* Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
350px-IkonaZapovediBlazhenGIM

Заповеди блаженства

Мф., IV, 25 - V, 13 (о. Дмитрий Барицкий)

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

ГЛАВА 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.
13 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.

Изначально Евангелие от Матфея было написано для евреев, проживающих в Палестине. По их мнению, Мессия должен быть Новым Моисеем. Подобно этому великому пророку древности Он должен был вывести Свой народ из страны рабства и даровать ему новый закон. Именно эту идею апостол Матфей постоянно подчеркивает своим рассказом о Спасителе. Так, например, как Моисей написал для евреев пять священных книг, которые называются Тора, так и Христос произнес пять речей, в которых сконцентрированы основы Его учения. И действительно, внимательный читатель заметит, что евангельское повествование Матфея имеет в своей основе пять длинных монологов Христа. Как Моисей дал евреям на горе Синай священный закон, в котором излагаются нормы жизни всякого члена богоизбранного народа, так и Спаситель произносит Свою главную проповедь, адресованную всякому Его последователю, на горе в Галилеи. Как в основе закона Моисея находятся 10 заповедей, так и ядром закона Христа являются 9 базовых положений, которые составляют конституционную основу всей христианской нравственности.

Итак, те слова, которые мы только что услышали, — параллель десяти заповедям, которые некогда Моисей дал евреям на горе Синай. Но в чем же тогда новизна учения Христа?

Первое, что обращает на себя внимание — закон, данный евреям на горе Синай, в первую очередь, регламентирует внешнее поведение человека: почитай родителей, не убей, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй и т.д. Слова же Христа обращены преимущественно к жизни нашего сердца. Речь идет об определенном внутреннем состоянии, которое человек может приобрести.

Если заповеди Моисея — это некий нравственный минимум, который должен выполнить человек. То есть они указывают на ту черту, за которую в своем поведении нельзя переступать. То заповеди же Христа — носят скорее рекомендательный характер. Это некие маркеры на том пути, который ведет к совершенству. И каждый сам определяет для себя, в какой степени он сможет их исполнить.

Есть еще одно. Если исполнение заповедей Моисея помогают не потерять человеческий облик, то исполнение заповедей Христа дарует человеку особое состояние, которое на русский язык переведено как «блаженство». Речь идет о благодати Божией, которая преображает жизнь, дарует людям покой и полноту. Поэтому, если исполняя заповеди Моисея, человек становится просто порядочным, то следуя заповедям Христа, он становится уникальным, святым, как говорит Спаситель, солью земли.

Наконец, пожалуй, самое главное. Заповеди Моисея может исполнить всякий, кто мало-мальски прислушивается к голосу своей совести. В каком-то смысле, следовать этим законам требует общество, воспитание, наконец, наша человеческая натура. Пройти же по тому пути, который нам предлагают заповеди Блаженства, сможет лишь тот, кто имеет личную веру в Бога. Ведь, в конечном счете, все они есть ни что иное, как способ обрести полноценное общение со Христом Спасителем.