Евангелие от Луки, Глава 23, стихи 1-34,44-56
01 И поднялось все множество их, и повели Его к Пилату,
02 и начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем.
03 Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он сказал ему в ответ: ты говоришь.
04 Пилат сказал первосвященникам и народу: я не нахожу никакой вины в этом человеке.
05 Но они настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места.
06 Пилат, услышав о Галилее, спросил: разве Он Галилеянин?
07 И, узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме.
08 Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо,
09 и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему.
10 Первосвященники же и книжники стояли и усильно обвиняли Его.
11 Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату.
12 И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом.
13 Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ,
14 сказал им: вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его;
15 и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти;
16 итак, наказав Его, отпущу.
17 А ему и нужно было для праздника отпустить им одного узника.
18 Но весь народ стал кричать: смерть Ему! а отпусти нам Варавву.
19 Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство.
20 Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса.
21 Но они кричали: распни, распни Его!
22 Он в третий раз сказал им: какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу.
23 Но они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников.
24 И Пилат решил быть по прошению их,
25 и отпустил им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю.
26 И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом.
27 И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем.
28 Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших,
29 ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!
30 тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!
31 Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?
32 Вели с Ним на смерть и двух злодеев.
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
44 Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого:
45 и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине.
46 Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух.
47 Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник.
48 И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
49 Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на это.
50 Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый,
51 не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия,
52 пришел к Пилату и просил тела Иисусова;
53 и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном в скале, где еще никто не был положен.
54 День тот был пятница, и наступала суббота.
55 Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его;
56 возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
О том, что Пилат отправил Господа Иисуса Христа к Ироду Антипе упоминает только евангелист Лука, и делает он это довольно подробно. Евангелист пишет, что Ирод давно хотел видеть Христа и задавал Ему множество вопросов, надеялся на совершение какого-нибудь чуда. Христос же не проронил ни слова. И уж тем более Он не стал уподобляться фокусникам. Почему? Потому что во всех смыслах слова перед Иродом, какие-либо действия на его глазах были бы бесполезны. А Господь не делает бесполезных вещей и не произносит бесцельных слов. Такой Его образ действия характерен во всех тех ситуациях, когда слушатель не ищет ответы на вопросы, когда обращение ко Христу продиктовано лишь любопытством, а не жаждой познания Истины. Так происходит на страницах Евангелия, а эпизод с Иродом — лишь наиболее яркий пример отношения Спасителя к праздным вопросам и к чудесам ради чудес. Собственно, схожим образом поступал Христос и в отношении ко всему множеству вопросов со стороны Своих оппонентов: книжников, фарисеев и саддукеев. С ними Он говорит, но не отвечает на их вопросы. Они ведь и без Него все знают, они ощущают своё знание полным, настолько полным, что Воплотившийся Бог не может их научить чему-либо новому. Всё это заставляет задуматься о том, с какими целями мы сами подходит ко Христу? Для чего мы это делаем? Хотим послушать приятные слова о высоком и продолжить жить так, как жили до этого? Хотим удостовериться в том, что Евангелие соткано из противоречий и не имеет связи с реальностью? А в чем суть наших молитв, ведь молитвы это не только славословие и просьбы, это ещё и вопросы? Молчание Бога может говорить очень о многом. В том числе и о том, что тот, кто к Нему обращается не готов услышать ответ. И у Ирода, и у Пилата была вполне устоявшаяся жизнь. Они были сколь самодостаточны, столь же и самодовольны. Если они в чем-то и нуждались, то уж точно не во вмешательстве Бога. А если они и были готовы что-то менять, то не по слову Христа. Он им был совершенно не нужен, в их глазах Он был не более, чем ещё один забавный, жалкий и бессмысленный проповедник, который ничего не может дать для той жизни, которую они для себя избрали. Их отношение ко Христу и молчание Христа поразительно часто повторяются на протяжении истории, и первое, и второе можно встретить повсюду. Богу всегда есть, что сказать человеку. Всегда есть, чему научить даже самого опытного и самого учёного человека. Но хотим ли мы слышать и учиться? Есть ли в нас тот дискомфорт и та неудовлетворённость, которые может уничтожить лишь Бог? Ведь если этого нет, то чем мы отличаемся от тех, кто кричал «Распни, распни Его»?