Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 21, стихи 37-38, Глава 22, стихи 1-8 (прот. Павел Великанов)
445px-Cimabue01

«Поцелуй Иуды»
(Чимабуэ, конец XIII века).

Лк., 108 зач., XXI, 37 - XXII, 8 (прот. Павел Великанов).

37 Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38 И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.

ГЛАВА 22.

1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
2 и искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа.
3 Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати,
4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им.
5 Они обрадовались и согласились дать ему денег;
6 и он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при народе.
7 Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца,
8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелист Лука подводит нас к страстной седмице, и сегодня мы слышим, как происходит драматическое событие с одним из ближайших учеников Христа — Иудой Искариотом. Этот окончательный переворот в его душе евангелист передаёт скупыми словами: «вошел же сатана в Иуду», и с этого момента он становится на путь предательства, который в итоге для Иисуса закончится арестом и крестной казнью, а для самого Иуды — позорным самоубийством.

Неудивительно, что личность Иуды была на протяжение всей истории христианства под особым фокусом внимания. В зависимости от общего духа эпохи, диапазон отношения к нему также колебался — от однозначного осуждения до оправдания, или даже приписывания ему особой роли, «специальной миссии». Но если смотреть на личность Иуды не сквозь мутные домыслы различных апокрифов, а через евангельский текст, становится очевидным, что Иуда — предатель, свободно и сознательно избравший именно такой путь своей жизни.

Всё множество попыток понять, почему Иуда поступил именно так, свидетельствует об одном: это — неподвластная нашему пониманию тайна. Великая, огромная тайна свободы человека. Свободы, перед которой Бог оказывается бессилен. Фигура Иуды заставляет смотреть на собственную жизнь с куда большим вниманием, нежели чем без него: никто из нас не застрахован от опасности в той или иной ситуации стать Иудой предателем. Можно быть каждый день рядом со Христом, исцелять людей, изгонять демонов именем Иисуса — а в итоге Его предать в руки давних врагов. Можно быть самым доверенным учеником — имея в руках денежные средства братства и выполняя обязанности казначея — но при этом сделать поцелуй, этот знак проявления любви, знаком предательства. Примечательно, что нигде в евангелиях мы не встретим изначального неприятия Иуды другими учениками: он постоянно в тени, это Петр, Иоанн, Иаков то и дело попадают в какие-то переделки — но только не Иуда. Он не спорит с Учителем, он не пытается «застолбить» хорошенькое местечко в грядущем Царстве — он выглядит как едва ли не самый «приличный» и благонадёжный ученик. Да, он любит деньги — и поэтому бережно к ним относится — что и требуется от распорядителя финансами. Не только Иуда, но и все остальные ученики до самого последнего момента не понимали, что перед ними — Сам Воплотившийся Бог. Нет ничего удивительного, что всех мучили сомнения и колебания, а на самом ли деле Иисус — долгожданный Мессия. Евангелист говорит о ситуации с помазанием ног Иисуса миром как поворотной точке для Иуды — вот, собственно говоря, вся информация, которой мы обладаем. Остальное — область догадок и предположений.

Но если честно заглянуть в своё собственное сердце, мне кажется, каждый из нас может почувствовать этот «иудин душок». В большей или меньшей мере мы тоже оказывались предателями — если не других, то самих себя. Предают только то, что перестало быть самым дорогим и ценным. Невозможно отдать, передать то, без чего жизнь лишается смысла. Значит, в основе любого предательства — это отказ от любви, умаление былой любви, её резкое оскудение. До тех пор, пока в сердцах христианских мучениках горела любовь ко Христу — им не были страшны никакие мучения, даже самые изощренные. Они понимали, что никаких собственных сил не хватит, чтобы устоять — и поэтому были до предела открыты Богу, прозрачны для действия Его силы.

Мне кажется, что именно здесь и заключается главная гарантия против любого предательства — понимание своей слабости и неустойчивости, и одновременно с этим — глубинная жажда того, чтобы в нас действовал Сам Бог, и вся наша крепость, верность и мужество были не результатом нашей «самоиндукции», а плодом Его реального присутствия в нас!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!