Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56
О том, что Пилат отправил Господа Иисуса Христа к Ироду Антипе упоминает только евангелист Лука, и делает он это довольно подробно. Евангелист пишет, что Ирод давно хотел видеть Христа и задавал Ему множество вопросов, надеялся на совершение какого-нибудь чуда. Христос же не проронил ни слова. И уж тем более Он не стал уподобляться фокусникам. Почему? Потому что во всех смыслах слова перед Иродом, какие-либо действия на его глазах были бы бесполезны. А Господь не делает бесполезных вещей и не произносит бесцельных слов. Такой Его образ действия характерен во всех тех ситуациях, когда слушатель не ищет ответы на вопросы, когда обращение ко Христу продиктовано лишь любопытством, а не жаждой познания Истины. Так происходит на страницах Евангелия, а эпизод с Иродом — лишь наиболее яркий пример отношения Спасителя к праздным вопросам и к чудесам ради чудес. Собственно, схожим образом поступал Христос и в отношении ко всему множеству вопросов со стороны Своих оппонентов: книжников, фарисеев и саддукеев. С ними Он говорит, но не отвечает на их вопросы. Они ведь и без Него все знают, они ощущают своё знание полным, настолько полным, что Воплотившийся Бог не может их научить чему-либо новому. Всё это заставляет задуматься о том, с какими целями мы сами подходит ко Христу? Для чего мы это делаем? Хотим послушать приятные слова о высоком и продолжить жить так, как жили до этого? Хотим удостовериться в том, что Евангелие соткано из противоречий и не имеет связи с реальностью? А в чем суть наших молитв, ведь молитвы это не только славословие и просьбы, это ещё и вопросы? Молчание Бога может говорить очень о многом. В том числе и о том, что тот, кто к Нему обращается не готов услышать ответ. И у Ирода, и у Пилата была вполне устоявшаяся жизнь. Они были сколь самодостаточны, столь же и самодовольны. Если они в чем-то и нуждались, то уж точно не во вмешательстве Бога. А если они и были готовы что-то менять, то не по слову Христа. Он им был совершенно не нужен, в их глазах Он был не более, чем ещё один забавный, жалкий и бессмысленный проповедник, который ничего не может дать для той жизни, которую они для себя избрали. Их отношение ко Христу и молчание Христа поразительно часто повторяются на протяжении истории, и первое, и второе можно встретить повсюду. Богу всегда есть, что сказать человеку. Всегда есть, чему научить даже самого опытного и самого учёного человека. Но хотим ли мы слышать и учиться? Есть ли в нас тот дискомфорт и та неудовлетворённость, которые может уничтожить лишь Бог? Ведь если этого нет, то чем мы отличаемся от тех, кто кричал «Распни, распни Его»?