Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41. Комментирует - Евангелие дня с Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 34-41

34 Светильник тела есть око; итак, если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло; а если оно будет худо, то и тело твое будет темно.

35 Итак, смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?

36 Если же тело твое всё светло и не имеет ни одной темной части, то будет светло всё так, как бы светильник освещал тебя сиянием.

37 Когда Он говорил это, один фарисей просил Его к себе обедать. Он пришел и возлег.

38 Фарисей же удивился, увидев, что Он не умыл рук перед обедом.

39 Но Господь сказал ему: ныне вы, фарисеи, внешность чаши и блюда очищаете, а внутренность ваша исполнена хищения и лукавства.

40 Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее?

41 Подавайте лучше милостыню из того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Сегодняшнее чтение содержательно состоит из трёх частей, которые на первый взгляд кажутся никак не связанными друг с другом. Первая часть — это слова Иисуса о «внутреннем оке» человека или о «внутреннем свете». Именно от него зависит, чем наполнен внутренний мир человека — мраком или сиянием.

Вторая часть — история с неким фарисеем, который пригласил Иисуса отобедать и был весьма изумлён, когда увидел, что гость не стал совершать ритуальное омовение рук перед едой. Последовавший комментарий Спасителя весьма глубок: нет смысла уделять столько внимания внешнему, когда внутреннее несоизмеримо важнее.

И, наконец, третья, завершающая и самая короткая часть — слова Иисуса о милостыне как универсальном «очистителе» любой внутренней нечистоты.

Можно ли увидеть здесь сквозную идею, которая соединяла бы эти кажущиеся несвязанными части? На мой взгляд, вполне. Это идея места и значимости «внутреннего света», которая описывается в первой части, а затем с разных сторон раскрывается дальше. Что же это такое — «внутренний свет», который Иисус называет также «оком души»?

Какую функцию выполняют глаза? Они — «ворота» для вхождения информации внутрь человека. Но ведь глаза смотрят не куда попало — а туда, куда их направит разум. Но почему на одно и то же смотрят два человека — и один говорит: как же это прекрасно, а другой — какой ужас и безобразие! Именно об этом и предлагает нам сегодня задуматься Евангелие: от чего зависит «внутреннее око» человека?

Может, причина в разуме? Разве не разум управляет нашим вниманием? Но если всмотреться пристальнее, становится понятным: нет, разум двигается вслед за тем, что лежит глубже него, и что гораздо сильнее, чем любые рациональные обоснования — я имею в виду человеческое сердце как средоточие личности. Именно здесь, в сердце, и принимаются самые важные решения, а разум лишь поддерживает, обосновывает, доказывает всеми своими силами, что именно так правильно. Ну разве не оказывались мы в ситуации, когда были стопроцентно уверены в том, что выбираем правильный путь, и наш разум иного не допускал, а потом выяснялось, что в этом решении нами руководила какая-то страсть, помрачившая сердце и буквально вынудившая нас послушно влачиться вслед этому разумно обоснованному безумию?

Предложу вот какой образ. Представим себе, что сердце — это некий источник света с определённой частотой волны, то есть определённой цветовой температуры. Внимание — это руки, которые держат фонарь и направляют его куда хочет человек. То, что увидит человек, зависит от двух причин: куда будет направлен поток света и какой будет его «цветовая температура». Наверное, многие слышали об экспериментах с цветом пищи — когда в ресторане еда подсвечивалась определённым оттенком, в результате чего при одном оттенке у людей пробуждался ещё сильнее аппетит, а при другом — даже самые ароматные блюда вызывали отвращение.

Но разве не то же самое происходит и в нашей жизни? Человек с тяжёлым, мрачным взглядом на жизнь не замечает даже очевидных радостей и красот. А чистый и светлый ребёнок, напротив, даже в самой драматической ситуации способен увидеть нечто вдохновляющее и позитивное — как, например, главный герой замечательного фильма «Жизнь прекрасна» мальчик Дзожуэ. Он попал в концентрационный лагерь и долгое время не понимал, что происходящее вокруг — вовсе не игра, а страшное место торжества смерти. И даже потом, когда пришло это осознание, его «внутреннее око» не омрачилось, не ожесточилось — жизнь так и оставалась прекрасной, несмотря на тот ужас, который творился вокруг.

Но что помогло этому мальчику сохранить свой внутренний свет от помрачения? Причина — сильнейшая любовь отца. Ребёнок во всех сложных ситуациях, когда легко можно было омрачиться и впасть в отчаяние, прибегал к своему отцу, и тот своей любовью переводил, транслировал ситуацию в следующий уровень игры, через который надо пройти, чтобы получить награду — танк. И мальчик снова оживал, его свет снова бил с ещё большей силой, поддерживая и вдохновляя окружающих жить в невыносимых условиях.

Если мы тоже хотим, чтобы наше «внутреннее око» всегда было светлым — нам следует почаще обращаться к Небесному Отцу, чтобы ощущая теплоту Его любви, мы могли не поддаться омрачающему духу уныния и стать сильнее любых жизненных обстоятельств!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!