Мф., 4 зач., II, 13-23 (еп. Феоктист (Игумнов)
13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские
23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
Комментирует епископ Городищенский Феоктист.
Апостол Матфей заканчивает свой пространный рассказ о рождении Христа Спасителя сообщением, что после всех событий Иосиф и Мария с младенцем Иисусом возвращаются туда, откуда пришли в Вифлеем до рождения Спасителя — в Галилейский Назарет. Вместе с этим апостол Матфей говорит довольно странную фразу «да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречётся». Все толкователи обращали своё внимание на то, что нигде в Ветхом Завете мы не находим пророчества о том, что Мессия будет назореем. Конечно, существует вероятность, что апостол ссылается на какое-то внебиблейское и не дошедшее до нас пророчество. Но Христос не был назореем в прямом смысле этого слова. У назореев — ветхозаветных аскетов — были совершенно чёткие признаки, которым Спаситель не соответствовал: к примеру, назореи воздерживались от вина, а Христос, как мы знаем, нет. Точно также Он, в отличие от назореев, не гнушался и прикосновением к мёртвым телам. Вероятнее всего, апостолу Матфею было важным показать преемственность опыта святости Ветхого Завета в Новом. Он делает это через проведение нити между рождением Иисуса Христа и историей рождения ветхозаветного судьи Самсона от Маноя и его неплодной жены, которой явился ангел со словами: «Вот, ты, неплодна и не рождаешь; но зачнешь и родишь сына... От самого чрева младенец сей будет назорей Божий» (Суд. 13:3-5). По мнению современных исследователей, именно в этом ключе стоит понимать слова апостола Матфея о назорействе Господа Иисуса Христа. Эта их мысль подтверждается и дальнейшим рассказом, который не вошёл в сегодняшнее евангельское чтение и который повествует об Иоанне Крестителе. Последний был назореем в полном смысле этого слова. Он был последним и самым ярким носителем образа святости и аскезы Ветхого Завета. Все это имеет лишь одну цель: показать, что Иисус есть Мессия и что вся новозаветная история является продолжением истории Ветхого Завета, а христиане с полным правом могут отсчитывать свою историю не со времени пришествия в мир Христа, и не с момента Его Вознесения или же Сошествия Святого Духа на апостолов, а с Авраама, христианство — это естественное развитие тех обетований, которые Бог дал Аврааму и всем праотцам.