* Поделиться
Читает и комментирует Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 23-27 (о. Дмитрий Барицкий)

«Вознесение души на небеса».
Вильям Бугро, 1878 г.

Лк., 44 зач., IX, 23-27 (о. Дмитрий Барицкий)

23 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
25 Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
26 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
27 Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

В том отрывке, который мы только что услышали, Господь призывает всех своих последователей пройти тем же путем, которым однажды прошел Он Сам. По сути, это призыв к тому, что в христианской традиции получило название мученичество. Высота этого требования потрясает даже тех, кто считает себя христианами. Неужели и я должен в буквальном смысле пролить свою кровь, умереть? Не слишком ли неподъемная ноша?

У А.П. Чехова есть рассказ «Человек в футляре». Главный герой, Беликов, необычный человек. Он панически боится, что кто-либо из людей со своими просьбами и проблемами, своими действиями может нарушить тот образ жизни, к которому он привык. И этот страх доводит его до безумия. Он всеми возможными средствами ограждает себя от внешнего мира. Даже летом он одевает калоши, бушлат и зонтик. Это сказывается и на отношении с людьми. Беликов страшно нелюдим. Он глух к проблемам окружающих. Если кому-то нужна помощь, он спрашивает себя: «а не выйдет ли чего из этого?» — и, конечно же, не помогает. Вдруг эта его помощь обернется против него самого? Поэтому и называется повесть «Человек в футляре». В конце повести писатель говорит странную вещь: «Все мы люди в футляре!» Что он имел в виду? И какое отношение это имеет к мученичеству?

Каждый человек, подобно Беликову, имеет определенный набор принципов, которым он старается неукоснительно следовать и ни в коем случае их не нарушать. Зачастую делается это не из высоких нравственных побуждений, а единственно для того, чтобы поддерживать размеренный, обыденный уклад жизни, и максимально долго оставаться в зоне комфорта. Эти принципы приходят нам на помощь, когда в нашу жизнь пытается войти со своими проблемами другой человек. Их функция заключается в том, чтобы найти максимальное количество оправданий, и не позволить нам не выйти к нему навстречу. Так и получается, что все мы немного подобно Беликову прячемся в свой уютный, теплый футляр.

И вот на фоне всего вышесказанного можно лучше понять, кто такой мученик? Это просто человек, которому некуда отступать, у которого нет тыла, нет у него этого футляра. Он встречается с миром лицом к лицу, по-евангельски реагирует на каждое его обращение к нему. Ведь, действительно, какое это иногда мучение! В иной ситуации помочь, промолчать, уступить, выслушать неприятного тебе человека, подавив не только внешнюю, но и внутреннюю неприязнь. Сделать любой такой шаг бывает весьма неприятно и даже болезненно. Ведь это всегда чревато беспокойством.

Поэтому мученичество — не только буквальное пролитие крови за Христа. Это любой образ жизни, который соответствует Евангелию. Вся суть жизни христианина заключается в медленном мучительном выхождение нашего «я» за пределы своего теплого, уютного мирка для одного. Это постепенный отказ от того, что ты любишь, к чему привык ради мира большого, внешнего. Поэтому христианин — тот человек, который словно уничтожил, измучил свое «я» ради других людей. Это мученичество бескровное. Не будет в нашей жизни, у каждого в свою меру, этого подвига, ничего кроме печальной участи Беликова нас не ожидает.

Дай же на, Господи, решительности понести этот крест, чтобы уже здесь, во время этой жизни познать, что есть жизнь вечная и Царство Небесное.