Евангелие от Иоанна, Глава 14, стихи 1-11
01 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
02 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
03 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
04 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
05 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
06 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
07 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
08 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
09 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Ин., XIV, 1-11 (о. Дмитрий Барицкий)
1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
2 В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам.
3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я.
4 А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете.
5 Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
7 Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
8 Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас.
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Слова Спасителя, которую мы только что услышали, произнесены накануне страшных событий Страстной седмицы. Предчувствуя беду, апостолы пребывают в напряженном оцепенении, их сердца смущены. Еще немного и их жизнь радикально изменится. Господь прекрасно чувствует это настроение Своих учеников и заботливо поддерживает их.
Он напоминает им о вере в Бога — единственное, что может остаться у человека в подобной ситуации. Однако к этому Христос прибавляет еще одно: «и в Меня веруйте». Этот призыв Спасителя можно понять следующим образом: «Если Бог не пожелал ради человека даже Своего Сына и послал Его в мир на страдание и смерть, неужели вы думаете, что Он забыл о вас и бросит одних на произвол судьбы?»
Далее Господь поясняет, в чем же именно проявляется эта забота Бога о человеке: «В доме Отца Моего обителей много». Некоторые понимают это место, как указание на определенное иерархическое устройство духовного мира. Дескать, в словах Христа содержится намек на то, что там, в Небесном Царстве, люди занимают то положение, которое заслужили здесь на земле. Безусловно, можно понимать это и так. Однако в этих словах присутствует и другой смысл: «Не переживайте, в сердце Моего Отца места хватит для каждого. И то, что Я здесь, с вами, пришел ради вас умереть на кресте, — самое главное доказательство этому».
Следующие слова Христа очень четко свидетельствуют о том, что все-таки это за небесные обители, которые Он собирается приготовить для Своих последователей. Речь идет не о каком-то месте, где человеку будут доступны различные блаженные состояния. Господь говорит ученикам: в итоге, когда Я выполню Свою миссию, то «возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я». Вот тот рай, о котором проповедует христианство. Это не автономное беззаботное существование в чудесном месте на протяжении вечности. В христианском понимании райское состояние, — это пребывание со Христом и во Христе. Почему? Потому что только в Нем есть полнота жизни. Он Сам есть «путь, истина и жизнь». Христианская религия — религия личных отношений с Богом. Именно степень глубины этих отношений, а не механическое исполнение предписаний церковного устава, является мерилом и показателем подлинной религиозности человека. Эту логику прекрасно иллюстрирует на первый взгляд парадоксальное высказывание Достоевского: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной».
На то, до какой же степени могут быть близки эти отношения человека и Бога, намекает ответ Спасителя на просьбу Филиппу: «покажи нам Отца». Господь говорит ему: «между Мной и Отцом такое единство, что Я в Нем, а Он во Мне». Подобное единство может быть и между Творцом и Его творением. Господь пребывает в Своих учениках. Опыт наших святых, которые являли Христа своей жизнью, — яркое тому подтверждение. Пусть во всяких жизненных обстоятельствах это дарит нашему сердцу надежду. Ведь каждому Своему ученику Спаситель обещает: в любой момент «приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».