Москва - 100,9 FM
* Поделиться
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

Исцеление слепорождённого — один из самых интригующих фрагментов Евангелия от Иоанна. Как обычно это встречается у Иоанна Богослова, автор Евангелия нанизывает на нить повествования одну за другой драгоценные бусины глубоких смыслов, ни на минуту не забывая и о напряжённой драматургии. Давайте внимательнее всмотримся в прочитанный текст.

Итак, перед нами — экстраординарная ситуация. Человек, родившийся слепым, исцелён Иисусом, и он обретает зрение. Оспаривать это невозможно. Факт очевиден — тем более, что и родители бывшего слепца уже привлечены как свидетели: это действительно их сын, родившийся слепым. Ситуацию «замолчать» или проигнорировать уже невозможно: дело-то неслыханное произошло! Богословы и священники оказываются в серьезном затруднении: они вынуждены дать какую-то оценку произошедшему. Попытка оттянуть время путём множества переспрашиваний самого исцелённого и других людей успехом не увенчались. Признаться в собственной некомпетентности, неспособности вынести конкретное суждение — значит, опозорить себя перед лицом народа, восхищённого таким невиданным чудом. Признать за Иисусом особые духовные дарования, которые уравнивают Его с великими пророками — значит, самих себя загнать в ловушку: ведь неизбежно тогда последует вопрос со стороны народа — почему же вы тогда этого Иисуса не признаёте за Мессию? Одним словом, не позавидуешь фарисеям, оказавшимся в столь запутанной и сложной ситуации. Но, с другой стороны, почему всё это произошло? Всего лишь по одной причине: жёсткие, неподвижные религиозные шаблоны в умах иудейских законоучителей не предполагают каких-то принципиально иных сценариев. Но в данном случае — оказывается, ни один из вызубренных сценариев не работает. И надо принимать решение: или вырываться, словно птица из запутавшей её сети, или закрывать глаза — что, опять-таки, уже невозможно.

Единственное, что удаётся найти мудрейшим иудеям — это малодушно сказать исцелённому: возблагодари Бога, потому что этот человек — грешник. Другими словами, «парень, тебе крупно повезло: Бог через известного грешника послал тебе исцеление»! Гениальная в своем коварстве риторическая уловка! Но тут уже и сам бывший слепец не выдерживает и говорит: не моего это ума дело, грешник он или нет, одно только знаю точно — я теперь вижу!

Перед нами — острое столкновение объективной реальности чуда и нежелания признать свою неспособность понять происходящее. Конечно, можно до бесконечности укорять фарисеев за их жестокосердие — но разве не бываем и мы в похожем положении? Сталкиваясь неожиданно с той или иной проблемой, горем или бедой — не пытаемся ли в первую очередь выстроить чёткую причинно-следственную связь — как это сразу сделали апостолы, лишь только увидели слепорождённого? И сегодня Христос входит к нас с мощным жизненным уроком, который хорошо бы усвоить: забудьте про навешивание ярлыков на окружающий, оставьте безнадёжную попытку уловить Божественный Промысл в хитросплетённые сети своих привычных схем и представлений. Бог всё равно выскользнет — и снова будет свободен. Он снова будет делать то, что Он хочет, и так, как только Он хочет. Главное, что от нас ждёт Бог — это не всесторонний и глубокий анализ всех жизненных ситуаций, а открытое и преданное Ему сердце. Открытое — значит, не мешающее Ему действовать так, как Он считает нужным. Даже если в какой-то момент нам становится больно. Преданное — значит, «переданное» Ему без остатка, целиком. В мужественном акте веры. И эта детская, беззащитная непосредственность — как у сегодняшнего прозревшего — самая благодатная почва для вызревания в душе обильных плодов веры.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!