. Собственно, именно против такой позиции направлена сегодняшняя Христова притча. Она довольно часто повторяется в рамках литургических евангельских чтений. Контекст ее произнесения, ее содержание не оставляют никаких сомнений — она про трагические взаимоотношения Израиля и Мессии — Христа. Образ виноградника как избранного Богом народа — тоже хорошо известен, о нем говорил ещё пророк Исайя: «Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучнённой горы, и Он обнёс его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесёт добрые грозды, а он принёс дикие ягоды» (Ис. 5:1–2). Христос, по сути, продолжает слова Исайи и говорит о взаимоотношениях тех, кто должен облагораживать виноградник — Израильских учителях и хозяина — Бога. Сами адресаты, как дальше свидетельствует евангелист Лука, «поняли, что о них сказал Он эту притчу».

Та проблема, которую ставит Христос Своей притчей, вневременна. Работники совершенно точно знали, что перед ними наследник хозяина. Они решают убить его с единственной целью — получить наследство. Иными словами, стать свободными от хозяина. В притче это действие предстаёт как крайне нелогичное, оно на грани безумия. Если и говорить об убийстве как пути к обладанию, то убивать надо не наследника, а самого хозяина. Но хозяин здесь Бог. Его убить невозможно. Физически устранить можно лишь Его делегатов. Это, по мысли притчи, — самое большое из того, что можно сделать для освобождения от Бога. Мысль о том, что Бог порабощает и что свобода возможна тогда, когда Его не будет — буквально витает в воздухе. Часть современного общества полагает, что оно справилось с этой задачей — Бог выведен «из оборота», Его нет. Совершенно очевидно, что Бог как проблема останется даже тогда, когда о Нем никто не будет напоминать. Если не будет проповедников, то, как сказал Сам Христос, «камни возопиют», сама природа будет проповедовать величие Творца, Его мудрость и всевластие.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!