Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio


Евангелие от Марка, Глава 1, стихи 9-15

09 И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.

10 И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.

11 И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.

12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню.

13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему.

14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия

15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Крещение Иоанна было крещением покаяния, Иоанн призывал к покаянию всех, он видел в этом условие встречи наступающей эпохи, условие встречи со Христом. Мы слышим очень схожий призыв Самого Христа, Он тоже призывает к покаянию и говорит о следующем шаге — вере в принесённую Им Благую весть. То, что выражено в обоих случаях одним словом — «покаяние» — означает совершенно разные процессы. Этот вывод можно сделать из контекста произнесения слов Христом Спасителем и Иоанном Предтечей. Для Иоанна покаяние было сердцевиной его проповеди, он призывал к изменению ума, изменению внутреннего состояния человека, его нравственного суждения и воли. Такая перемена должна вести к изменению поведения. При всем при этом, Иоанн не столько звал вперёд, сколько обращал внимание назад, к благочестию, вере и надежде предков. Предтеча не выходил за понятийный ряд Ветхого Завета, в котором «покаяние» означает «обращение», «возвращение», и в целом говорит об обращении назад. Спаситель же использует термин «покаяние» всего один раз, сразу после крещения, в дальнейшем мы не слышим подобного призыва из Его уст. И это понятно. Ведь Он зовёт не назад, а вперёд. Он говорит о покаянии с другим знаком, а для этого действия попросту нет словарного определения. Именно поэтому в дальнейшем Христос Спаситель призывает не покаяться, а «следовать за Ним». Он вовсе не хочет, чтобы мы возвращались к тому, что когда-то считалось благим и праведным. Нет, Христос не отрицает праведности Ветхого Завета, Он говорит о том, что наступило время новых отношений между Богом и человеком, отношений, в которых нет формализма, нет следования раз и навсегда установленным правилам, а есть любовь, которую невозможно втиснуть в рамки даже самой пространной многотомной инструкции. То, что Спаситель ждёт от человека, Он выражает в двух принципиальных понятиях: следование Ему и вера. Грядущее Царство Божие, о котором благовествует Христос, требует устремлённости вперёд, а не возвращения назад. Увы, но наш разум зачастую оказывается не готов услышать призыв Христа, нам приятнее и доступнее логика Ветхого Завета. Мы готовы всю жизнь каяться из-за несоответствия своей жизни установленным правилам и законам, готовы бесконечное число раз оборачиваться к праведности Ветхого Завета, но мы боимся двинуться вперёд, туда, где нет твёрдой почвы закона, туда, где закон побеждён любовью. Да, без очищения своей совести и без изменения своего ума невозможно приблизиться к Христову Царству. Но сами по себе очищение и изменение не являются движением. Это лишь подготовка к старту. Довольно странно будет выглядеть спортсмен, который после многолетних тренировок и специальных диет выйдет на старт, но останется стоять на месте в тот момент, когда все ринутся вперёд. Любые тренировки и любая подготовка имеют свою цель, они не могут существовать ради себя самих. Так и вся наша церковная жизнь имеет цель, которая простирается далеко и вперёд, для ее достижения необходимо двигаться и двигаться очень бодро, повинуясь призыву Христа Спасителя и заданному Им направлению.

Крещение Иоанна было крещением покаяния, Иоанн призывал к покаянию всех, он видел в этом условие встречи наступающей эпохи, условие встречи со Христом. Мы слышим очень схожий призыв Самого Христа, Он тоже призывает к покаянию и говорит о следующем шаге — вере в принесённую Им Благую весть. То, что выражено в обоих случаях одним словом — «покаяние» — означает совершенно разные процессы. Этот вывод можно сделать из контекста произнесения слов Христом Спасителем и Иоанном Предтечей. Для Иоанна покаяние было сердцевиной его проповеди, он призывал к изменению ума, изменению внутреннего состояния человека, его нравственного суждения и воли. Такая перемена должна вести к изменению поведения. При всем при этом, Иоанн не столько звал вперёд, сколько обращал внимание назад, к благочестию, вере и надежде предков. Предтеча не выходил за понятийный ряд Ветхого Завета, в котором «покаяние» означает «обращение», «возвращение», и в целом говорит об обращении назад. Спаситель же использует термин «покаяние» всего один раз, сразу после крещения, в дальнейшем мы не слышим подобного призыва из Его уст. И это понятно. Ведь Он зовёт не назад, а вперёд. Он говорит о покаянии с другим знаком, а для этого действия попросту нет словарного определения. Именно поэтому в дальнейшем Христос Спаситель призывает не покаяться, а «следовать за Ним». Он вовсе не хочет, чтобы мы возвращались к тому, что когда-то считалось благим и праведным. Нет, Христос не отрицает праведности Ветхого Завета, Он говорит о том, что наступило время новых отношений между Богом и человеком, отношений, в которых нет формализма, нет следования раз и навсегда установленным правилам, а есть любовь, которую невозможно втиснуть в рамки даже самой пространной многотомной инструкции. То, что Спаситель ждёт от человека, Он выражает в двух принципиальных понятиях: следование Ему и вера. Грядущее Царство Божие, о котором благовествует Христос, требует устремлённости вперёд, а не возвращения назад. Увы, но наш разум зачастую оказывается не готов услышать призыв Христа, нам приятнее и доступнее логика Ветхого Завета. Мы готовы всю жизнь каяться из-за несоответствия своей жизни установленным правилам и законам, готовы бесконечное число раз оборачиваться к праведности Ветхого Завета, но мы боимся двинуться вперёд, туда, где нет твёрдой почвы закона, туда, где закон побеждён любовью. Да, без очищения своей совести и без изменения своего ума невозможно приблизиться к Христову Царству. Но сами по себе очищение и изменение не являются движением. Это лишь подготовка к старту. Довольно странно будет выглядеть спортсмен, который после многолетних тренировок и специальных диет выйдет на старт, но останется стоять на месте в тот момент, когда все ринутся вперёд. Любые тренировки и любая подготовка имеют свою цель, они не могут существовать ради себя самих. Так и вся наша церковная жизнь имеет цель, которая простирается далеко и вперёд, для ее достижения необходимо двигаться и двигаться очень бодро, повинуясь призыву Христа Спасителя и заданному Им направлению.

Радио ВЕРА

Поделиться
Опубликовано
Радио ВЕРА

Последние записи

Совсем недавно я был в одном провинциальном музее и наблюдал следующую картину. Смотритель музея с суровым лицом постоянно объявляла…

01.05.2024

«Я видел такое, что вам, людям, и не снилось. Атакующие корабли, пылающие над Орионом; Лучи Си, разрезающие мрак у ворот…

01.05.2024

Как научиться переживать сложные, тяжкие моменты своей жизни? Ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 50-й главы книги…

01.05.2024

Задумывались ли вы, дорогие друзья, над вопросом — что важнее: наследственность или среда? Чтение из 2-й главы книги Исход,…

30.04.2024

Есть в технических вузах страшная дисциплина — Сопромат. Её полное название — Сопротивление материалов. В рамках этой дисциплины изучается, где…

30.04.2024

Что общего между служением древних еврейских пророков и тем служением, к которому Христос призывает всякого Своего последователя?…

30.04.2024

This website uses cookies.